Пьер Миньяр (фр. Pierre Mignard, 1612-1695) - знаменитый французский живописец и рисовальщик XVII века, прославился как портретист и автор композиций на религиозные и мифологические темы. Имел прозвище Римский чтобы отличаться от брата Никола Миньяра. Учился в Бурже у Жана Буше. Вернувшись в Труа, где он родился, работал у скульптора Франсуа Жантий. Вскоре он уехал в Фонтенбло - город художников и столицу искусств того времени, где он изучал творчество копировал произведения Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Фреминета и других художников в замке Фонтенбло. Под покровительством маршала Витри Пьер Миньяр в 1633 году поступил в мастерскую придворного живописца Людовика XIII
Симона Вуэ, где повстречал своего будущего соперника
Шарля Лебрена. В конце 1635 года отправился в Италию, где провел более 20 лет (1635-1657 гг.). Испытал влияние художников римской и болонской школ (А. Карраччи, Ф. Альбани, Доменикино, Сассоферрато, П. да Кортоны, А. Сакки). Живя в
Риме, участвовал совместно с другими живописцами в создании копий с фресок Агостино и Аннибале Карраччи в палаццо Фарнезе, предназначенных для А. Л. дю Плесси, брата кардинала Ришелье. В Италии Пьер Миньяр приобрел известность главным образом благодаря картинам с изображением
Богоматери с Младенцем Христом, которые он трактовал в сентиментально-идиллическом ключе. Этим произведениям присущи плавная мелодичность линий, мягкая светотень, утонченная грация и налет слащавости, получивший в творчестве последователей Миньяра термин «mignardise». Миловидных
Мадонн Миньяра современники называли «mignardes» — «нежными». Из портретов Миньяра, выполненных в итальянский период, сохранились: «Портрет посла Мальты» (1653, Ла-Валлетта, Национальный музей) и «Мужской портрет», предположительно сенатора Марко Перуты (1654, Прага, Национальная галерея). «Портрет Папы Александра VII», написанный
в 1655 году, известен лишь по гравюре П. Л. ван Схюппена (1661,
Париж, Национальная библиотека). В 1657 году, возвращаясь во Францию, Миньяр некоторое время провел в Авиньоне, где встретился со своим старшим братом
Никола Миньяром, который сделал здесь карьеру как религиозный живописец. Находясь в Авиньоне, он познакомился с Мольером и написал впоследствии несколько портретов знаменитого драматурга, однако представление о них можно составить в настоящее время только по гравюрам и описаниям. Вернувшись в Париж уже известным художником и членом Римской Академии св. Луки, Пьер Миньяр выполнил в 1658 году первый из десяти портретов
Людовика XIV и вскоре стал одним из любимых портретистов короля и придворной знати. Помимо аллегорических и жанровых портретов, он создавал также композиции на исторические сюжеты, к числу которых принадлежит, в частности, его монументальная картина «Великодушие Александра Македонского» (1689, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанная, согласно аббату де Монвилю, для маркиза де Лувуа, первого министра Людовика XIV и сюринтенданта Королевских строений. Миньяр хотел затмить этим произведением прославленную композицию на эту же тему Шарля Лебрена, своего главного соперника («Семья Дария», 1660, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). В течение двух месяцев законченная картина Пьера Миньяра находилась в его мастерской и вызвала восторженные отзывы посещавших художника любителей искусств. Сюжет восходит к книге Плутарха «Сравнительные жизнеописания»: Александр Македонский после победы над персидским царем Дарием в сражении при Иссе (333 до н. э.) взял в плен его мать Сисигамбис, жену Статиру и двух дочерей. Миньяр показал тот момент, когда Александр Македонский входит в сопровождении своего друга Гефестиона в палатку Дария и великодушным жестом дарует пленникам свободу. Под видом Александра Македонского прославляется «король-солнце» Людовик XIV. Картина Миньяра — типичный образец живописи академического