Богоматерь Владимирская

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ - ико­на, написанная в начале XII века в Константинополе, одна из древнейших святынь Русской земли. Относится к византийскому типу Елеусы (греч. Eleusa — «Милующая»), или Умиления (Милосердная). Представ­ляет собой поясное изображение Богома­тери в темно-красном с алой каймой мафории, с Младенцем Христом на правой руке, в нежном, порывистом движении обнимаю­щим Мать за шею и прильнувшим щекой к Ее щеке. Икона написана с необычайной теплотой, отличается изысканной пласти­кой линий, совершенством силуэта. На киматии Христа — клав, оливково-зеленая полоса вокруг пояса и через плечо, — византийский знак царской власти. Золо­той фон символизирует Божественный свет. По сторонам — византийская контр­актура, сокращение слов с помощью пер­вой и последней буквы: MP ΘV (греч. «Ма­терь Божия»), рядом IС ХС (греч. «Иисус Христос»). По преданию, икона восходит к типу Одигитрии, впервые написанному евангелистом Лукой в Иерусалиме с самой Богоматери на доске от стола, за которым сидело Святое Семейство. Эту икону бла­гословила Богоматерь. С тех пор Св. Лука почитается как первый живописец и по­кровитель всех художников. Сказания о Лу­ке-иконописце восходят к VI веку, в грече­ских рукописях они зафиксированы в X веке. Однако легенда приписывает евангелисту не одну, а несколько икон. Одна из них была прислана из Иерусалима в Константино­поль (Богоматерь Иерусалимская; Бо­гоматерь Одигон), другая хранилась в Эфе­се (Богоматерь Торопецкая). Еще одна отправлена на Кипр (Богоматерь Киккская). Четвертая икона евангелиста Луки хранилась во Влахернах (Богоматерь Смоленская). В 1131 году один из списков ико­ны подарен константинопольским патри­архом киевскому князю Мстиславу (1125— 1132). Вместе с иконой, в дальнейшем по­лучившей название «Владимирская», на Русь была привезена другая (Богоматерь Пирогощая). Еще один список Кон­стантинопольской Одигитрии известен под названием Богоматерь Вознесенская. Множественность списков, однако, не про­тиворечит главной идее — созданию под­линного образа, благословенного самой Бо­гоматерью и потому распространяющего Божественную благодать. В 1155 году князь Андрей Боголюбский увез чудотворный образ на Север и помес­тил его в специально воздвигнутый Успен­ский собор во Владимире. После победы князя Андрея над волжскими болгарами в 1164 году икона впервые упоминается в ле­тописи как Богоматерь Владимирская. Тогда же установлен праздник в ее честь (1 августа). Когда в 1238 году монголо-татары ворвались во Владимир и подожгли Ус­пенский собор, икона Богоматери «чудес­ным образом» уцелела. В 1395 годуѢ полчища Тамерлана (в летописи — Темир Аксака) подошли к Москве. Князь Василий I Дмит­риевич, моля Богоматерь о заступниче­стве, посылает во Владимир за святой ико­ной, и она прибывает в Москву. На месте встречи иконы был основан Сретенский монастырь (церк.-слав. сърѢтение — встре­ча; теперь на этом месте проходит улица Сре­тенка); новый праздник «Сретения иконы Владимирской Божьей Матери» установлен 26 августа. После чудесного избавления от монгольского нашествия икону Бого­матери Владимирской отождествляли с чу­дотворным образом константинополь­ской Одигитрии, написанным евангели­стом Лукой, и она стала палладиумом Мос­ковского государства. Митрополит Фотий в 1410-х гг. украсил икону роскошным зо­лотым окладом. Богоматерь Владимирская позднее несколько раз (?) возвращалась во Владимир, но в 1480 году была снова торже­ственно перенесена в Успенский собор Мос­ковского Кремля, только что отстроенный А. Фьораванти, зодчим из Болоньи. В том же году полчища Золотой Орды после «Стоя­ния на Уфе» окончательно отступили, и это связали с заступничеством Богоматери. Еще ранее, в 