«
МАДОННА В ЦЕРКВИ» — условное название картины выдающегося мастера арс нова, или Северного Возрождения, —
Яна ван Эйка. Эта небольшая картина (32 см в высоту вместе с рамой) являлась левой створкой диптиха (правая часть утрачена). Как драгоценное изделие, ювелирно, тончайшим образом картина написана на дереве. Фигура
Мадонны с плавным изгибом силуэта — «готической кривой» — будто сошла с книжной миниатюры. Особенно интересен фон картины, представляющий собой точное, в мельчайших деталях изображение интерьера готического храма с леттнером, хором, стрельчатыми арками и потоками света, льющимися сквозь витражные окна. Исследования доказали, что изображенный художником интерьер соответствует не сохранившемуся интерьеру собора в Льеже (Бельгия), хотя художник осветил пространство собора с северной стороны, что не согласуется с действительным положением храма. Этот пример рассматривается в качестве «скрытого символизма» изобразительного пространства. Согласно теологическим воззрениям эпохи Северного Возрождения, тело Мадонны, в котором воплотился Сын Божий, уподобляется пространству храма — телу Церкви. На кайме платья Мадонны художник поместил латинскую надпись, фразу из ветхозаветной книги Премудрости Соломона: «Est enim haec speciosior sole et super omnem stellarum dispositionem luci conparata invenitur prior candor» — «Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше» (Прем. 7:29). В 1508 году нидерландский живописец, романист Ян Госсарт (Мабюзе) написал в
Риме повторение картины (в качестве одной из створок диптиха). Ныне она хранится в Палаццо Дориа Памфили в Риме.