Жак Калло (фр. Jacques Callot, ок. 1572-1635) — выдающийся французский гравер и рисовальщик начала XVII века, один из главных представителей стиля маньеризм в западноевропейском искусстве. Творческое наследие Жака Калло включает в себя свыше 1400 гравюр, выполненных преимущественно в технике офорта, а также около 2000 рисунков, самая крупная коллекция которых хранится в Государственном Эрмитаже (более 850). Внук стрелка гвардии герцога Лотарингского Карла III, наградившего его в 1584 году титулом дворянина, и сын герольда Карла III, Калло в течение четырех лет учился у нансийского ювелира Д. Крока (1607-1611 гг.), затем отправился в Италию. Обосновавшись в
Риме, изучал технику резцовой гравюры в мастерской Ф. Томассена и, очевидно, с его помощью выполнил свою первую подписную резцовую гравюру «Портрет Карла III» (1610 г.). Возможно, Жак Калло присутствовал в Нанси на похоронах герцога и мог быть задействован в создании ансамбля офортов страсбургских мастеров Брентела и Мериана «Торжественная церемония погребения Карла III» (1610 г.). О творческих контактах Калло с
Ж. Белланжем из документов неизвестно, однако, согласно немецкому живописцу и теоретику искусства, И. фон Зандрарту (1609-1684), который собрал обширную информацию о французской колонии художников в Риме, Калло был учеником Белланжа. Самый ранний опыт Жака Калло в технике офорта относится к 1612 году, когда совместно с А. Темпестой и Р. Скьяминодзи он принял участие в создании серии мемориальных гравюр (29), заказанной герцогом Тосканским Козимо II Медичи в связи со смертью испанской королевы Маргариты (сестры Кристины Лотарингской, жены Козимо II). В 1614 году, находясь уже во Флоренции, Калло делал рисунки с натуры и гравюры по произведениям А. дель Сарто, В. Салимбени и других художников. Поступив в мастерскую Дж. Париджи — гравера, архитектора, инженера и организатора городских и придворных празднеств, он усовершенствовал свои познания в области математики, перспективы, анатомии и не без посредничества Париджи был принят на службу к герцогу Козимо II. В 1616 году Жака Калло получил свой первый официальный заказ, выполнив 16 произведений на тему «Жизнь Фердинандо I Тосканского» (1616-1620 гг.). В 1618 году он гравировал для Козимо II и его матери «Планы и виды зданий Святой земли» — святыни Иерусалима, Вифлеема, Каира (47 листов). В 1621 году, после смерти герцога, Калло, потеряв придворное жалованье, вернулся в Нанси. Начиная с 1623 года, получив поддержку и покровительство герцога Лотарингского Генриха II, Калло часто работал по заказам двора, различных религиозных конгрегации и французского короля. Так, в 1626 году он создал гравюру «Осада Бреды», имевшую цель увековечить победу французов над испанской армией в 1625 году. В 1627-1628 гг. Жака Калло совершил путешествие по Фландрии и Голландии, где познакомился с утрехтским караваджистом
Г. ван Хонтхорстом и знаменитым фламандским портретистом
Антонисом Ван Дейком, который написал его портрет. В начале 1629 года, получив заказ от Людовика XIII на создание гравюр, призванных прославить победу над протестантами («Осада Ла-Рошели», «Осада Сен-Мартен-де-Ре»), Калло отправился в
Париж и находился там до июля 1630 года. Последние годы жизни художник провел в Нанси, где имел собственный дом на Плас-де-ла-Карьер, и в своем имении в Бэнвиль-сюр-Мадон. В этот период он часто создавал виды старинных деревень и герцогских резиденций, а также давал уроки рисования герцогу Гастону Орлеанскому, брату короля, жившему в 1629-1631 гг. при лотарингском дворе. В течение 1631-1634 гг. Жак Калло выполнил более 600 произведений на религиозные темы как на заказ, так и для продажи. На всем протяжении творческого пути ему сопутствовали успех, популярность и признание не только во Франции, но и за ее пределами. Гравюры Калло печатались большими тиражами и продавались в лавках книготорговцев Флоренции, Нанси, Парижа и других городов. Его офорты коллекционировали
Рембрандт, Ван Дейк, Д. Тенирс Младший. Сюжеты графических листов Жака Калло охватывают чрезвычайно широкий круг жизненных явлений. Он создавал композиции на религиозные и светские темы. Изображал городские и сельские пейзажи, бытовые, батальные, театральные и аллегорические сцены, выполнял портреты, многочисленные иллюстрации, а также титульные листы и фронтисписы для отчетов о придворных празднествах, для статутов религиозных орденов, богослужебных книг и теологических трактатов. Главная тема искусства Калло — это общественная жизнь, при этом художника интересовали не только маскарады, турниры, охоты, ярмарки, театральные зрелища и военные триумфы («Ярмарка в Импрунете» — 1620, «Ярмарка в Гондревилле» — 1622-1623, «Большая охота» — 1626, «Сдача Бреды» — 1628, серия «Большие виды Парижа» — 1630), но и трагические события Тридцатилетней войны, публичные казни на площадях, продажа рабов («Рынок рабов» — 1620, серии «Малые бедствия войны» — 1632 и «Большие бедствия войны» — 1633). Жак Калло создал яркую галерею представителей различных социальных сословий и исключительное многообразие типов и характеров. Герои его произведений — это придворная аристократия, ремесленники, торговцы, крестьяне, солдаты, бродячие комедианты, кочующие цыгане, нищие, калеки. Их образы отличаются удивительной конкретностью и жизненной убедительностью (серии «Каприччи» — 1617, «Цыгане» — 1621, «Нищие» — 1622, «Лотарингское дворянство» — 1626). Усовершенствовав заимствованный у Париджи тип мелкофигурной композиции, Калло прославился как мастер массовых сцен из народной жизни, которые включают иногда более 1000 персонажей. Так, Тенирс Младший, сделавший живописную копию с офорта Калло «Ярмарка в Импрунете», подсчитал, что в этой композиции изображено 1138 человеческих фигур, 45 лошадей и 137 собак. Офорт «
