Надо отметить, что техника scagliola не инкрустация, но мы поместили эту технику в данный раздел, так как она была альтернативой техники pietra dura. Название
scagliola относится к искусственному мрамору. Первые документально подтвержденные образцы появились в конце XVII века в Германии и Италии. Панели и столешницы с
pietra dura, особенно вышедшие из флорентийских мастерских великого герцога, были невероятно дорогими, так что не столь богатые заказчики старались найти альтернативу и удовольствовались созданными для них имитациями в технике scagliola. В то время были популярны черно-белые рисунки с перспективными построениями, и для воплощения подобных картин scagliola оказалась превосходным средством. Этой технике было доступно все — иллюзия изображения из мрамора, гравюры, «обманки», инкрустации эбеновым деревом и слоновой костью, живописных эффектов. Scagliola достигла совершенства в XVIII веке — как в мебели, так и в архитектурном декоре (одна из ее вершин — интерьер Большой прихожей в Стоуве, Бэкингемшир).
Scagliola создается растиранием в порошок минерала селенит и смешиванием его с цветными пигментами и животным клеем до получения однородной пасты. Как и в случае с pietra dura, рисунок переносится на каменную плиту, на которой он процарапывается. В отличие от
маркетри или pietra dura, где речь идет об инкрустации, жидкая scagliola выливается в сделанные на камне углубления, затем ей дают застыть. Дополнительные эффекты, вроде прожилок или разных цветовых вариаций, достигаются добавлением в смесь мраморной, гранитной, гипсовой, порфировой или еще какой-либо крошки либо процарапыванием и заполнением отвердевшего состава во второй раз. Когда материал полностью застынет, его полируют льняным маслом, чтобы придать поверхности полностью завершенный вид.