Мадонна на троне

«МАДОННА НА ТРОНЕ» (итал. Mad­onna del Trono) — традиционный тип изображения Мадонны с Младенцем в западноевропейском искусстве. Среди наиболее известных произведений — ал­тарный образ, созданный живописцем раннего Итальянского Возрождения флорентийской школы Томмазо Гвиди по прозванию Мазаччьо (итал. masaccio — «неряшливый, пачкун»). Хранится в Национальной галерее в Лондоне. Э. Панофский приводит эту картину в качестве иллю­страции отставания искусства живописи периода итальянского кватроченто (XV в.) от развития архитектуры. Фигуры Мадонны, Младенца и Ангелов на картине Мазаччьо изображены крайне архаично, в «византийской манере», свойственной Чимабуэ. Однако трон Мадон­ны представляет собой необычное, новаторское для того времени изображение архитектурного сооружения в миниа­тюре. Основание трона воспроизводит декор, срисованный с древнеримского саркофага. Его двухъярусная спинка «напоминает миниатюрный сцениче­ский фасад и преподносит предметный урок по древней архитектуре, — пишет Э. Панофский. — На ней изображены уменьшенные примеры трех разных классических ордеров (коринфского, ионического и композитного), причем так, что коринфские и композитные колонны на боковых спинках даны в фас, а ионические колонки на задней спинке — в профиль; этот трон похож на фрагмент из римской записной книж­ки Брунеллески». Архитектор Ф. Брунеллески предположительно является автором фона фрески Мазаччьо «Троица» в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции с удивительным перспек­тивным изображением классической архитектуры. Композиции типа «Мадон­на на троне» (другое название «Sedes Sapientiae» — лат., «Седалище мудро­сти») встречаются в искусстве Северного Возрождения. Например, великолепное произведение Яна ван Эйка — так на­зываемый Дрезденский триптих (по месту хранения в картинной галерее Дрездена). Центральную створку алтар­ного триптиха в раскрытом виде занимает изображение Мадонны с Младенцем, торжественно восседающей на троне под балдахином в нефе воображаемого храма романо-готической архитектуры. Примечательна ювелирная выписанность деталей при небольшом размере изображения (27x16 см). На боковых створках представлены Св. Екатерина и донатор М. Джустиниани. В закрытом виде на наружных створках в технике гризайль показана сцена Благо­вещения Марии. Извест­ны и другие «тронные» композиции того же художника («Мадонна каноника фан дер Пале»; «Мадонна Лукка»).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67