Филипп де Шампань, де
Шампень (фр. Philippe de Champaigne, 1602, Брюсель - 1674, Париж) — выдающийся французский живописец фламандского происхождения, один из ведущих мастеров парижской художественной школы XVII века. В 1614-1618 учился в Брюсселе у Ж. Буйона и М. де Бордо, в 1619 году продолжил свое образование в Монсе у неизвестного живописца, в 1620 году — в мастерской пейзажиста
Жака Фукьера, от которого унаследовал тонкость в передаче световоздушной среды. В 1620 году Шампень мог отправиться в Италию, чтобы завершить свое художественное образование или поступить в мастерскую
Рубенса. Однако Филипп де Шампень использовал третью возможность: он последовал за Фукьером во Францию. Приехав в 1621 году в
Париж, он провел некоторое время в мастерской
Ж. Лаллемана, работавшего тогда в традициях маньеристической школы Фонтенбло, и в 1625 году написал по его эскизам алтарную картину «Члены парижского муниципалитета перед св. Женевьевой» для церкви Сент-Женевьев-дю-Мон (Париж, церковь Монтиньи-Ланку). В 1625-1628 гг. Шампень с
Николя Пуссеном участвовал в декорировке Люксембургского дворца («Два музицирующих ангела» — 1628, Париж,
Лувр) под руководством
Николя Дюшена. Женившись на дочери Дюшена Шарлотте, Шампень унаследовал в 1628 году после смерти тестя его должность ординарного живописца королевы-матери Марии Медичи и камердинера короля. Благодаря покровительству Марии Медичи и кардинала Ришелье Филипп де Шампань довольно быстро добился популярности и сделал блестящую карьеру: в 1648 году он был одним из членов-учредителей Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1655 году стал профессором, затем ректором. Шампень приобрел известность главным образом как портретист и автор монументальных религиозных композиций для парижских церквей и дворцов, писал также картины на исторические сюжеты и пейзажи. Работал по заказам королевского двора (Мария Медичи, кардинал Ришелье, Людовик XIII, Анна Австрийская, кардинал Мазарини,
Людовик XIV), религиозных орденов и частных лиц, испытал влияние Рубенса и
Симона Вуэ. Раннее творчество Шампеня представляет собой своеобразный сплав позднего маньеризма, фламандского реализма и болонского академизма. Несмотря на то что Шампень никогда не был в Италии, его произведения свидетельствуют о знакомстве с венецианской живописью, искусством Караваджо и А. Карраччи. Однако исключительно высокое мастерство Шампеня в индивидуализации образов в сочетании с тщательной детализацией и материальной осязаемостью в трактовке тканей и бытовых подробностей выдают его фламандские корни. В 1629-1630 гг. он написал цикл картин на темы из жизни Богоматери для кармелитского монастыря на рю Сен-Жак в Париже. Некоторые произведения этой серии демонстрируют черты маньеристического стиля Лаллемана («Поклонение пастухов» — Лион, Музей изящных искусств; «Успение Богоматери» — Париж, Лувр), другие своей простотой и строгостью указывают на влияние Ф. Поурбуса («Представление Господа в Храме» — Дижон, Музей изящных искусств). В 1633 году по заказу секретаря кардинала Ришелье М. Ле Маля, каноника Нотр-Дам, Шампень создал композицию «Благовещение» (Кан, Музей изящных искусств), в 1635 году написал картину «Людовик XIII, коронуемый Викторией», посвященную поражению протестантов в Ла-Рошели (Париж, Лувр), в 1638 году выполнил алтарный образ «Успение Богоматери» для церкви Сен-Жермен-л'Оксеруа (Гренобль, Музей изящных искусств). Вместе с тем уже в начале своей художественной карьеры Шампень зарекомендовал себя как талантливый портретист. В портретном жанре он стремился к объективному воспроизведению внешности, характера и психологии своих моделей, избегая присущих барочному портрету сложных аллегорий и патетики. Шампеня с полным правом можно считать художественным историографом своей эпохи: в течение жизни он создал целую портретную галерею членов королевской семьи, государственных деятелей, писателей, ученых и представителей духовенства («Портрет кардинала Ришелье» — 1635, «Групповой портрет парижских эшевенов» — 1648, оба — Париж, Лувр; «Портрет Жана Батиста Кольбера» — 1655, Нью-Йорк,
