Геометрический орнамент, Геометрический стиль

Геометрический стиль  (от греч. geon — «земля» и metreo — «измеряю») — результат процесса геометризации формы, тенденции абстрагирования формообразования в изобразительном искусстве. Как и многие другие художествен­ные стили в искусстве, геометрический стиль может толковаться двояко: в широ­ком (концептуальном) смысле и в узком (конкретно-историческом) значении. В ши­роком смысле под геометрическим стилем следует понимать проявления абстрагирую­щей тенденции формообразования в раз­личных исторических типах искусства, как правило, на начальных, архаических этапах развития. Наиболее яркое проявле­ние геометрического орнамента мы нахо­дим в самых ранних памятниках искусства каменного века — геометрические знаки и абстрактные символы, которые существо­вали одновременно с «натуральным сти­лем» искусства первобытных охотников. Древнейшие соору­жения — мегалиты, в частности кромлехи (бретонск. crom — «круг» и lech — «ка­мень»), как выражение идеи круга, соляр­ные знаки, симметричные изображения можно считать памят­никами искусства геометрического стиля. Геометрическим является искусство Кик­лад 3—2 тыс. до н. э. Древнее египетское искусство — скульптура, архитектура, рос­писи — демонстрирует характерные каче­ства геометризации формы и симультан­ного изображения объема в двухмерном пространстве. Архаическая геометриза­ция присуща произведениям романского искусства, особое геометрическое течение развивалось в искусстве готического стиля XIII—XV вв. Геометрический орнамент ти­пичен для искусства Востока. Геометризация свойственна интернациональному «звери­ному стилю», стилю Ампир начала XIX века. Геометрическое течение развивалось в пе­риод Модерна на рубеже XIX—XX вв. Преимущественно геомет­рическим было искусство стиля Ар Деко и мастеров Баухауза, голландской группы Де Стиль. В живописи геометрическое течение развивали художники группы «Золотое сечение», позднего «синтетиче­ского» кубизма, орфизма, неопластицизма, супрематизма, оп-арта. Геометрический стиль и геометризация формы по-разному проявляются в различных видах искусства — более сильно в абстрагированном искусст­ве архитектуры, прикладной графике, ди­зайне. В более узком, конкретно-историческом значении геометрическим называют историко-региональный стиль раннего периода развития античного, древ­негреческого искусства X—VIII вв. до н. э. Его появление связано с дорийским наше­ствием в Аттику в XII—XI вв. до н. э., в ре­зультате которого было ослаблено (в ряде случаев уничтожено) влияние живописного стиля крито-микенского искусства XIII— XII вв. до н. э. Название «геометрический стиль» появилось в 1870 году, когда были от­крыты дипилонские вазы, представляющие собой совершенные образцы этого стиля. Геометрический стиль существо­вал в Восточном Средиземноморье задол­го до дорийского нашествия, в частности и в искусстве Крита, но постепенно вытес­нялся «аристократическим дворцовым сти­лем», в основу которого было положено живописное, атектоничное начало. Кера­мику середины XIII — XI вв. до н. э. относят к протогеометрическому стилю, выделяя в нем «субмикенскую» ступень середины XII—XI вв. до н. э. и собственно протогеометрический стиль, когда в росписи сосу­дов стали применять циркуль. Небольшие сосуды этого стиля находят на о. Крит и в Арголиде — Тиринфе, Микенах, Коринфе, Мегаре, Эпидавре. Они расписаны темно-коричневой краской {глина с древесной зо­лой) по желтоватому тону светлой глины. Мотив критской волны, спирали постепен­но, с введением в обиход циркуля, превра­щается в мотив концентрических кругов, сочетающийся с горизонтальными пояса­ми, естественно возникающими при рос­писи на вращающемся гончарном круге. Но геометрический стиль определяют не столько элементы геометрического орнамента, сколько тек­тонический принцип формообразования и декорирования. Сама технология изготов­ления сосуда с помощью гончарного круга обеспечивает симметрию формы относи­тельно оси вращения и ясность членений: основание, тулово, завершение. Эти чле­нения подчеркиваются горизонтальными поясами декора, ширина которых всегда определяется так, что узкие (играющие роль модуля) целое число раз укладываются в более широких. Над живым ощущением материала, пластикой преобладают рацио­нальное мышление, расчет, строгая текто­ническая система композиции. Не случайны и композиционные аналогии ваз геомет­рического стиля с архитектоникой дорийского храма. Горизонтальный фризовый спо­соб расположения элементов декора сосу­да сочетается с меточным, в котором используется «ге­ральдический» прием симметричного удво­ения изображения. Ритмическое чередо­вание поясов декора по вертикали согла­суется с формой сосуда, в которой легко увидеть базу, фуст (ствол) и капитель (рас­ширяющееся устье, венчик с ручками). Сосуды аналогичного стиля найдены в Ме­сопотамии, в раскопках древних Суз (4— 3 тыс. до н. э.), Анатолии (5—4 тыс. до н. э.), древних культур Вилланова, Хальштатта и Латен. Близкий стиль характеризует приемы кельтской резьбы по дереву и камню, искусство норманнов, викингов, геометрический орнамент в искусстве Китая, росписи древнеамериканской керамики. К геометрическому стилю античных сосудов из глины примыкают фигурки из бронзы, изображающие людей, зверей, кентавров, найденные в Олимпии (VIII в. до н. э.). Они отличаются теми же качествами тектоничности и гротескной трактовки формы. Дальнейшее развитие стиля в этом направлении невозможно; вершина геометрического стиля была до­стигнута в середине VIII века до н. э., и далее начинается его постепенное вытеснение живописным ориентализирующим стилем. Происходит возврат к прежним формам на новом этапе пространственного мышле­ния. Однако и в позднейших вариаци­ях сохраняется некоторая геометризация, рожденная геометрическим стилем доклассического периода.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67