|
Симо́н Вуэ́ (фр. Simon Vouet; 1590-1649) — французский живописец-монументалист, портретист и декоратор. Родился в семье художника в Париже 9 января, где и прошло его детство. Живописи учился у своего отца Лорана Вуэ, и поэтому рано приобрел первые навыки в искусстве живописи. Отец Симона Вуэ работал в Лувре и участвовал в создании Королевской площади в столице; он был назван Генрихом IV «художником королевских конюшен» и выполнял множество декоративных и кустарных работ. Симон помогал отцу, овладевая мастерством и уже в четырнадцать лет поехал в Англию, чтобы самостоятельно написать там портрет знатной французской дамы, а в 1611 году Вуэ сопровождает французского посла в Константинополь и во время этой поездки пишет портрет турецкого султана Ахмеда I. Возвращаясь с Востока, он остался на пятнадцать лет в Италии. В 1612 году Вуэ отплывает в Венецию, где изучает живопись Тициана, Веронезе, Тинторетто. В начале 1614 переезжает в Рим, который был тогда главным центром европейской художественной жизни и притягивал живописцев разных национальностей. Вуэ обосновывается в Риме, где у него были многочисленные заказчики, среди них кардинал Барберини, который будет выбран папой под именем Урбана VIII. Изучение итальянской живописи оказало огромное влияние на формирование его стиля. Он выполняет многочисленные росписи (наиболее важные — для церкви «Сан-Лоренцо ин Лючино», в Риме: две драматические сцены из жизни св. Франциска (1624) и для собора св. Петра в Риме); портреты, из которых — «Автопортрет» (1627), картины на религиозные сюжеты, аллегории (знаменитая аллегория « Побеждённое время» (1627) с динамичными фигурами девушек — в музее Прадо, Мадрид). В 1624 году Симон Вуэ выбран князем Академии св. Луки (Художественной Академии) в Риме; в 1626 году он женится на Виржинии да Веццо, юной римлянке, которая была его моделью и ученицей, а позже — талантливой художницей и матерью его десяти детей. К 1627 году его живопись становится более виртуозной, красочной и пастозной. При Людовике XIII в сфере изящных искусств начинает формироваться особая государственная политика. В это время возникает сознательное стремление создать придворное искусство, возглавляемое французским художником, способным сформировать школу. Это искусство должно выражать величие и силу королевской власти, демонстрировать европейский уровень культуры французского двора и придавать ему пышность и блеск. В 1627 году король Людовика XIII, через своего посла в Риме, передаёт художнику свою волю видеть Симона Вуэ в Париже. В конце 1627 года Вуэ возвращается в Париж, получает квартиру и мастерскую в Лувре, а также звание «первого живописца короля», которое было создано для Вуэ и затем продержалось в течение почти двух столетий — оно давалось пожизненно и переходило к преемнику, как титул монарха. С 1630 года Симон Вуэ руководит мастерской королевских шпалер. Следуют многочисленные заказы на росписи, оформления и картины для замков, церквей, частных домов знати, как в Париже, так и в загородных резиденциях. Для Людовика III — в замке Сен-Жермен ан Лэ и в Рюэй; для кардинала Ришелье — во дворце кардинала (1632). Эти росписи и декоративные работы Вуэ не дошли до нашего времени; фрагменты сохранились в замках Фонтенбло и в Пале Рояль, в Париже). Он писал фрески, алтарные картины, портреты, создавал картоны для шпалер, панно с арабесками, фронтисписы книг и т.д. Его его декоративные работы известны главным образом по гравюрам М.Дориньи. Одно из лучших его произведений — декоративные композиции во дворце кардинала Ришелье Пале-Кардиналь (позднее Пале-Рояль). В истории декоративной живописи Франции росписи Вуэ — необходимое связующее звено, занимающее место между росписями школы Фонтенбло и декоративными ансамблями Лебрена. Симон Вуэ исполнил алтарные картины для парижских церквей, таких как Сэн-Эсташ (1635) и Сэн-Поль-Сэн-Луи («Представление Иисуса в храме», 1640 - 1641 гг., в настоящее время в Лувре). 1634-1637 гг. - наиболее блестящий период его творчества. Картины-аллегории, как « Богатство» и « Милосердие» (обе — в Лувре) — из числа шедевров этого периода. В 1640 году Людовик XIII обязывает Николу Пуссена приехать во Францию. Пребывание в Париже великого Пуссена слегка поколебало почти двадцатилетнюю монополию Вуэ в художественной жизни Парижа, но, тем не менее, он всегда имел многочисленные заказы. Он пишет ряд замечательных картин на мифологические и религиозные сюжеты, как « Смерть Дидоны» (1642) и « Венера и Адонис». К сожалению, в поздний период Вуэ был настолько занят заказами, что это стало сказываться на качестве его живописи. Он часто впадал в схематизм, а краски утратили свою прежнюю силу. Однако эти поздние работы Вуэ не должны заслонять его творческих достижений — исполненных патетики и поэтичности мифологических и аллегорических картин, великолепных портретов, масштабных декоративных росписей.Один из шедевров позднего Вуэ — « Сатурн, побеждённый Надеждой, Красотой и Любовью» (1645-1646 гг.). Симон Вуэ умер в осаждённом Париже (это была эпоха Фронды) в 1649 году. Его слава со временем померкла. В XIX он был почти забыт. Вуэ удалось вдохновить целое поколение талантливых учеников, которые по-своему продолжили его путь. Судя по всему, он был прекрасным педагогом, через мастерскую Вуэ прошли такие художники, как Ф. Перрье, Эсташ Лесюэр, Пьер Миньяр, наконец, Шарль Лебрен, будущий глава французской художественной школы при дворе Людовика XIV. На протяжении двух столетий Симон Вуэ считался одним из классиков французской живописи. Его произведения почти в равной степени с произведениями Пуссена служили образцом для последующих поколений французских художников академического типа, творчество Вуэ ставилось в пример. В 20 веке оценка творчества Вуэ кардинально изменилась, к художнику стали относиться с пренебрежением, называя его эклектиком и отказывая во всякой оригинальности. Но творческие интересы и возможности художника были исключительно разнообразны, и во многом благодаря деятельности Вуэ и его школы художественная жизнь во Франции получила размах и масштабность.
