Эсташ Лесюэр, Ле Сюёр (Lesueur, Le Sueur, Eustache)

Эсташ Лесюэр, Ле Сюёр (Lesueur, Le Sueur, Eustache,1617-1655) - известный французский живописец, гравер и рисоваль­щик первой половины XVII века. Наряду с Ж. Стелла и Л. де Ла Гиром был одним из ведущих мастеров парижского «аттицизма». Родился в Париже 18 ноября 1617 года. Сын резчика по дереву, Эсташ Лесюэр поступил около 1632 года в мастерскую придворного художника Людовика XIII Симона Вуэ, с которым впоследствии долгие годы сотрудничал, в том числе выполняя декоративные работы по украше­нию Высшего податного суда и отеля канцлера К. де Бюльона. В мастерской Вуэ он познакомился с Шарлем Лебреном и Пьером Миньяром — будущими законодателями художест­венных вкусов в период царствования Людовика XIV. Лесюэр работал по заказам королевского двора и частной клиентуры, включая членов парижского парламента, при­дворных чиновников, богатых финансистов и торговцев. В 1644 он женился на Женевьеве Гуссе, дочери бакалей­щика, от которой имел семь детей, однако ни один из них не стал художником. Помощниками Эсташа Лесюэра были три его брата: Пьер, Антуан и Филипп, а также брат жены Тома Гуссе. В 1645 году за картину «Св. Павел, изгоняющий демона из мужчины» Лесюэр  был принят в члены парижской гиль­дии художников св. Луки, а в 1648 году стал одним из членов-учредителей Королевской Академии живописи и скульп­туры. В1649 году он получил должность ординарного живописца короля и написал May — алтарный образ «Св. Павел в Эфесе», предназначенный в дар собору Нотр-Дам (Париж, Лувр; моделло — Лондон, Национальная галерея). Отме­ченная влиянием Рафаэля, эта картина, самая амбици­озная в творческом наследии Лесюэра, ознаменовала апогей аттического стиля художника, характерными образцами которого являются также композиции «Соломон и ца­рица Савская», выполненная для отеля графини де Тоннэ-Шарант (1650, Бирмингем, Барберовский инсти­тут искусств), и «Христос в доме Марфы и Марии», нахо­дившаяся в XVII веке в церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа (после 1651, Мюнхен, Старая пинакотека). В ранний пе­риод творчества Лесюэр  обращался к сюжетам из Библии («Амнон и Фамарь» — ок. 1636, Нью-Йорк, Музей Метро­политен), Древней истории («Волумния и Ветурия перед Кориоланом» — ок. 1638-1639, Париж, Лувр) и античной мифологии: 8 картонов для серии шпалер, иллюстрирую­щих роман Ф. Колонны «Сон Полифила» (Дижон, Музей Маньен; Лос-Анджелес, Музей П. Гетти; Ле-Ман, Музей Тессе; Руан, Музей изящных искусств; Зальцбург, Галерея Резиденции), «Диана и Каллисто» (ок. 1638-1639, Дижон, Музей Маньен); «Спящая Венера и Купидон» (ок. 1636-1640, Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона). От своего учителя Вуэ Эсташ Лесюэр унаследовал широкую и сочную живописную манеру и яркий гармоничный колорит, од­нако в начале 1640-х он написал целый ряд более про­стых, скромных и строгих картин, которые ознаменовали начало формирования его индивидуального художествен­ного стиля («Введение Богоматери во Храм» — не ранее 1641, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). По своему призванию Лесюэр был декоративист, и именно в области декоративной живописи он создал свои самые интересные произведения. Около 1645-1647 гг. и в 1652 году он написал серию картин на мифологические сюжеты для Салона Любви и Салона Муз в особняке богатого финан­систа Н. Ламбера. Большинство из них в настоящее время хранится в Лувре. Этот декоративный ансамбль, вы­полненный на основе принципов эстетики классицизма, демонстрирует влияние Симона Вуэ («Похищение Ганимеда» — ок. 1645-1647, Париж, Лувр) и Никола Пуссена, находившегося в 1640-1642 гг. в Париже, однако отличается от живописи этих мастеров не только более легким рисунком и более мяг­ким линейным ритмом, но и гораздо более нюансирован­ным колоритом («Рождение Амура» — ок. 1645-1647, Па­риж, Лувр; «Клио, Эвтерпа и Талия» — 1652, Париж, Лувр). В 1645-1648 гг. Лесюэр написал по заказу картезианского мо­настыря Ла-Шартрёз-де-Вовер в Париже цикл произведе­ний на темы из жизни св. Бруно (Париж, Лувр), которые вызвали восхищение современников. Этим картинам, на­поминающим по стилю суровое искусство Сурбарана, присущи острая реалистическая наблюдательность и тон­кий психологизм. В 1776 году все 22 картины этого