«
МАДОННА СО ЩЕГЛЁНКОМ» (итал. Madonna del cardellino) — распространенный тип изображения Мадонны в искусстве Итальянского Возрождения и Маньеризма. Вначале, в период интернациональной готики, обычными были изображения Мадонны с Младенцем, при этом Иисус держал в руке голубя, что прочитывалось как символ Благовещения, Св. Духа и, одновременно, бескровной жертвы (имеется в виду кротость голубей). Общая символика птицы в руке связана с языческими представлениями о том, что душа человека со смертью отлетает, как птица. Позднее сложилась легенда о том, как во время Крестного пути птица села Христу на голову и клювом выдернула из Его брови колючку от тернового венца. Кровь Спасителя брызнула и окрасила голову птицы в красный цвет. С тех пор у щеглов (лат. carduelis, от сагdis — «крючок, колючка»), маленьких птиц отряда воробьиных, темя черное, а вокруг клюва красное кольцо. Поэтому изображение голубя в руках Младенца Христа постепенно вытеснялось изображением щегленка. Однако в южных странах чаще изображали не щегла, а птиц особого подвида «канареек-неразлучниц» (англ. goldfinch — «золотая бахрома»). Это птицы с желтым оперением на груди и красной макушкой. Они обитают в жарком Средиземноморье и почитаются в качестве символа бескорыстной, самоотверженной любви. Согласно поверью, пара таких птиц неразлучна; когда одна из них погибает, другая птица пытается покончить с собой, бросаясь грудью на шипы терновника. Умирая, истекая кровью от пронзающего ее грудь шипа, птица продолжает петь, чтобы закончить песнь любви. Легенды о «поющих в терновнике» популярны в католических странах, и это не могло не найти отражения в изобразительном искусстве. Наиболее знаменитая картина на эту тему написана молодым
Рафаэлем Санти в 1506-1507 гг. во Флоренции. Считается его первым самостоятельным произведением, когда художник освободился от влияния своего учителя Перуджино. Фигуры
Мадонны с младенцами Иоанном Крестителем и Христом вкомпонованы в треугольник, в чем ощутимо влияние
Леонардо да Винчи — идеи этого мастера оказывали в те годы воздействие на многих флорентийских художников. Младенец Иисус держит в одной руке щегленка (cardellino) — символ Страстного пути; Иоанн гладит птичку по голове. Эту картину Рафаэль написал для Лоренцо Нази. С 1666 года картина находилась в коллекции кардинала Карло Медичи. Ныне — в галерее Уффици во Флоренции. Другая картина — «Мадонна со щегленком», созданная
Либерале да Верона (ок. 1470), — находится в музее Кастельвеккьо, в Вероне. В коллекции института Курто в
Лондоне можно увидеть похожую композицию — «
Мадонна с Младенцем Христом, Св. Елисаветой и Иоанном Крестителем с птицей» (там же изображены голубь и Агнец) работы римского живописца Сассоферрато (ок. 1650 ).