В главе великих французских декоративных художников, создавших во второй половине XVII столетия
стиль Людовика XIV, стоит парижанин
Шарль Лебрё́н (фр. Charles Le Brun, 1619—1690) - многосторонний, плодовитый мастер, который создал произведения всех родов искусства, теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи
Людовика XIV, декоратор и рисовальщик. Имя его неразрывно связано с украшением дворцов его эпохи. Шарль Лебрён родился в
Париже. В 1632 году поступил в ученики к
Франсуа Перье, по протекции будущего канцлера Франции Пьера Сегюра стал учеником
Симона Вуэ (с 1634 по 1637 гг.). В возрасте пятнадцати лет выполнял заказы кардинала Ришельё, был замечен
Никола Пуссеном, вместе с которым в 1642–1646 гг. посетил Италию, где под его началом изучал в
Риме произведения
Рафаэля, болонских академистов, античную скульптуру. Лебрен с пламенным рвением изучал антики, но затем перешел к
Пьетро да Кортона (1596-1669), грандиозная плафонная живопись которого определила его направление в этой области. Общее впечатление его декоративного искусства, несомненно, барочное, но он чисто по-французски дает геометрические формы расчленениям полей Кортоны, обостряет его фигурный язык форм, обогащает украшения, состоящие из герм,
картушей и полувенков, новыми изобретениями, среди которых главную роль играют трофеи, и придает даже частностям аллегорический характер, требующий пояснения. Отдельные картины его общих декораций также отличаются, при пустых общих формах, театральным парением, барочной подвижностью и археологической ученостью. По возвращении Лебрёна в Париж в 1646 году его живопись стала более декоративной, оставаясь в русле классицизма. В этот период Лебрён создал декоративные живописные панно вместе с
Лесюером Отель Ламбер де Ториньи в Париже (сохранившиеся здесь плафонные картины из жизни
Геркулеса принадлежат к самым свежим и естественным его работам) и часовни замка Во-ле-Виконт (в сотрудничестве с архитектором
Лево). Последний из этих заказов принадлежал новому покровителю художника, суперинтенданту финансов Никола Фуке; для него же Лебрён написал портрет Анны Австрийской. Работая в Во-ле-Виконт, Лебрён попал в центр интриг Мазарини, манипулировавшего соперничеством Фуке и Кольбера. В ходе этого противостояния художник приобрёл уважение победителя – Кольбера. Придя к власти, Кольбер среди прочего возглавил многочисленные художественные учреждения и фабрики Франции, на которые опиралось культурное влияние короля. Лебрен, протеже министра, в 1648 году стал одним из организаторов Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (а в 1668 г. – её ректором). Людовик XIV, впечатлённый работой Лебрёна в замке Во-Ле-Виконт,
призвал его в 1660 году в Фонтенбло. В том же году Лебрён организовал
Королевскую мануфактуру гобеленов и мебели и стал через три года первым её директором. В 1666 году Шарль Лебрён основал действующую по сей день Французскую академию в Риме, игравшую более столетия важную роль в художественной жизни Франции; во многом благодаря этим художественным учреждениям французское искусство обрело цельность и единство. Лебрён непосредственно повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV»; не будет преувеличением сказать, что под контролем Лебрёна находилось всё тогдашнее французское изобразительное искусство. В 1961 году король заказал Лебрёну серию полотен
«История Александра Македонского» (1660–1668; в основном, посвящена битвам); первое же из них «Семья Дария перед Александром» принесло художнику дворянство и титул «Первого королевского живописца» (Premier Peintre du Roi), а также пожизненную пенсию. В серии об Александре Лебрён проводил параллели между величием древнего царя и французского монарха, что льстило самолюбию последнего. Исполнял он и алтарные картины, как для короля, так и для других заказчиков. Он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в
Лувре (работа была приостановлена в 1677 г., когда Лебрён сопровождал короля во Фландрию), интерьеры замка Сен-Жермен и
Версаля (1678–1684; Военный Зал, Зал Мира, Зеркальная галерея, Посольская лестница); исполнял картоны для гобеленов, эскизы для садовой скульптуры, мебели. На потолке галереи
Аполлона в Лувре еще и теперь сияют в пленительном великолепии Лебрена
«Вечер», «Ночь», «Царства вод и земли». Лучшее его произведение, плафон длинной зеркальной галереи в Версальском дворце (1679—1683), изображает на девяти больших главных полях и восемнадцати малых простенках историю Людовика XIV, поразительно сплетающую исторические и аллегорические события и фигуры в одно целое. Кроме того, в Зале Войны имеются «Достославные тернии войны», в Зале Мира — «Обильные блага мира». Стиль Лебрёна был взят за образец многими художниками этого времени. Из его тканых картин некоторые сохраняются в Музее гобеленов, другие в «Гард-Мёбль» в Париже. В поздний период творчества он создавал в основном небольшие по формату религиозные картины. С падением Кольбера маркиз де Лувуа, вопреки воле короля, пытался отстранить Лебрёна от работы при дворе. Академия, верная Лебрёну, переизбрала его на новый срок, однако придворные интриги подорвали здоровье стареющего художника и он умер, не успев завершить росписи Версаля, которую доделывал по его эскизам
Ноэль Куапель. Кроме Вуэ и Пуссена, Шарль за свою жизнь работал с такими мастерами, как живописец
Франсуа Арвье и скульптор
Никола Лежандр.