Симон Вуэ (Simon Vouet)

Симо́н Вуэ́ (фр. Simon Vouet; 1590-1649) — французский живописец-монументалист, портретист и декоратор. Родился в семье художника в Париже 9 января, где и прошло его детство. Живописи учился у своего отца Лорана Вуэ, и поэтому рано приобрел первые навыки в искусстве живописи. Отец Симона Вуэ работал в Лувре и участвовал в создании Королевской площади в столице; он был назван Генрихом IV «художником королевских конюшен» и выполнял множество декоративных и кустарных работ. Симон помогал отцу, овладевая мастерством и уже в четырнадцать лет поехал в Англию, чтобы самостоятельно написать там портрет знатной французской дамы, а в 1611 году Вуэ сопровождает французского посла в Константинополь и во время этой поездки пишет портрет турецкого султана Ахмеда I. Возвращаясь с Востока, он остался на пятнадцать лет в Италии. В 1612 году Вуэ отплывает в Венецию, где изучает живопись Тициана, Веронезе, Тинторетто. В начале 1614 переезжает в Рим, который был тогда главным центром европейской художественной жизни и притягивал живописцев разных национальностей. Вуэ обосновывается в Риме, где у него были многочисленные заказчики, среди них кардинал Барберини, который будет выбран папой под именем Урбана VIII. Изучение итальянской живописи оказало огромное влияние на формирование его стиля. Он выполняет многочисленные росписи (наиболее важные — для церкви «Сан-Лоренцо ин Лючино», в Риме: две драматические сцены из жизни св. Франциска (1624) и для собора св. Петра в Риме); портреты, из которых — «Автопортрет» (1627), картины на религиозные сюжеты, аллегории (знаменитая аллегория «Побеждённое время» (1627) с динамичными фигурами девушек — в музее Прадо, Мадрид). В 1624 году Симон Вуэ выбран князем Академии св. Луки (Художественной Академии) в Риме; в 1626 году он женится на Виржинии да Веццо, юной римлянке, которая была его моделью и ученицей, а позже — талантливой художницей и матерью его десяти детей. К 1627 году его живопись становится более виртуозной, красочной и пастозной. При Людовике XIII в сфере изящных искусств начинает формироваться особая государственная политика. В это время возникает сознательное стремление создать придворное искусство, возглавляемое французским художником, способным сформировать школу. Это искусство должно выражать величие и силу королевской власти, демонстрировать европейский уровень культуры французского двора и придавать ему пышность и блеск. В 1627 году король Людовика XIII, через своего посла в Риме, передаёт художнику свою волю видеть Симона Вуэ в Париже. В конце 1627 года Вуэ возвращается в Париж, получает квартиру и мастерскую в Лувре, а также  звание «первого живописца короля», которое было создано для Вуэ и затем продержалось в течение почти двух столетий — оно давалось пожизненно и переходило к преемнику, как титул монарха. С 1630 года Симон Вуэ руководит мастерской королевских шпалер. Следуют многочисленные заказы на росписи, оформления и картины для замков, церквей, частных домов знати, как в Париже, так и в загородных резиденциях. Для Людовика III — в замке Сен-Жермен ан Лэ и в Рюэй; для кардинала Ришелье — во дворце кардинала (1632). Эти росписи и декоративные работы Вуэ не дошли до нашего времени; фрагменты сохранились в замках Фонтенбло и в Пале Рояль, в Париже). Он писал фрески, алтарные картины, портреты, создавал картоны для шпалер, панно с арабесками, фронтисписы книг и т.д. Его его декоративные работы известны главным образом по гравюрам М.Дориньи. Одно из лучших его произведений — декоративные композиции во дворце кардинала Ришелье Пале-Кардиналь (позднее Пале-Рояль).  В истории декоративной живописи Франции росписи Вуэ — необходимое связующее звено, занимающее место между росписями школы Фонтенбло и декоративными ансамблями Лебрена.  Симон Вуэ исполнил алтарные картины для парижских церквей, таких как Сэн-Эсташ (1635) и Сэн-Поль-Сэн-Луи («Представление Иисуса в храме», 1640 - 1641 гг., в настоящее время в Лувре). 1634-1637 гг. - наиболее блестящий период его творчества. Картины-аллегории, как «Богатство» и «Милосердие» (обе — в Лувре) — из числа шедевров этого периода. В 1640 году Людовик XIII обязывает Николу Пуссена приехать во Францию. Пребывание в Париже великого Пуссена слегка поколебало почти двадцатилетнюю монополию Вуэ в художественной жизни Парижа, но, тем не менее, он всегда имел многочисленные заказы. Он пишет ряд замечательных картин на мифологические и религиозные сюжеты, как «Смерть Дидоны» (1642) и «Венера и Адонис». К сожалению, в поздний период Вуэ был настолько занят заказами, что это стало сказываться на качестве его живописи. Он часто впадал в схематизм, а краски утратили свою прежнюю силу. Однако эти поздние работы Вуэ не должны заслонять его творческих достижений — исполненных патетики и поэтичности мифологических и аллегорических картин, великолепных портретов, масштабных декоративных росписей.Один из шедевров позднего Вуэ — «Сатурн, побеждённый Надеждой, Красотой и Любовью» (1645-1646 гг.). Симон Вуэ умер в осаждённом Париже (это была эпоха Фронды) в 1649 году. Его слава со временем померкла. В XIX он был почти забыт. Вуэ удалось вдохновить целое поколение талантливых учеников, которые по-своему продолжили его путь. Судя по всему, он был прекрасным педагогом, через мастерскую Вуэ прошли такие художники, как Ф. Перрье, Эсташ Лесюэр, Пьер Миньяр, наконец, Шарль Лебрен, будущий глава французской художественной школы при дворе Людовика XIV. На протяжении двух столетий Симон Вуэ считался одним из классиков французской живописи. Его произведения почти в равной степени с произведениями Пуссена служили образцом для последующих поколений французских художников академического типа, творчество Вуэ ставилось в пример. В 20 веке оценка творчества Вуэ кардинально изменилась, к художнику стали относиться с пренебрежением, называя его эклектиком и отказывая во всякой оригинальности. Но творческие интересы и возможности художника были исключительно разнообразны, и во многом благодаря деятельности Вуэ и его школы художественная жизнь во Франции получила размах и масштабность. 


