Меандр, Зигзаг (Волна)

Зигзаг (волна), меандр и органично связанная с ними линейная композиция относятся к раз­ряду важнейших элементов мировой орнаментики. Образ змеи-молнии, разделившей в начале времен Небо и землю, в древних мифологиях отож­дествляется, как известно, с образом небесной воды, питающей землю, оп­лодотворяющей ее (вспомним, в час­тности, китайского дракона). Это на­шло свое отражение во множестве мифов разных народов. Связь воды со змеей была очевидна для людей и на самом обыденном уровне. Змеи, как известно, выползают и активно дей­ствуют именно в дождливое время; мифологическому осмыслению обра­за змеи как символа циклического об­новления природы в древности подвергался и тот факт, что змея каждую весну сбрасывает с себя старую кожу (именно с этим связывают древний наряд богини-змеи в эгейской куль­туре, платье которой имело ряд гори­зонтальных воланов на юбке; из них как бы выскальзывала фигура жрицы, символически изображавшей змею). Космологичность данного образа по­стоянно проявляется в древних орна­ментах — графическое изображение волны, обегающей тело сосуда, или зигзага в виде змеи, создающих замк­нутый круг — как бы более сложную формулу уроборуса. Поступательное движение тела змеи в виде мягкой волны или острого шеврона (вверх-вниз) как бы симво­лизирует противоречивую суть данно­го образа, его разъединяюще-объединяющее свойство, олицетворявшее как добрые, так и враждебные челове­ку силы. Зигзагообразная линия совершен­но реалистично отображала движу­щуюся змею, простейший знак тако­го рода, даже если он и не носил явных «змеиных» признаков, был вы­ражением целого комплекса пред­ставлений о мире в его непрерыв­ном, циклическом, поступательном, бесконечно замкнутом движении, воплотившемся в образе совершенно конкретного и доступного для по­вседневных наблюдений зооморфно­го существа. Располагая этот рисунок на круглом тулове сосуда — вмести­лища бытия, древний художник со­здавал образ, в котором предмет, и нанесенная на него роспись, и сама функция объединялись в целостную систему. В последующий период существования этого элементарного рисунка в его ритмическую канву на­чинают вписываться новые изобра­жения, в результате чего возникает их ритмичное чередование. Острый зигзаг можно восприни­мать и как систему чередования треугольников, обращенных вершинами попеременно вниз и вверх. Как известно, символикой треуголь­ника с вершиной вверх являлось в древности мужское начало, связан­ное в то же время с идеей огня (срав­ним — небесный огонь), тогда как треугольник с вершиной вниз оли­цетворял женское начало, ассоции­рующееся с водой. Противоречивый харак­тер образа приобретает еще одну кон­кретизацию смысла, символизируя единство — противоположность муж­ского и женского, воды и огня (мол­ния-змея, разделившая Космос на Небо и землю, также ассоциирова­лась с водно-огненной стихией), и в этой простейшей формуле оказыва­ется заключенной вся диалектика бы­тия, увиденная сквозь призму чело­веческих взаимоотношений.
ВОЛНА (др.-верхн.-нем. wella) — изобразительный мотив, встречающийся в живописи, графике, архитектуре, орна­ментальном, декоративном искусстве. Вол­нистая линия также древнейший символ моря, первозданных вод. В традиционном искус­стве Китая изображение волн символизирует чистоту (вероятно, в связи с белизной пены), но морские вол­ны также обиталище дракона. В геометри­ческом стиле античного искусства меандр в виде зигзагообразной или волнистой ли­нии, как и в аналогичном китайском орнаменте, представляет собой стилизованное изображение волны. Мотив волны облада­ет пластичностью, притягательной дина­микой, ощущением бесконечного движе­ния, непрерывного ритма. В искусстве Модерна, в особенности в стиле Ар Нуво, мотив волны превратился в формообразую­щий элемент, способный связывать в еди­ную композицию архитектуру, роспись, ре­льеф, скульптуру, витраж или мозаику. Плавно перетекающие формы, как в древ­ности, в крито-микенском искусстве, стали манией, идеалом, каноном красоты в жизни и в изобразительном искусстве Серебряно­го века. 
   С мотивом волны-зигзага органич­но связаны спираль и меандр, которые в то же время имеют проявляющиеся графически черты тождественности друг с другом (спираль — круглый ме­андр).
Варианты формулы единичного ме­андра колеблются от простейшего изгиба, являющего со­бой усложненную форму зигзага-шеврона, до сложной композиции, которая приближается к идее квад­ратной спирали (в ряде случаев в древних изображениях мы можем ви­деть примеры взаимной обратимос­ти этих мотивов.
МЕАНДР (греч. maiandros, лат. meander; meatus — «движение, течение, кругово­рот») — в античном искусстве — мотив орнамента геометрического стиля, об­разуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками. По одной из версий, элемент этого орнамен­та происходит от изображения капкана, охотничьей ловушки для зверя. На этом основании меандр считают разновидно­стью лабиринта. В то же время очевидна его связь с мотивом креста свасти­ки — символа огня и вечного движения. В древнегреческой вазописи архаического периода и в ориентализирующем стиле керамики из Коринфа VII— VI вв. до н. э. мотивы меандра и свасти­ки встречаются рядом. Спирали, круги, свастики, также как и волны (мотив воды), зигзаги (знаки молнии и грома), изображены на глиняных со­судах из Суз в Месопотамии и каменных с о. Наксоса. По­этому есть основания считать, что мотив меандра является одним из древнейших символов стихий и только позднее его стали связывать с извилистым руслом реки Меандрос (ныне Большой Мендерес) в западной части Малой Азии. В начале I в. н. э. об этом упоминает Страбон: «Течение реки становится столь извилистым, что от этого всякие из­вилины даже называются меандрами». Однако из этого высказывания неясна логика происхождения названия, мож­но полагать, что название реки также произошло по ассоциации с древней­шим мотивом движения (сравн. греч. maieia — «повивальное искусство, дви­жение жизни»; санск. maja — «движение, превращение»). Орнамент, идентичный древнегреческому, получил распространение в Древнем Китае. Его можно видеть в неолитической керамике, изделиях из кости и в бронзовых сосудах периодов Шан и Чжоу (2—1 тыс. до н. э.). В Китае мотив меандра трактовали как «узоры грома». В Японии анало­гичный орнамент изображал волну и назывался рюсуймон («бегущая вода»). Такой же зигзагообразный орнамент из­вестен в древнеамериканском искусстве. В период античной классики в меандре возобладало абстрактное начало — аб­солютный ритм, метрическая сетка, имеющая в основе несколько вытянутый прямоугольник (архитекторы называют такую фигуру «неравносторонним ква­дратом»). Непрерывность меандра и его асимметрия (направленность в одну сто­рону) идеально выражают непрерывное движение. Поэтому меандр используется в качестве декора фризов, архитектурных тяг, пилястров, наличников. В искусстве Рима чаще применяли «двойной меандр» с наложением двух зигзагов и метриче­ским сдвигом «на полшага», в результате чего в точке пересечения зигзагов обра­зуется свастика. Такой меандр украшает горизонтальный пояс «Алтаря Мира Августа» в Риме . В искусстве европейско­го Классицизма XVIII—XIX вв. мотив меандра называли «bordure a la grecque» (франц., «бордюр по-гречески»). Характерно также, что в архитектуре раннего русского класси­цизма, в частности в зданиях Петербур­га второй половины XVIII века, обычно используется простой меандр, а в де­коре фризов зданий начала XIX века чаще встречается двойной меандр со свастикой, создающий большую игру светотени и более жесткую, насыщен­ную фактуру.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67