Геометрический стиль (от греч. geon — «земля» и metreo — «измеряю») — результат процесса геометризации формы, тенденции абстрагирования формообразования в изобразительном искусстве. Как и многие другие художественные стили в искусстве, геометрический стиль может толковаться двояко: в широком (концептуальном) смысле и в узком (конкретно-историческом) значении. В широком смысле под геометрическим стилем следует понимать проявления абстрагирующей тенденции формообразования в различных исторических типах искусства, как правило, на начальных, архаических этапах развития. Наиболее яркое проявление геометрического орнамента мы находим в самых ранних памятниках искусства каменного века — геометрические знаки и абстрактные символы, которые существовали одновременно с «натуральным стилем» искусства первобытных охотников. Древнейшие сооружения — мегалиты, в частности кромлехи (бретонск. crom — «круг» и lech — «камень»), как выражение идеи круга, солярные знаки, симметричные изображения можно считать памятниками искусства геометрического стиля. Геометрическим является искусство Киклад 3—2 тыс. до н. э. Древнее египетское искусство — скульптура, архитектура, росписи — демонстрирует характерные качества геометризации формы и симультанного изображения объема в двухмерном пространстве. Архаическая геометризация присуща произведениям романского искусства, особое геометрическое течение развивалось в искусстве готического стиля XIII—XV вв. Геометрический орнамент типичен для искусства Востока. Геометризация свойственна интернациональному «звериному стилю», стилю Ампир начала XIX века. Геометрическое течение развивалось в период Модерна на рубеже XIX—XX вв. Преимущественно геометрическим было искусство стиля Ар Деко и мастеров Баухауза, голландской группы Де Стиль. В живописи геометрическое течение развивали художники группы «Золотое сечение», позднего «синтетического» кубизма, орфизма, неопластицизма, супрематизма, оп-арта. Геометрический стиль и геометризация формы по-разному проявляются в различных видах искусства — более сильно в абстрагированном искусстве архитектуры, прикладной графике, дизайне. В более узком, конкретно-историческом значении геометрическим называют историко-региональный стиль раннего периода развития античного, древнегреческого искусства X—VIII вв. до н. э. Его появление связано с дорийским нашествием в Аттику в XII—XI вв. до н. э., в результате которого было ослаблено (в ряде случаев уничтожено) влияние живописного стиля крито-микенского искусства XIII— XII вв. до н. э. Название «геометрический стиль» появилось в 1870 году, когда были открыты дипилонские вазы, представляющие собой совершенные образцы этого стиля. Геометрический стиль существовал в Восточном Средиземноморье задолго до дорийского нашествия, в частности и в искусстве Крита, но постепенно вытеснялся «аристократическим дворцовым стилем», в основу которого было положено живописное, атектоничное начало. Керамику середины XIII — XI вв. до н. э. относят к протогеометрическому стилю, выделяя в нем «субмикенскую» ступень середины XII—XI вв. до н. э. и собственно протогеометрический стиль, когда в росписи сосудов стали применять циркуль. Небольшие сосуды этого стиля находят на о. Крит и в Арголиде — Тиринфе, Микенах, Коринфе, Мегаре, Эпидавре. Они расписаны темно-коричневой краской {глина с древесной золой) по желтоватому тону светлой глины. Мотив критской волны, спирали постепенно, с введением в обиход циркуля, превращается в мотив концентрических кругов, сочетающийся с горизонтальными поясами, естественно возникающими при росписи на вращающемся гончарном круге. Но геометрический стиль определяют не столько элементы геометрического орнамента, сколько тектонический принцип формообразования и декорирования. Сама технология изготовления сосуда с помощью гончарного круга обеспечивает симметрию формы относительно оси вращения и ясность членений: основание, тулово, завершение. Эти членения подчеркиваются горизонтальными поясами декора, ширина которых всегда определяется так, что узкие (играющие роль модуля) целое число раз укладываются в более широких. Над живым ощущением материала, пластикой преобладают рациональное мышление, расчет, строгая тектоническая система композиции. Не случайны и композиционные аналогии ваз геометрического стиля с архитектоникой дорийского храма. Горизонтальный фризовый способ расположения элементов декора сосуда сочетается с меточным, в котором используется «геральдический» прием симметричного удвоения изображения. Ритмическое чередование поясов декора по вертикали согласуется с формой сосуда, в которой легко увидеть базу, фуст (ствол) и капитель (расширяющееся устье, венчик с ручками). Сосуды аналогичного стиля найдены в Месопотамии, в раскопках древних Суз (4— 3 тыс. до н. э.), Анатолии (5—4 тыс. до н. э.), древних культур Вилланова, Хальштатта и Латен. Близкий стиль характеризует приемы кельтской резьбы по дереву и камню, искусство норманнов, викингов, геометрический орнамент в искусстве Китая, росписи древнеамериканской керамики. К геометрическому стилю античных сосудов из глины примыкают фигурки из бронзы, изображающие людей, зверей, кентавров, найденные в Олимпии (VIII в. до н. э.). Они отличаются теми же качествами тектоничности и гротескной трактовки формы. Дальнейшее развитие стиля в этом направлении невозможно; вершина геометрического стиля была достигнута в середине VIII века до н. э., и далее начинается его постепенное вытеснение живописным ориентализирующим стилем. Происходит возврат к прежним формам на новом этапе пространственного мышления. Однако и в позднейших вариациях сохраняется некоторая геометризация, рожденная геометрическим стилем доклассического периода.
|