БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ - икона, написанная в начале XII века в Константинополе, одна из древнейших святынь Русской земли. Относится к византийскому типу Елеусы (греч. Eleusa — «Милующая»), или Умиления (Милосердная). Представляет собой поясное изображение Богоматери в темно-красном с алой каймой мафории, с Младенцем Христом на правой руке, в нежном, порывистом движении обнимающим Мать за шею и прильнувшим щекой к Ее щеке. Икона написана с необычайной теплотой, отличается изысканной пластикой линий, совершенством силуэта. На киматии Христа — клав, оливково-зеленая полоса вокруг пояса и через плечо, — византийский знак царской власти. Золотой фон символизирует Божественный свет. По сторонам — византийская контрактура, сокращение слов с помощью первой и последней буквы: MP ΘV (греч. «Матерь Божия»), рядом IС ХС (греч. «Иисус Христос»). По преданию, икона восходит к типу Одигитрии, впервые написанному евангелистом Лукой в Иерусалиме с самой Богоматери на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство. Эту икону благословила Богоматерь. С тех пор Св. Лука почитается как первый живописец и покровитель всех художников. Сказания о Луке-иконописце восходят к VI веку, в греческих рукописях они зафиксированы в X веке. Однако легенда приписывает евангелисту не одну, а несколько икон. Одна из них была прислана из Иерусалима в Константинополь (Богоматерь Иерусалимская; Богоматерь Одигон), другая хранилась в Эфесе (Богоматерь Торопецкая). Еще одна отправлена на Кипр (Богоматерь Киккская). Четвертая икона евангелиста Луки хранилась во Влахернах (Богоматерь Смоленская). В 1131 году один из списков иконы подарен константинопольским патриархом киевскому князю Мстиславу (1125— 1132). Вместе с иконой, в дальнейшем получившей название «Владимирская», на Русь была привезена другая (Богоматерь Пирогощая). Еще один список Константинопольской Одигитрии известен под названием Богоматерь Вознесенская. Множественность списков, однако, не противоречит главной идее — созданию подлинного образа, благословенного самой Богоматерью и потому распространяющего Божественную благодать. В 1155 году князь Андрей Боголюбский увез чудотворный образ на Север и поместил его в специально воздвигнутый Успенский собор во Владимире. После победы князя Андрея над волжскими болгарами в 1164 году икона впервые упоминается в летописи как Богоматерь Владимирская. Тогда же установлен праздник в ее честь (1 августа). Когда в 1238 году монголо-татары ворвались во Владимир и подожгли Успенский собор, икона Богоматери «чудесным образом» уцелела. В 1395 годуѢ полчища Тамерлана (в летописи — Темир Аксака) подошли к Москве. Князь Василий I Дмитриевич, моля Богоматерь о заступничестве, посылает во Владимир за святой иконой, и она прибывает в Москву. На месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь (церк.-слав. сърѢтение — встреча; теперь на этом месте проходит улица Сретенка); новый праздник «Сретения иконы Владимирской Божьей Матери» установлен 26 августа. После чудесного избавления от монгольского нашествия икону Богоматери Владимирской отождествляли с чудотворным образом константинопольской Одигитрии, написанным евангелистом Лукой, и она стала палладиумом Московского государства. Митрополит Фотий в 1410-х гг. украсил икону роскошным золотым окладом. Богоматерь Владимирская позднее несколько раз (?) возвращалась во Владимир, но в 1480 году была снова торжественно перенесена в Успенский собор Московского Кремля, только что отстроенный А. Фьораванти, зодчим из Болоньи. В том же году полчища Золотой Орды после «Стояния на Уфе» окончательно отступили, и это связали с заступничеством Богоматери. Еще ранее, в 1453 году, пала Византийская империя, в Константинополе, разгромленном турками, погибла Одигитрия работы Луки. Центром православного мира стала Москва. В конце XV века в «Московском летописном своде» икона Богоматери Владимирской сравнивается с константинопольской Одигитрией, оставшейся невредимой во время взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году. Владимирская икона сопоставлялась с чудотворной Влахернскои и с ризой Богоматери, которые хранились в Константинополе и спасали этот город от варваров. В конце XV — начале XVI в. литературно оформлялась политическая идея «Москва — Третий Рим». В 1547 году князь Иван IV Васильевич венчается на царство, и тогда же Богоматерь Владимирская «начинает восприниматься как единственная подлинная икона евангелиста Луки, являющая собою живую Матерь Божью». В начале XVI века икона «поновлялась», а во Владимир было отправлено несколько новых «запасных» списков. Для Успенского собора Московского Кремля сделана еще одна копия — с «праздниками» в клеймах, повторяющими рельефные чеканные изображения оклада митрополита Фотия. В середине XVI века одному из московских юродивых — Блаженному Василию Нагоходцу было видение: икона Богоматери Владимирской, вся в огне, уходит из Успенского собора из-за тяжких грехов людей, но потом, благодаря молениям русских святых, возвращается. Накануне Казанского похода 1552 года царь Иван IV Грозный молился перед иконой, но в поход ее не взял, а оставил в Москве как защитницу города. Перед иконой Богоматери Владимирской венчались на царство русские государи; ее все чаще именовали «Владимирской Одигитрией» или «Одигитрией евангелиста Луки». В чине Большого крестного хода икону выносили из Успенского собора как главную святыню. Один из ее списков первой половины XIII века известен как «Богоматерь Белозерская» (происходит из Спасо-Преображенского собора в Белозерске — Кирилло-Белозерский монастырь, ныне в Русском музее в Петербурге). Еще одна близкая ей знаменитая икона — Богоматерь Донская. Константинопольский список XII века, хранившийся в Успенском соборе Московского Кремля, к счастью, уцелел. После реставрации он помещен в Третьяковскую галерею в Москве. Однако только небольшая часть живописи этой иконы относится к XII веку. Она «записывалась» четыре раза, существенные «чинки» производились в XIII, XIV, XV и XVI вв. Владимирская Богоматерь была выносной иконой, в ее нижней части сохранились следы рукояти, а на оборотной стороне изображены престол, Св. Дух в виде голубя, орудия Страстей. Вдохновляясь этой иконой, создавали свои шедевры Андрей Рублев и Дионисий. В XVII веке оригинальную композицию создал С. Ушаков. Она называется «Древо Московского государства, или Похвала Богоматери Владимирской» (1668). В центре иконы в овальном медальоне изображена Богоматерь с Младенцем, в общих чертах повторяющая Владимирскую. Внизу — изображение Московского Кремля. Из «недр» пятиглавого Успенского собора прорастает «Древо», по сторонам от которого — великий князь Иван Калита и митрополит Петр. В ветвях «Древа» — медальоны с портретами царей, патриархов, митрополитов московских, царевен и царевичей, святых и блаженных. В руках у них свитки с текстами акафиста, славящего Богоматерь. Вверху — Христос, передающий Ангелам корону и ризу московских царей. Богоматерь именуется в текстах акафиста «Древом Благоплодовитым». Икона происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве, с 1930 года хранится в Третьяковской галерее. Известны и многие другие списки Владимирской иконы, они именуются по месту происхождения: Владимирская-Заоникеевская, Владимирская-Оранская, Владимирская-Ростовская, Владимирская-Селигерская.
|