Музей Метрополитен). В начале 1630-х он написал по поручению кардинала Ришелье серию портретов для галереи знаменитых людей в его дворце. Эти работы, благодаря их высоким живописным качествам, выдвинули его в число ведущих портретистов Парижа. Во второй половине 1630-х Шампень выполнил два ответственных королевских заказа: картины «Посвящение Генриха II Орлеанского, герцога Лонгевиля, в рыцари ордена Св. Духа» (1634-1635, не сохр.; реплики мастерской: Тулуза, Музей Августинцев; Труа, Музей изящных искусств и археологии) и «Обет Людовика XIII» (1637-1638, Кан, Музей изящных искусств). Первая из них, предназначенная для украшения капеллы Св. Духа в церкви августинского монастыря в Париже, представляет собой сочетание группового портрета и жанровой сцены. Шампень изобразил Людовика XIII в костюме Великого Магистра ордена Св. Духа принимающим клятву верности от Генриха II Орлеанского в присутствии главного казначея ордена Клода Бартиллье, канцлера Клода де Бюльона, секретаря суда Шарля Дюре и церемониймейстера Мишеля де Боклера. Необычная иконография «Обета Людовика XIII» обусловлена тем, что Шампень буквально следовал официальному тексту «Ex-voto Людовика XIII», подписанному 10 декабря 1637 года и подтвержденному 10 февраля 1638 года: Людовик XIII слагает с себя атрибуты власти (корону и скипетр) и вверяет их
Богоматери и распростертому у ее ног мертвому Христу, призывая тем самым своих подданных мужественно переносить поражения, лишения и утраты ради блага государства. В контексте исторических событий эпохи картина Шампеня имела политический, религиозный и моральный смысл, являясь своего рода мистическим оправданием войны, которую вела Франция совместно с протестантскими союзниками против католической Испании. В 1641-1644 гг. Филипп де Шампань работал над декорацией капеллы Сорбонны («Обручение Марии» — Лондон, собр. Уоллес; «Благовещение» — Клермон-Ферран, Нотр-Дам-дю-Пор), в 1644 году наряду с С. Вуэ, С. Бурдоном, Л. де Ла Гиром и другими художниками участвовал в создании произведений на сюжеты из жизни Богоматери, заказанных Анной Австрийской для часовни в Пале-Руаяль. В 1646 году Шампень получил заказ на цикл картин для личных апартаментов Анны Австрийской в бенедиктинском аббатстве Валь-де-Грас. Работа над этим циклом была прервана из-за Фронды и закончена лишь в 1656 году. Для одной из комнат в нижнем этаже он написал четыре картины на темы из жизни святых: «Св. Пелагия, молящаяся на горе Елеонской» (Майнц, Картинная галерея), «Кающаяся Мария Магдалина» (Париж, Лувр), «Зосима, причащающий Марию Египетскую» (Тур, Музей изящных искусств) и «Св. Пафнутий» (Париж, Лувр). Из пяти композиций, выполненных для трапезной, сохранились три: «Сон Илии» (Ле-Ман, Музей Тессе), «Пир в доме фарисея Симона» (Нант, Музей изящных искусств) и «Тайная вечеря» (Лион, собор). В 1657-1660 гг он написал три картины, иллюстрирующие сцены из жизни св. Гервасия и св. Протасия, завершив тем самым серию из шести картонов для шпалер, начатую по заказу парижской церкви Св. Гервасия и Св. Протасия Э. Ле Сюёром и продолженную С. Бурдоном («Явление св. Гервасия и св. Протасия св. Амвросию» — Париж, Лувр; «Обретение реликвий» — Лион, Музей изящных искусств; «Перенесение реликвий» — Париж, Лувр). Примечательно, что уже с конца 1640-х года Шампень сближается постепенно с монастырем Пор-Рояль, который являлся центром янсенизма — религиозно-политического течения, возникшего на основе учения голландского богослова К. Янсения (1585-1638). Янсенизм импонировал многим французским писателям, ученым, философам как своеобразная форма оппозиции абсолютизму, ортодоксальному католицизму и иезуитам (Б. Паскаль, Р. Декарт, Ж. Расин). Суровый аскетический дух Пор-Рояля, с его идеалами нравственного самоусовершенствования и благочестия, был, судя по всему, очень близок Шампеню, поскольку в его искусстве фигурирует именно тот круг сюжетов и образов, которые волновали Пор-Рояль. Это Св. Причастие («Тайная вечеря» — ок. 1652, Париж, Лувр); чудеса, связанные с терновым венцом Христа (картина «Ex-voto», написанная в ознаменование излечения дочери художника Катрин от паралича, — 1662, Париж, Лувр); окруженные особым почитанием в Пор-Рояле пророки Илия и Моисей («Сон пророка Илии» — 1656 или ок. 1662 г., Ле-Ман, Музей Тессе; «Пророк Моисей со скрижалями Закона» — 1648 г., Милуоки, Художественный музей), а также св. Магдалина и св. Иоанн Креститель, которые, покинув мир, посвятили себя Богу: Магдалина — ради любви к Христу, Иоанн Креститель — чтобы доказать спасительную и евхаристическую миссию Иисуса. В 1657 году, когда дочь Шампеня Катрин постриглась в монахини, отец подарил ей две картины в качестве назидательного примера и утешения: «Св. Магдалина в пустыне» (1657, Ренн, Музей изящных искусств) и «Св. Иоанн Креститель в пустыне» (1657, Гренобль, Музей изящных искусств). С 1654 года Филипп де Шампень конкурировал с