 
«По­хи­ще­ние Ев­ро­пы», ок. 1640, Мад­рид, Му­зей­Тис­сен-Бор­не­мис­са; «Ал­ле­го­рия Бо­гат­ст­ва», 1633, Па­риж, Лувр; «Туа­лет Ве­не­ры», 1640 (Carnegie Museum of Art, Pittsburgh)
 


 
«Са­турн, по­беж­дён­ный На­деж­дой, Кра­со­той и Лю­бовью», 1645-1646, му­зей Бер­ри в Бур­же; «Ве­не­ра, спя­щая на об­ла­ке», 1630-1640, Му­зей изоб­ра­зи­тель­ных ис­кус­ств, Бу­да­пешт; «Не­бес­ное ми­ло­сер­дие», 1640, Па­риж, Лувр
 


 
«Тай­ная ве­че­ря», пос­ле 1627, Па­лац­цо Апос­то­ли­ко; «Порт­рет Го­ше де Ша­тиль­он», 1640-1641, Па­риж. Лувр; «Ал­ле­го­ри­чес­кий порт­рет Ан­ны Ав­стрий­ской» (в об­ра­зе Ми­нев­ры), пос­ле 1643, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург
 


 
Си­мон Вуэ со­зда­вал кар­то­ны для го­бе­ле­нов: «По­хи­ще­ние Ифи­ге­нии», XVIII век, Ко­ро­лев­ская ма­ну­фак­ту­ра Го­бе­ле­нов (Па­риж, Фран­ция), со­бра­ние двор­ца Бан­дей­ран­те, Сан-Па­у­лу, Бра­зи­лия; «Сам­сон на пи­ру у фи­лис­тим­лян», пер­вая по­ло­ви­на XVII ве­ка, ма­ну­фак­ту­ра Го­бе­ле­нов, Па­риж, Лувр.
 


 
«Му­зы Ура­ния и Ка­ли­оп­па», 1634, На­цио­наль­ная Га­ле­рея ис­кус­ст­ва (National Gallery of Art), Ва­шинг­тон; «Ве­не­ра, Марс, Ку­пи­дон и Хро­нос», ок. 1640, Ху­до­жест­вен­ный му­зей Рин­глинг, Са­ра­со­та, штат Фло­ри­да, США.
 


