Зигзаг (
волна),
меандр и органично связанная с ними линейная композиция относятся к разряду важнейших элементов мировой орнаментики. Образ змеи-молнии, разделившей в начале времен Небо и землю, в древних мифологиях отождествляется, как известно, с образом небесной воды, питающей землю, оплодотворяющей ее (вспомним, в частности, китайского
дракона). Это нашло свое отражение во множестве мифов разных народов. Связь воды со змеей была очевидна для людей и на самом обыденном уровне. Змеи, как известно, выползают и активно действуют именно в дождливое время; мифологическому осмыслению образа змеи как символа циклического обновления природы в древности подвергался и тот факт, что змея каждую весну сбрасывает с себя старую кожу (именно с этим связывают древний наряд богини-змеи в эгейской культуре, платье которой имело ряд горизонтальных воланов на юбке; из них как бы выскальзывала фигура жрицы, символически изображавшей змею). Космологичность данного образа постоянно проявляется в древних
орнаментах — графическое изображение волны, обегающей тело сосуда, или зигзага в виде змеи, создающих замкнутый
круг — как бы более сложную формулу уроборуса. Поступательное движение тела змеи в виде мягкой волны или острого шеврона (вверх-вниз) как бы символизирует противоречивую суть данного образа, его разъединяюще-объединяющее свойство, олицетворявшее как добрые, так и враждебные человеку силы. Зигзагообразная линия совершенно реалистично отображала движущуюся змею, простейший знак такого рода, даже если он и не носил явных «змеиных» признаков, был выражением целого комплекса представлений о мире в его непрерывном, циклическом, поступательном, бесконечно замкнутом движении, воплотившемся в образе совершенно конкретного и доступного для повседневных наблюдений зооморфного существа. Располагая этот рисунок на круглом тулове сосуда — вместилища бытия, древний художник создавал образ, в котором предмет, и нанесенная на него
роспись, и сама функция объединялись в целостную систему. В последующий период существования этого элементарного рисунка в его ритмическую канву начинают вписываться новые изображения, в результате чего возникает их ритмичное чередование. Острый зигзаг можно воспринимать и как систему чередования треугольников, обращенных вершинами попеременно вниз и вверх. Как известно, символикой треугольника с вершиной вверх являлось в древности мужское начало, связанное в то же время с идеей огня (сравним — небесный огонь), тогда как треугольник с вершиной вниз олицетворял женское начало, ассоциирующееся с водой. Противоречивый характер образа приобретает еще одну конкретизацию смысла, символизируя единство — противоположность мужского и женского, воды и огня (молния-змея, разделившая Космос на Небо и землю, также ассоциировалась с водно-огненной стихией), и в этой простейшей формуле оказывается заключенной вся диалектика бытия, увиденная сквозь призму человеческих взаимоотношений.
ВОЛНА (др.-верхн.-нем. wella) — изобразительный мотив, встречающийся в живописи, графике, архитектуре, орнаментальном, декоративном искусстве. Волнистая линия также древнейший символ моря, первозданных вод. В традиционном искусстве Китая изображение волн символизирует чистоту (вероятно, в связи с белизной пены), но морские волны также обиталище дракона. В геометрическом стиле античного искусства меандр в виде зигзагообразной или волнистой линии, как и в аналогичном китайском орнаменте, представляет собой стилизованное изображение волны. Мотив волны обладает пластичностью, притягательной динамикой, ощущением бесконечного движения, непрерывного ритма. В искусстве Модерна, в особенности в
стиле Ар Нуво, мотив волны превратился в формообразующий элемент, способный связывать в единую композицию архитектуру, роспись, рельеф, скульптуру,
витраж или
мозаику. Плавно перетекающие формы, как в древности, в крито-микенском искусстве, стали манией, идеалом, каноном красоты в жизни и в изобразительном искусстве Серебряного века.
С мотивом волны-зигзага органично связаны
спираль и меандр, которые в то же время имеют проявляющиеся графически черты тождественности друг с другом (спираль — круглый меандр).
Варианты формулы единичного меандра колеблются от простейшего изгиба, являющего собой усложненную форму зигзага-шеврона, до сложной композиции, которая приближается к идее квадратной спирали (в ряде случаев в древних изображениях мы можем видеть примеры взаимной обратимости этих мотивов.
МЕАНДР (греч. maiandros, лат. meander; meatus — «движение, течение, круговорот») — в античном искусстве — мотив орнамента геометрического стиля, образуемый ломаной под прямым углом линией либо спиральными завитками. По одной из версий, элемент этого орнамента происходит от изображения капкана, охотничьей ловушки для зверя. На этом основании меандр считают разновидностью лабиринта. В то же время очевидна его связь с мотивом
креста —
свастики — символа огня и вечного движения. В древнегреческой вазописи архаического периода и в ориентализирующем стиле керамики из Коринфа VII— VI вв. до н. э. мотивы меандра и свастики встречаются рядом. Спирали,
круги, свастики, также как и волны (мотив воды), зигзаги (знаки молнии и грома), изображены на глиняных сосудах из Суз в Месопотамии и каменных с о. Наксоса. Поэтому есть основания считать, что мотив меандра является одним из древнейших символов стихий и только позднее его стали связывать с извилистым руслом реки Меандрос (ныне Большой Мендерес) в западной части Малой Азии. В начале I в. н. э. об этом упоминает Страбон: «Течение реки становится столь извилистым, что от этого всякие извилины даже называются меандрами». Однако из этого высказывания неясна логика происхождения названия, можно полагать, что название реки также произошло по ассоциации с древнейшим мотивом движения (сравн. греч. maieia — «повивальное искусство, движение жизни»; санск. maja — «движение, превращение»). Орнамент, идентичный древнегреческому, получил распространение в Древнем Китае. Его можно видеть в неолитической керамике, изделиях из кости и в бронзовых сосудах периодов Шан и Чжоу (2—1 тыс. до н. э.). В Китае мотив меандра трактовали как «узоры грома». В Японии аналогичный орнамент изображал волну и назывался рюсуймон («бегущая вода»). Такой же зигзагообразный орнамент известен в древнеамериканском искусстве. В период античной классики в меандре возобладало абстрактное начало — абсолютный ритм, метрическая сетка, имеющая в основе несколько вытянутый прямоугольник (архитекторы называют такую фигуру «неравносторонним квадратом»). Непрерывность меандра и его асимметрия (направленность в одну сторону) идеально выражают непрерывное движение. Поэтому меандр используется в качестве декора
фризов, архитектурных тяг, пилястров, наличников. В искусстве Рима чаще применяли «двойной меандр» с наложением двух зигзагов и метрическим сдвигом «на полшага», в результате чего в точке пересечения зигзагов образуется свастика. Такой меандр украшает горизонтальный пояс «Алтаря Мира Августа» в Риме . В искусстве европейского Классицизма XVIII—XIX вв. мотив меандра называли «bordure a la grecque» (франц., «бордюр по-гречески»). Характерно также, что в архитектуре раннего русского классицизма, в частности в зданиях Петербурга второй половины XVIII века, обычно используется простой меандр, а в декоре фризов зданий начала XIX века чаще встречается двойной меандр со свастикой, создающий большую игру светотени и более жесткую, насыщенную фактуру.