классицизма и официального придворного стиля, для которых характерны помпезная монументальность, театральная зрелищность и декоративная красочность. Несмотря на то что Миньяр рассматривался многими современниками как «рубенсист», он оставался верен на протяжении всего творческого пути принципам болонской художественной школы. Произведениям Пьера Миньяра присущи четкий лаконичный рисунок, искусная моделировка форм, яркая цветовая палитра и гладкая манера письма. Он обладал безупречным профессиональным мастерством в создании иллюзии глубины пространства и в группировке фигур, а также в передаче фактуры тканей, драгоценных украшений, деталей обстановки и аксессуаров. Одна из самых знаменитых работ Миньяра — роспись купола церкви монастыря Валь-де-Грас в Париже (1663-1666), в которой содержится более 200 фигур — изображение членов королевской семьи в окружении пророков, апостолов, ангелов и святых. Этот декоративный ансамбль, выполненный Миньяром по заказу Анны Австрийской, имел триумфальный успех и был прославлен Мольером в длинной поэме «Слава Валь-де-Грас» (1669). В 1665 году Миньяр декорировал дом банкира Б. Эрвара, в 1669 году - баптистерий церкви Св. Евстафия, в 1677-1678 гг. создал плафон в галерее замка Сен-Клу, в 1685 году расписал потолок Малой галереи в Версальском дворце. В 1690 году, после смерти Лебрена, Миньяр получил наконец долгожданную должность первого живописца короля и был назначен директором Королевской Академии живописи и скульптуры. Несмотря на то что ему было уже 80 лет, он продолжал сохранять творческую активность и, получая престижные заказы, много и плодотворно работал. В последние годы жизни Пьер Миньяр выполнил два плафона для Малых апартаментов в Версальском дворце, писал портреты и картины на христианские сюжеты. Это был пик его художественной карьеры. Подводя итоги своего творческого пути, Миньяр изобразил себя в «Автопортрете» 1690 г. (Париж,
Лувр) с теми из своих произведений, которые считал самыми главными: эскиз маслом для купола церкви в монастыре Валь-де-Грас и проект триумфальной арки на Королевской площади в Париже (ныне площадь Вогезов), который остался нереализованным. В своей последней картине — «Автопортрет со св. Лукой, рисующим Богоматерь с Младенцем Христом» (1695, Труа, Музей изящных искусств и археологии), сопоставляя себя со св. Лукой, М. выразил таким образом чувство гордости своими художественными достижениями. Пьер Миньяр умер 30 мая 1695 года и похоронен в монастыре якобинцев в Париже. После смерти Миньяра все его произведения, в том числе свыше 300 рисунков, вошли в состав королевских собраний Людовика XIV.
Произведения: «Портрет детей герцога де Буйона» (1647, Гонолулу, Академия искусств); «Св. Семейство с аллегорией Искупления» (ок. 1650-1655, Руан, Музей изящных искусств); «Портрет живописца» (ок. 1655, Дижон, Музей изящных искусств); «Богоматерь с виноградом» (1656, Париж, Лувр); «Обручение св. Екатерины» (1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Девочка, пускающая мыльные пузыри» (1674,
Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Конный портрет Людовика XIV» (1673, Турин, Галерея Сабауда); «Портрет Ж. Б. Кольбера» (ок. 1677-1682, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Христос и самаритянка» (1681, Роли, Северная Каролина, Художественный музей); «Портрет Луизы Рене Керу-аль, герцогини Портсмутской» (1682, Лондон, Национальная портретная галерея); «Несение креста» (1684, Париж, Лувр); «Нептун, предлагающий морское царство королю» (1684, Компьен, Национальный музей замка); «Портрет дофина с семьей» (ок. 1687-1688, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Христос и самаритянка» (1690), «Св. Цецилия» (1691), «Портрет мадам де Ментенон» (1691, все — Париж, Лувр); «Портрет жены министра морского флота маркизы де Сенелей в виде Фетиды с двумя сыновьями» (1691, Лондон, Национальная галерея).