PIETRA DURA, что означает «твердый камень», предполагает владение техникой мозаичной кладки из твердых и полудрагоценных камней. Изготовление pietra dura (полное название — commesso di pietre dure) было одной из разновидностей ремесла, которой краснодеревщики владели со времен Ренессанса. Тот же эффект, но при существенно меньшей цене, создавала и техника scagliola. Зародившись в Италии, техника pietra dura предполагала столь точную подгонку камней друг к другу, что места соединений не видны. Для устойчивости мозаика наклеивалась на сланцевую основу. Трудоемкий процесс создания картины из камня оставался неизменным на протяжении столетий. Pietra dura применяли для столешниц, что создавало впечатляющий контраст с позолоченными консольными основаниями, типичными для того времени. Многоцветные картины с цветочными или натуралистичными мотивами демонстрировали не только дорогие материалы, но и высокое мастерство. В самых крупных мастерских существовало разделение труда. Художник либо скульптор подготавливал рисунок, после чего другие ремесленники выбирали камни, полировали их и резали на тонкие пластинки. Делали калькирование рисунка, чтобы сразу резать камень нужных очертаний, потом их кусочки осторожно наклеивали и собирали вместе, в нужном порядке, на основании. Если рисунок был особенно утонченным, его могли прорисовывать грифелем. Под конец камни шлифовали абразивными порошками. Флорентийские мастерские Великого герцога, располагавшиеся в галереях дворца Уффици, были лидером в развитии техники pietra dura в мебели. Другие мастерские порой переманивали флорентийских умельцев, чтобы те могли научить своим приемам кого-то на стороне. В 1588 году Фердинанд I Медичи дал мастерским статус придворных, где надлежало делать и
мебель, и
мозаики. Заказы поступали на вещи, как для резиденций великого герцога, так и для влиятельных европейских домов. Ассортимент включал как кабинеты и столешницы, так и шкатулки или архитектурный декор. В
Париже Генрих IV и Людовик XIII основали собственные королевские мастерские при
Лувре.
В технике pietra dura используются различные полудрагоценные камни, выбираемые ради их цвета и общего узора:
Яшма — это разнообразие матового халцедона, встречающееся во множестве оттенков.
Ляпис-лазурь — синий непрозрачный камень, иногда с белыми вкраплениями, применявшийся еще в Древнем Египте.
Малахит — полудрагоценный камень. Имеет светлые и темные зеленые ленты, что придает ему ни с чем несравнимую декоративность.
Мрамор высоко ценится за свои оттенки и богатую фактуру. Самый знаменитый мрамор добывался в Карраре, недалеко от Флоренции.
Халцедон — прозрачный серый камень, но встречается и в довольно широком цветовом диапазоне от зеленого яблока до оранжево-красного.
Порфир — вулканическая порода, состоящая из крупных кристаллов. Существует много видов, находящихся внутри скальных пород.
Агат — ленточная форма халцедона, ценимая за красивый рисунок и узоры, образующиеся при расщеплении пластины.