Ярмарка в Импрунете», к которому Жак Калло выполнил около 200 этюдов с натуры, представляет собой шедевр гравировального искусства художника и одно из самых ярких произведений европейской реалистической графики XVII века. В ранний период творчества Калло, подобно своему старшему современнику Ж. Белланжу, испытал влияние маньеризма. Маньеристические элементы можно обнаружить в сериях офортов «Война любви», «Война красоты», «Флорентийские интермедии» (1616-1617), «Горбуны», «Танцы бескостных и беззадых» (1622). В листах этих серий тонкое и проницательное наблюдение реальности сочетается с причудливой фантазией и гротеском. Для них типичны совмещение разных точек зрения в одной композиции, нарушение масштабных соотношений между фигурами, искажение пропорций и форм человеческого тела, неоправданно сложные позы и ракурсы, повышенная динамика. В серии «Каприччи» он показал существовавшие во флорентийском обществе социальные контрасты — парадоксальное соседство богатства и бедности, роскоши и нищеты, благополучия и нужды. Знаменитые офорты Калло «Партер в Нанси» (1625 г.) и «Карьер в Нанси» (1626 г.), в которых художник проявил талант бытописателя, — это своеобразная энциклопедия жизни лотарингского двора, его привычек, вкусов и развлечений: прогулки, беседы, катание на лодках, игра в мяч, кегли, крокет, рыцарские турниры, выступления фокусников, жонглеров, акробатов, танцоров. Обращаясь к библейским и евангельским сюжетам, Калло трактовал их обычно в аллегорическом или жанровом ключе: серии гравюр «Семь смертных грехов» (1617-1618 гг.) и «Блудный сын» (1634 г.), офорты «Мученичество св. Себастьяна» (1632-1633 гг.), «Сарепгская вдова» («Маленькая ферма»). Жак Калло использовал часто религиозный сюжет как камуфляж для выражения политических идей или сатиры: «Первое искушение св. Антония» (1616-1617 гг.) и «Второе искушение св. Антония» (1635 г.), серии гравюр «Большие Страсти» (1623 г.) и «Малые Страсти» (1624 г.). Среди немногочисленных портретов Калло особый интерес представляют портреты тосканского поэта Доменико Пери (1619) и Шарля Делорма — придворного медика герцога Гастона Орлеанского (1629 г.). Оба портрета, выполненные в реалистической манере, имеют декоративное обрамление, состоящее из аллегорических и символических атрибутов. В пейзажных рисунках и офортах Калло, созданных на основе зарисовок с натуры, как правило, присутствуют жанровые мотивы (сцены крестьянского труда, рыбной ловли, охоты, купания, стирки белья). Примечательная особенность батальных композиций Жака Калло — отсутствие героики сражений и военных подвигов. Его интересовали главным образом будни войны, солдатский быт. Он изображал обозы, походные госпитали, ежедневную муштру и грубые солдатские развлечения: игру в кости, попойки, драки, охоту на кур и свиней в окрестных деревушках, сцены поджогов, резни, мародерства и издевательств над военнопленными. Зрелые и поздние работы Калло поражают виртуозным исполнением и глубиной содержания. Для них характерна реалистическая и эмоционально окрашенная интерпретация изображаемых сюжетов. К шедеврам позднего периода творчества относятся его серии офортов «Малые бедствия войны» и «Большие бедствия войны» — непосредственный отклик художника на трагические события, связанные с завоеванием Лотарингии войсками Людовика XIII. Глазами очевидца Калло показал бесчисленные страдания, которые обрушились на его народ: кровопролитные сражения, казни, грабежи, толпы калек и нищих на дорогах, раненые в госпиталях. Эти графические серии вместе с офортом «Второе искушение св. Антония», являясь итогом творческого опыта Жака Калло, представляют собой своеобразное резюме технических возможностей мастера и особенностей его художественного стиля. Графическая манера Калло отличается яркой индивидуальностью. Его рисунки и гравюры демонстрируют исключительное мастерство в передаче света, пространства, пластики и движения фигур, а также острую наблюдательность в изображении конкретных деталей. Применение КАлло новых технических средств и новых инструментов для работы в офорте (твердый «флорентийский» лак и особой формы игла-резец) позволили ему с ювелирной тщательностью воспроизводить мелкофигурные массовые сцены и добиваться тончайшей ретуши на заднем плане. Виртуозно манипулируя иглой-резцом, он менял в процессе работы форму штриха и глубину резьбы и достигал редкого колористического богатства. Для ранних рисунков и гравюр типичны декоративная игра нервных прихотливых линий и орнаментальная трактовка силуэтов, когда легкий тончайший штрих внезапно трансформируется в толстый и энергичный. Зрелые и поздние листы художника характеризуются простотой и строгостью графических приемов. В частности, начиная с середины 1620-х пластика форм в рисунках Жака Калло достигается не методом светотеневой штриховки, а почти исключительно посредством изменения толщины и тона линии.