цикла, гравированные около 1680 года Ф. Шово, были приобретены Людовиком XVI. Самые знаменитые из них — «Молитва св. Бруно» и «Смерть св. Бруно». С конца 1640-х живопись Лесюэра постепенно меняет свою направленность. Произве­дения, созданные художником в поздний период творче­ства, демонстрируют увлечение искусством итальянского Ренессанса. Для них типичны простота композиционных решений, минимум аксессуаров, четкие контуры, благо­родный ритм линий и редкое чувство цветовой гармонии. Современники называли Лесюэра Л. С. «французским Рафаэлем», хотя он никогда не был в Италии. С творчеством Рафаэля и других мастеров итальянского Возрождения Лесюэр был знаком благодаря Вуэ, а также по гравюрам М. Раймонди, рисункам и картинам из королевских собраний и роспи­сям в замке Фонтенбло. Влиянием Рафаэля отмечены, в частности, такие работы как «Св. Петр воскрешает вдову Тавифу», созданную для капеллы Св. Петра в цер­кви Сент-Этьен-дю-Мон в Париже (1647, Торонто, Ху­дожественная галерея Онтарио), «Дарий Гистасп вскрыва­ет гробницу Нитокрисы», выполненную по заказу совет­ника парижского парламента Ведо де Граммона (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) и «Младе­нец Моисей на реке Нил» (ок. 1650, Санкт-Петербург, Го­сударственный Эрмитаж), написанную для генерального сюринтенданта почты Ж. де Нуво. Эпизоды из жизни про­рока Моисея, который наряду с Исааком, Иосифом и Иаковом считался прообразом Христа, были одной из на­иболее популярных тем во французской исторической живописи XVII века. Эсташ Лесюэр  выполнил для парижских отелей в конце 1640-х не менее четырех циклов произведе­ний, посвященных истории Моисея (для Г. де Фьёбе — 1647; Э. Ле Камю, Ж. де Нуво, де Тоннэ-Шарант — 1649). Картина «Младенец Моисей на реке Нил», хранящаяся в Государственном Эрмитаже, является одной из лучших в этой серии работ. Ее отличают поэтическая одухотворен­ность образов, исполненных благородного достоинства и спокойного величия, изысканная аранжировка мягких дра­пировок, исключительный по красоте пейзаж и утонченная колористическая гамма, построенная на сочетании не­жных приглушенных тонов. В отличие от произведения Пуссена на аналогичный сюжет (1654, Оксфорд, Музей Ашмолеан), он точно следовал в своей композиции биб­лейскому тексту (Исх. 2:1-8), в котором упомянуты в этом эпизоде лишь мать и старшая сестра Моисея. К числу ше­девров, созданных Лесюэром в конце творческого пути, принад­лежат картины «Представление Господа в Храме» (1652, Марсель, Музей изящных искусств) и «Месса св. Марти­на» (1654, Париж, Лувр). Первая из них была написана для главного алтаря церкви Сен-Сюльпис в Париже по заказу Ж. Ж. Олье и согласно его религиозной программе. Имен­но этим объясняется необычное для иконографии данно­го сюжета введение в композицию Бога Отца в окружении ангелов и изображение на заднем плане св. Иосифа, приносящего в жертву двух голубок. По сравнению со знаменитой картиной Симона Вуэ на эту же тему, выполненной для церкви Сен-Поль-Сен-Луи (1642, Париж, Лувр), компози­ция Лесюэра выглядит менее помпезной и репрезентативной и отличается более сдержанным колоритом и гораздо бо­лее глубоким раскрытием сокровенного смысла еван­гельского события. Исходящий от Младенца Иисуса свет воспринимается как символическое подтверждение слов старца Симеона о Христе («свет к просвещению язычни­ков» — Лк. 2:32), а поза коленопреклоненной пророчицы Анны с распростертыми руками, напоминающая крест, выражает не столько восхищение, сколько эмоциональ­ное потрясение, связанное с предвидением будущих мук Христа. К сожалению, эта картина по неизвестным причи­нам не была установлена в алтаре церкви Сен-Сюльпис, а Олье некоторое время спустя заказал алтарный образ дру­гому художнику — Лебрену («Сошествие Св. Духа на апостолов» — 1654-1657, Париж, Лувр). Не исключено, что на выбор Олье повлиял связанный с кармелитами кан­цлер Сегье, который протежировал Лебрену. «Месса св. Мартина» — одна из четырех, заказанных художнику в 1654 году бенедиктинским аббатством Мармутье-ле-Тур. Три другие — это «Видение св. Мартину Богоматери в со­провождении св. Агнессы и св. Терезы» (Париж, Лувр), «Св. Себастьян и св. Ирина» и «Св. Людовик ухаживает за больными» (Тур, Музей изящных искусств), написанная под влиянием сочинений