Шарль Лебрен

В главе великих французских декоративных художников, создавших во второй половине XVII столетия стиль Людовика XIV, стоит парижанин Шарль Лебрё́н (фр. Charles Le Brun, 1619—1690) - многосторонний, плодовитый мастер, который создал произведения всех родов искусства, теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV, декоратор и рисовальщик. Имя его не­разрывно связано с украшением дворцов его эпохи. Шарль Лебрён родился в Париже. В 1632 году поступил в ученики к Франсуа Перье, по протекции будущего канцлера Франции Пьера Сегюра стал учеником Симона Вуэ (с 1634 по 1637 гг.). В возрасте пятнадцати лет выполнял заказы кардинала Ришельё, был замечен Никола Пуссеном, вместе с которым в 1642–1646 гг. посетил Италию, где под его началом изучал в Риме произведения Рафаэля, болонских академистов, античную скульптуру. Лебрен с пламенным рвением изучал антики, но затем перешел к Пьетро да Кортона (1596-1669), грандиозная пла­фонная живопись которого определила его направление в этой области. Об­щее впечатление его декоративного искусства, несомненно, барочное, но он чисто по-французски дает геометрические формы расчленениям полей Кортоны, обостряет его фигурный язык форм, обогащает украшения, состоя­щие из герм, картушей и полувенков, новыми изобретениями, среди кото­рых главную роль играют трофеи, и придает даже частностям аллегоричес­кий характер, требующий пояснения. Отдельные картины его общих декораций также отличаются, при пустых общих формах, театральным парением, барочной подвижностью и археологической ученостью. По возвращении Лебрёна в Париж в 1646 году его живопись стала более декоративной, оставаясь в русле классицизма. В этот период Лебрён создал декоративные живописные панно вместе с Лесюером Отель Ламбер де Ториньи в Париже (сохранившиеся здесь плафонные картины из жизни Геркулеса принадлежат к самым све­жим и естественным его работам) и часовни замка Во-ле-Виконт (в сотрудничестве с архитектором Лево). Последний из этих заказов принадлежал новому покровителю художника, суперинтенданту финансов Никола Фуке; для него же Лебрён написал портрет Анны Австрийской. Работая в Во-ле-Виконт, Лебрён попал в центр интриг Мазарини, манипулировавшего соперничеством Фуке и Кольбера. В ходе этого противостояния художник приобрёл уважение победителя – Кольбера. Придя к власти, Кольбер среди прочего возглавил многочисленные художественные учреждения и фабрики Франции, на которые опиралось культурное влияние короля. Лебрен, протеже министра, в 1648 году стал одним из организаторов Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (а в 1668 г. – её ректором). Людовик XIV, впечатлённый работой Лебрёна в замке Во-Ле-Виконт,  призвал его в 1660 году в Фонтенбло. В том же году Лебрён организовал Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели и стал через три года первым её директором. В 1666 году Шарль Лебрён основал действующую по сей день Французскую академию в Риме, игравшую более столетия важную роль в художественной жизни Франции; во многом благодаря этим художественным учреждениям французское искусство обрело цельность и единство. Лебрён непосредственно повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV»; не будет преувеличением сказать, что под контролем Лебрёна находилось всё тогдашнее французское изобразительное искусство. В 1961 году король заказал Лебрёну серию полотен  «История Александра Македонского» (1660–1668; в основном, посвящена битвам); первое же из них «Семья Дария перед Александром» принесло художнику дворянство и титул «Первого королевского живописца» (Premier Peintre du Roi), а также пожизненную пенсию. В серии об Александре Лебрён проводил параллели между величием древнего царя и французского монарха, что льстило самолюбию последнего. Исполнял он и алтарные картины, как для короля, так и для других заказчиков. Он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре (работа была приостановлена в 1677 г., когда Лебрён сопровождал короля во Фландрию), интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (1678–1684; Военный Зал, Зал Мира, Зеркальная галерея, Посольская лестница); исполнял картоны для гобеленов, эскизы для садовой скульптуры, мебели. На потолке галереи Аполлона в Лувре еще и теперь сияют в пленительном великолепии Лебрена  «Вечер», «Ночь», «Царства вод и земли». Лучшее его произведение, плафон длинной зеркаль­ной галереи в Версальском дворце (1679—1683), изображает на девяти больших главных полях и восемнадцати малых простенках историю Людо­вика XIV, поразительно сплетающую исторические и аллегорические собы­тия и фигуры в одно целое. Кроме того, в Зале Войны имеются «Достослав­ные тернии войны», в Зале Мира — «Обильные блага мира». Стиль Лебрёна был взят за образец многими художниками этого времени. Из его тканых картин некоторые сохраняются в Музее гобеленов, другие в «Гард-Мёбль» в Париже. В поздний период творчества он создавал в основном небольшие по формату религиозные картины. С падением Кольбера маркиз де Лувуа, вопреки воле короля, пытался отстранить Лебрёна от работы при дворе. Академия, верная Лебрёну, переизбрала его на новый срок, однако придворные интриги подорвали здоровье стареющего художника и он умер, не успев завершить росписи Версаля, которую доделывал по его эскизам Ноэль Куапель. Кроме Вуэ и Пуссена, Шарль за свою жизнь работал с такими мастерами, как живописец Франсуа Арвье и скульптор Никола Лежандр.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67