 
«Лот с до­черь­ми», 1633, Страс­бург, Му­зей изящ­ных ис­кус­ств; «Га­дал­ка», 1618, На­цио­наль­ная га­ле­рея Ка­на­ды, От­та­ва
 


 
«От­дых Диа­ны», 1637, Royal collection, Хэмп­тон Корт, Лон­дон; «Лук­ре­ция и Тарк­ви­ний», 1620, част­ная кол­лек­ция (или ра­бо­та уче­ни­ка Вуэ Эс­та­ша Ле­сю­э­ра)
 


 
В 1623 го­ду Вуэ по­лу­чил прес­тиж­ный за­каз от Па­пы Ур­ба­на VIII на со­зда­ние ал­тар­но­го об­ра­за для ба­зи­ли­ки собора Свя­то­го Пет­ра в Ри­ме. Ал­тар­ные мо­де­ли, 1625, Му­зей ис­кус­ст­ва, Лос-Ан­дже­лес.
 


 
«Свя­той Иеро­ним и ан­гел», ок. 1622, На­цио­наль­ная га­ле­рея, Ва­шинг­тон; «Апо­фе­оз Лю­до­ви­ка XIII», 1630-е, Па­риж, Лувр
 


 
"Ал­ле­го­рия Бла­го­ра­зу­мия", ок. 1645, Мон­пелье, Му­зей Фаб­ра; "Ма­дон­на с младенцем", Му­зей изящ­ных ис­кус­ств, Ли­он; "Бел­ло­на", 1630, Ин­ди­а­на­по­лис­ский му­зей ис­кус­ств, США
 


 
"Свя­той Гильом Ак­ви­тан­ский", 1649; "Ал­ле­го­рия До­сто­инст­ва", 1634; "Свя­тое се­мейст­во", 1625-1650, все Лувр, Па­риж 
 


   
"Хрис­тос, при­вя­зан­ный к ко­лон­не" (при­пи­сы­ва­ет­ся так­же уче­ни­кам Вуэ Эс­та­шу Ле­сю­э­ру или Шар­лю Леб­ре­ну); "По­ли­гим­ния, Му­за крас­но­ре­чия" (му­за тор­жест­вен­ных гим­нов); "Пред­став­ле­ние Гос­по­да в Хра­ме", 1941, все Лувр, Па­риж
 


 
"Вре­мя, по­беж­ден­ное На­деж­дой, Лю­бовью и Кра­со­той", 1727, му­зей Пра­до, Мад­рид; "Ма­дон­на с мла­ден­цем", 1-я по­ло­ви­на XVII ве­ка, Го­су­дар­ст­вен­ный Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург
 


 
"Свя­тая Ека­те­ри­на", 1614-1615, Кви­ри­наль­ский дво­рец, Рим; "Свя­той Си­мон", 2-я по­ло­ви­на XVII ве­ка, Му­зей изоб­ра­зи­тель­ных ис­кус­ств, Нант; "Вир­жи­ния да Вец­цо в об­ра­зе Ма­рии Маг­да­ли­ны", 1627, Му­зей ис­кус­ст­ва, Лос-Анд­же­лес
 


 
"Маг­да­ли­на", 1614-1615, Кви­ри­наль­ский дво­рец, Рим; "Ве­не­ра и Адо­нис", 1642, Му­зей Гет­ти (J. Paul Getty Museum), Лос-Анд­же­лес; "Св. Маг­да­ли­на", ок. 1630, Му­зей Пи­кар­дии, Амь­ен
 


 
"Ма­дон­на с ре­бен­ком и ан­ге­лом", 1642, Фи­ла­дель­фий­ский му­зей ис­кус­ст­ва; "По­ло­же­ние во гроб", Бель­гий­ский Ко­ро­лев­ский му­зей изоб­ра­зи­тель­ных ис­кус­ств
 


 
"Лук­ре­ция", На­цио­наль­ная га­ле­рея, Пра­га; "Туа­лет Ве­не­ры", 1628-39, Ху­до­жест­вен­ный му­зей, Цин­цин­на­ти; "Туа­лет Ве­не­ры", Го­су­дар­ст­вен­ный му­зей, Бер­лин
 


 
"Бег­ст­во Энея и его от­ца из Трои", 1635, Ху­до­жест­вен­ный му­зей Сан Ди­е­го, Ка­ли­фор­ния; "По­кло­не­ние че­ты­рех свя­тых Бо­жест­вен­но­му Име­ни (Св. Мер­ри осво­бож­да­ет за­клю­чен­ных), 1647, цер­ковь Сен-Мер­ри, Па­риж; "Не­ве­рие свя­то­го апос­то­ла Фо­мы", 1636, Му­зей изящ­ных ис­кус­ств, Ли­он
 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67