Рафаэль - Мадонна со щегленком

«МАДОННА СО ЩЕГЛЁНКОМ» (итал. Madonna del cardellino) — распространенный тип изображения Мадонны в искусстве Итальянского Возрождения и Маньеризма. Вначале, в период интер­национальной готики, обычными были изображения Мадонны с Младенцем, при этом Иисус держал в руке голубя, что прочитывалось как символ Благовеще­ния, Св. Духа и, одновременно, бескров­ной жертвы (имеется в виду кротость го­лубей). Общая символика птицы в руке связана с языческими представлениями о том, что душа человека со смертью отлетает, как птица. Позднее сложилась легенда о том, как во время Крестного пути птица села Христу на голову и клювом выдернула из Его брови колючку от тернового венца. Кровь Спасителя брызнула и окрасила голову пти­цы в красный цвет. С тех пор у щеглов (лат. carduelis, от сагdis — «крючок, колючка»), маленьких птиц отряда воробьиных, темя черное, а вокруг клюва красное кольцо. Поэтому изображение голубя в руках Младенца Христа постепенно вытеснялось изображением щегленка. Однако в южных странах чаще изображали не щегла, а птиц осо­бого подвида «канареек-неразлучниц» (англ. goldfinch — «золотая бахрома»). Это птицы с желтым оперением на гру­ди и красной макушкой. Они обитают в жарком Средиземноморье и почита­ются в качестве символа бескорыстной, самоотверженной любви. Согласно по­верью, пара таких птиц неразлучна; ког­да одна из них погибает, другая птица пытается покончить с собой, бросаясь грудью на шипы терновника. Уми­рая, истекая кровью от пронзающего ее грудь шипа, птица продолжает петь, чтобы закончить песнь любви. Легенды о «по­ющих в терновнике» популярны в католических странах, и это не могло не найти отражения в изобразительном ис­кусстве. Наиболее знаменитая картина на эту тему написана молодым Рафаэ­лем Санти в 1506-1507 гг. во Флоренции. Считается его первым самостоятельным произведе­нием, когда художник освободился от влияния своего учителя Перуджино. Фигуры Мадонны с младенцами Иоанном Крестителем и Христом вкомпонованы в треугольник, в чем ощутимо влияние Леонардо да Винчи — идеи этого мастера оказывали в те годы воздействие на многих фло­рентийских художников. Младенец Иисус держит в одной руке щегленка (cardellino) — символ Страстного пути; Иоанн гладит птичку по голове. Эту картину Рафаэль написал для Лоренцо Нази. С 1666 года картина на­ходилась в коллекции кардинала Карло Медичи. Ныне — в галерее Уффици во Флоренции. Другая картина — «Мадон­на со щегленком», созданная Либерале да Верона (ок. 1470), — находится в музее Кастельвеккьо, в Вероне. В коллекции института Курто в Лондоне можно увидеть похожую композицию — «Мадонна с Младенцем Христом, Св. Елисаветой и Иоанном Крестителем с птицей» (там же изображены голубь и Агнец) работы римского живописца Сассоферрато (ок. 1650 ).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67