1453 году, пала Византийская империя, в Константинополе, разгромлен­ном турками, погибла Одигитрия работы Луки. Центром православного мира стала Москва. В конце XV века в «Московском ле­тописном своде» икона Богоматери Влади­мирской сравнивается с константинополь­ской Одигитрией, оставшейся невредимой во время взятия Константинополя кресто­носцами в 1204 году. Владимирская икона со­поставлялась с чудотворной Влахернскои и с ризой Богоматери, которые хранились в Константинополе и спасали этот город от варваров. В конце XV — начале XVI в. литературно оформлялась полити­ческая идея «Москва — Третий Рим». В 1547 году князь Иван IV Васильевич венчается на царство, и тогда же Богоматерь Владимирская «на­чинает восприниматься как единственная подлинная икона евангелиста Луки, являю­щая собою живую Матерь Божью». В на­чале XVI века икона «поновлялась», а во Вла­димир было отправлено несколько новых «запасных» списков. Для Успенского со­бора Московского Кремля сделана еще одна копия — с «праздниками» в клеймах, повто­ряющими рельефные чеканные изображе­ния оклада митрополита Фотия. В середине XVI века одному из московских юродивых — Блаженному Василию Нагоходцу было ви­дение: икона Богоматери Владимирской, вся в огне, уходит из Успенского собора из-за тяжких грехов людей, но потом, бла­годаря молениям русских святых, возвра­щается. Накануне Казанского похода 1552 года царь Иван IV Грозный молился перед ико­ной, но в поход ее не взял, а оставил в Москве как защитницу города. Перед ико­ной Богоматери Владимирской венчались на царство русские государи; ее все чаще именовали «Владимирской Одигитрией» или «Одигитрией евангелиста Луки». В чине Большого крестного хода икону выносили из Успенского собора как главную святы­ню. Один из ее списков первой половины XIII века известен как «Богоматерь Белозер­ская» (происходит из Спасо-Преображенского собора в Белозерске — Кирилло-Белозерский монастырь, ныне в Русском музее в Петербурге). Еще одна близкая ей знаменитая икона — Богоматерь Донская. Константинопольский список XII века, хранившийся в Успенском соборе Московского Кремля, к счастью, уцелел. После реставрации он помещен в Третья­ковскую галерею в Москве. Однако только небольшая часть живописи этой иконы от­носится к XII веку. Она «записывалась» четыре раза, существенные «чинки» производи­лись в XIII, XIV, XV и XVI вв. Владимир­ская Богоматерь была выносной иконой, в ее нижней части сохрани­лись следы рукояти, а на оборотной сторо­не изображены престол, Св. Дух в виде го­лубя, орудия Страстей. Вдохновляясь этой иконой, создавали свои шедевры Андрей Рублев и Дионисий. В XVII веке оригинальную компо­зицию создал С. Ушаков. Она называется «Древо Московского государства, или По­хвала Богоматери Владимирской» (1668). В центре иконы в овальном медальоне изо­бражена Богоматерь с Младенцем, в об­щих чертах повторяющая Владимирскую. Внизу — изображение Москов­ского Кремля. Из «недр» пятиглавого Ус­пенского собора прорастает «Древо», по сторонам от которого — великий князь Иван Калита и митрополит Петр. В ветвях «Древа» — медальоны с портретами царей, патриархов, митрополитов московских, царевен и царевичей, святых и блаженных. В руках у них свитки с текстами акафиста, славящего Богоматерь. Вверху — Христос, передающий Ангелам корону и ризу мос­ковских царей. Богоматерь именуется в текстах акафиста «Древом Благоплодовитым». Икона происходит из церкви Тро­ицы в Никитниках в Москве, с 1930 года хра­нится в Третьяковской галерее. Известны и многие другие списки Владимирской иконы, они именуются по месту проис­хождения: Владимирская-Заоникеевская, Владимирская-Оранская, Владимирская-Ростовская, Владимирская-Селигерская.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67