|
«Похищение Европы», ок. 1640, Мадрид, МузейТиссен-Борнемисса; «Аллегория Богатства», 1633, Париж, Лувр; «Туалет Венеры», 1640 (Carnegie Museum of Art, Pittsburgh)
|
|
|
«Сатурн, побеждённый Надеждой, Красотой и Любовью», 1645-1646, музей Берри в Бурже; «Венера, спящая на облаке», 1630-1640, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Небесное милосердие», 1640, Париж, Лувр
|
|
|
«Тайная вечеря», после 1627, Палаццо Апостолико; «Портрет Гоше де Шатильон», 1640-1641, Париж. Лувр; «Аллегорический портрет Анны Австрийской» (в образе Миневры), после 1643, Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
|
|
Симон Вуэ создавал картоны для гобеленов: «Похищение Ифигении», XVIII век, Королевская мануфактура Гобеленов (Париж, Франция), собрание дворца Бандейранте, Сан-Паулу, Бразилия; «Самсон на пиру у филистимлян», первая половина XVII века, мануфактура Гобеленов, Париж, Лувр.
|
|
|
«Музы Урания и Калиоппа», 1634, Национальная Галерея искусства (National Gallery of Art), Вашингтон; «Венера, Марс, Купидон и Хронос», ок. 1640, Художественный музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида, США.
|
|
|
«Лот с дочерьми», 1633, Страсбург, Музей изящных искусств; «Гадалка», 1618, Национальная галерея Канады, Оттава
|
|
|
«Отдых Дианы», 1637, Royal collection, Хэмптон Корт, Лондон; «Лукреция и Тарквиний», 1620, частная коллекция (или работа ученика Вуэ Эсташа Лесюэра)
|
|
|
В 1623 году Вуэ получил престижный заказ от Папы Урбана VIII на создание алтарного образа для базилики собора Святого Петра в Риме. Алтарные модели, 1625, Музей искусства, Лос-Анджелес.
|
|
|
«Святой Иероним и ангел», ок. 1622, Национальная галерея, Вашингтон; «Апофеоз Людовика XIII», 1630-е, Париж, Лувр
|
|
|
"Аллегория Благоразумия", ок. 1645, Монпелье, Музей Фабра; " Мадонна с младенцем", Музей изящных искусств, Лион; "Беллона", 1630, Индианаполисский музей искусств, США
|
|
|
"Святой Гильом Аквитанский", 1649; "Аллегория Достоинства", 1634; "Святое семейство", 1625-1650, все Лувр, Париж
|
|
|
"Христос, привязанный к колонне" (приписывается также ученикам Вуэ Эсташу Лесюэру или Шарлю Лебрену); "Полигимния, Муза красноречия" (муза торжественных гимнов); "Представление Господа в Храме", 1941, все Лувр, Париж
|
|
|
"Время, побежденное Надеждой, Любовью и Красотой", 1727, музей Прадо, Мадрид; "Мадонна с младенцем", 1-я половина XVII века, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
|
|
"Святая Екатерина", 1614-1615, Квиринальский дворец, Рим; "Святой Симон", 2-я половина XVII века, Музей изобразительных искусств, Нант; "Виржиния да Веццо в образе Марии Магдалины", 1627, Музей искусства, Лос-Анджелес
|
|
|
"Магдалина", 1614-1615, Квиринальский дворец, Рим; "Венера и Адонис", 1642, Музей Гетти (J. Paul Getty Museum), Лос-Анджелес; "Св. Магдалина", ок. 1630, Музей Пикардии, Амьен
|
|
|
"Мадонна с ребенком и ангелом", 1642, Филадельфийский музей искусства; "Положение во гроб", Бельгийский Королевский музей изобразительных искусств
|
|
|
"Лукреция", Национальная галерея, Прага; "Туалет Венеры", 1628-39, Художественный музей, Цинциннати; "Туалет Венеры", Государственный музей, Берлин
|
|
|
"Бегство Энея и его отца из Трои", 1635, Художественный музей Сан Диего, Калифорния; "Поклонение четырех святых Божественному Имени (Св. Мерри освобождает заключенных), 1647, церковь Сен-Мерри, Париж; "Неверие святого апостола Фомы", 1636, Музей изящных искусств, Лион
|
|
|
e-mail: info@dpholding.ru : (967) 105-68-67
|
|
|