св. Франсуа де Саля, который, восхваляя служение больным и бедным, ставил в пример милосердие св. Людовика. «Месса св. Мартина» поражает аскетическим лаконизмом и строгой логикой композици­онного построения. Лесюэр  трактовал чудо (огненный шар над головой св. Мартина — символ его пламенного мило­сердия) с бесхитростной ясностью и наивной простотой. Прихожане всецело погружены в молитву, и только жен­щина в красном платье, монах в белом одеянии и епископ, стоящий за спиной св. Мартина, внезапно застыли, оне­мев от удивления. В последние годы жизни Лесюэр  написал несколько аллегорических композиций для Банных апартаментов Анны Австрийской в Лувре (ок. 1653-1655, Ве­неция, Пинакотека Манфрединиана): «Юнона расточает благодеяния на Карфаген» и «Юнона мечет молнии на Трою», намекающие на события Фронды (1648-1653) и власть, которой обладала регентша, чтобы награждать верноподданных и наказывать мятежников. К числу по­следних работ Лесюэра относятся аллегорические картины «Триумф французской монархии» (не сохранилась, рисун­ки — в Лувре), «Королевское Величество» для апартамен­тов Людовика XIV в Лувре (1654-1655, Дейтон, Художест­венный институт) и «Аллегория совершенного министра» (1653, Дюнкерк, Музей изящных искусств), написанная по заказу богатого торговца Плансона в пандан к ранее вы­полненной для него композиции «Марк Курций устрем­ляется в пропасть» (не сохранилась). Лишенная парадной помпезности, строгая и поэтическая, эта картина принад­лежит к числу самых совершенных образцов французского классицизма. Длиннобородый старец с книгой, ассоции­рующийся с пророком Моисеем, олицетворяет «совер­шенного министра». Две окружающие его женские фигу­ры персонифицируют добродетели, которыми он должен обладать: Афина в шлеме, вооруженная эгидой и копьем, символизирует Мудрость, женщина с зеркалом — Осмот­рительность. Ребенок на заднем плане, призывающий к тишине, намекает на необходимость хранить государст­венные тайны. Выполненная в год окончания Фронды и возвращения в Париж кардинала Мазарини, картина Лесюэра была задумана, очевидно, как аллегория надежды на муд­рое правление преданного королю министра. Помимо жи­вописных произведений, творческий корпус Эсташа Лесюэра включа­ет в себя обширное графическое наследие, свидетель­ствующее о тщательной подготовке художника к работе над картинами (Париж, Лувр; Безансон, Музей изящных искусств и археологии; Шантийи, Музей Конде; Монпелье, Музей Фабра). Умер Лесюэр в Париже 30 апреля 1655 года.
 

Произведения: «Воскрешение сына вдовы в Наине» (до 1640, Париж, церковь Сен-Pox); «Встреча друзей» (ок. 1640-1644, Па­риж, Лувр); «Мужской портрет» (ок. 1640-1645, Хартфорд, Водсворт Атенеум); «Портрет мсье Альбера» (1641, Гере, Муници­пальный музей); «Архангел Рафаил покидает семью Товии» (ок. 1646-1647, Гренобль, Музей изящных искусств); «Возвращение Товии» (ок. 1646-1647, Париж, Лувр); «Свадебная ночь Товии» (ок. 1646-1647, Париж, Банк Париба); «Христос исцеляет слепого» (ок. 1646-1647, Потсдам, Сан-Суси, Картинная галерея); «Кали­гула приказывает перенести прах матери и брата в склеп пред­ков» (ок. 1647-1650, Хэмптон-Корт, Королевские собрания); «Ангел спасает Агарь и Измаила» (ок. 1648-1649, Ренн, Музей изящных искусств); «Александр и врач Филипп» (ок. 1648-1650, Лондон, Национальная галерея); «Иаков и его сын Иосиф» (1650, Париж, Лувр); «Благовещение» (1650, Толидо, Художественный музей); «Св. Семейство» (1651, Норфолк, Музей Крайслер); «Ка­ющаяся Магдалина» (1651, Лилль, Музей изящных искусств); «Благовещение» (1652), «Терпсихора» (1652), «Каллиопа» (1652), «Урания» (1652), «Мельпомена, Эрато и Полигимния» (1652), «Св. Гервасий и св. Протасий» (ок. 1652-1654, все — Париж, Лувр); «Мученичество св. Гервасия» (ок. 1652-1654, Лион, Музей изящных искусств); «Поклонение пастухов» (1653, Ла-Рошель, Музей); «Мужской портрет», «Несение креста», «Христос на кресте между Богоматерью, св. Иоанном и Магдалиной», «Сня­тие с креста», «Явление Христа Магдалине (Noli me tangere)» (все — Париж, Лувр); «Вакх и Ариадна» (Бостон, Музей изящных искусств); «Жертвоприношение Маноя» (Тулуза, Музей Авгус­тинцев); «Цинцинат оставляет свой плуг», «Цинцинат возвраща­ется к своему плугу» (Ле-Ман, Музей Тессе).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67