Шарлем Лебреном, участвовал в украшении дворца Тюильри под его руководством. Шампень делал фронтисписы для книг янсенистов и написал портреты крупнейших представителей янсенизма и руководителей монастыря Пор-Рояль: Жана Дювержье де Орана, аббата Сен-Сирана (ок. 1646-1647, Гренобль, Музей изящных искусств); аббата Мартина де Баркоса (ок. 1646-1648, частное собр.), аббатисы Анжелики Арно (1648, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона), Робера Арно д'Андийи (1667, Париж, Лувр); Жерома Ле Мэстра (1668, Карлсруэ, Кунстхалле). Для произведений Шампеня, созданных в зрелый и поздний периоды творчества, характерны величественная и благородная простота, строгость, сдержанность, а также точное следование библейским текстам, связанное с его глубокой верой и почитанием Священного Писания. Одна из самых знаменитых картин Шампеня, выполненных в этом стиле, — «Пророк Моисей со скрижалями Закона» (1648, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В отличие от большинства художников, изображавших скрижали закругленными в верхней части, Шампень, стремившийся к исторической достоверности, сделал их прямоугольными, согласно требованиям раннехристианской Церкви. На одной, освещенной скрижали помещены три закона, определяющие поведение человека по отношению к Богу, на другой, затененной, — семь остальных, которые относятся к ближнему. Картина поражает оптическим иллюзионизмом в передаче нервации кожи лица пророка, складок одежды, фактуры тканей, а также четко гравированного и визуально читаемого текста десяти заповедей на каменных скрижалях. Шампень трактовал образ Моисея как обращенный к человечеству призыв к благим мыслям и действиям (подчеркнутая фронтальность позы, полуоткрытый рот, выразительный, говорящий взгляд). После смерти кардинала Мазарини и начала самостоятельного правления Людовика XIV (1661) Филипп де Шампень продолжал оставаться в фаворе, и его талант был востребован. В 1663 году Филипп выполнил по заказу картезианского ордена композицию «Христос в Храме» (Анжер, Музей изящных искусств), в 1666 году он получил заказ на декорацию апартаментов дофина во дворце Тюильри, в 1671 году создал два произведения на сюжет «Успение Богоматери» для богаделен в Дурбане (церковь Сен-Жюльен-ан-Бошен) и в Бордо (церковь Св. Бруно), а в 1673 году выставил в парижском Салоне картину «Ужин в Эммаусе». Это была его последняя работа. Несмотря на высокую репутацию, которую Шампень имел при жизни, его искусство не оказало широкого влияния на молодых художников. Среди учеников Шампеня, помимо его племянника Жана Батиста Шампеня, были Ж. Морен и Ж. Алике, целиком посвятившие себя гравюре, а также Н. де Платт Монтань, помощник Шампеня в Валь-де-Грас и Тюильри. Кроме того, тесные контакты с Шампенем поддерживали Робер Нантейль и Ж. Эделинк, которые репродуцировали его картины в гравюрах. К концу жизни активно занимался педагогической деятельностью. Не оставил печатных трудов, но сохранились его лекции и комментарии, записанные в 1660-х годах Андре Фелибьеном.
Произведения: «Портрет кардинала Ришелье» (сер. 1630-х, Шантийи, Музей Конде); «Поклонение пастухов» (1644, Руан, собор Нотр-Дам); «Поклонение пастухов» (1644, Париж, частное собр.); «Портрет адвоката парижского парламента Омера II Талона (1595-1652)» (1649, Вашингтон, Национальная галерея); «Распятие» (1649, Париж, Лувр); «Благовещение» (1640-е, Лондон, собр. Уоллес); «Благовещение» (1640-е, Кингстон-апон-Халл, Городской музей и художественная галерея); «Кающаяся Магдалина» (до 1651, Хьюстон, Музей изящных искусств); «Портрет президента парижского парламента Помпона II де Бельевра (1606-1657)» (нач. 1650-х, Экс-ан-Прованс, Музей Гране); «Портрет Анри Грулара» (1654, Будапешт, Музей изобразительных искусств); «Распятие» (1655, Гренобль, Музей изящных искусств); «Портрет аббатисы Анжелики Арно» (1650-е, Шантийи, Музей Конде); «Молитва св. Карло Борромео» (Орлеан, Музей изящных искусств); «Иисус вручает ключи св. апостолу Петру» (Суассон, собор); «Vanitas» (Ле-Манн, Музей Тессе); «Ессе Homo» (Национальный музей Гранж де Пор-Рояль де Шам); «Св. апостол Филипп» (Париж, Лувр); «Добрый Пастырь» (Тур, Музей изящных искусств); «Воскрешение Лазаря» (Гренобль, Музей изящных искусств); «Мертвый Христос» (Париж, Лувр); «Вероника» (Брайтон, Художественная галерея и музей); «Месса св. Джулианы» (Бирмингем, Барберовский институт искусств); «Ужин в Эммаусе» (Анжер, Музей изящных искусств); «Ужин в Эммаусе» (Нант, Музей изящных искусств); «Тройной портрет кардинала Ришелье» (Лондон, Национальная галерея).