«
МАДОННА НА ТРОНЕ» (итал. Madonna del Trono) — традиционный тип изображения
Мадонны с Младенцем в западноевропейском искусстве. Среди наиболее известных произведений — алтарный образ, созданный живописцем раннего Итальянского Возрождения флорентийской школы
Томмазо Гвиди по прозванию
Мазаччьо (итал. masaccio — «неряшливый, пачкун»). Хранится в Национальной галерее в
Лондоне. Э. Панофский приводит эту картину в качестве иллюстрации отставания искусства живописи периода итальянского кватроченто (XV в.) от развития архитектуры. Фигуры Мадонны, Младенца и Ангелов на картине Мазаччьо изображены крайне архаично, в «византийской манере», свойственной Чимабуэ. Однако трон Мадонны представляет собой необычное, новаторское для того времени изображение архитектурного сооружения в миниатюре. Основание трона воспроизводит декор, срисованный с древнеримского саркофага. Его двухъярусная спинка «напоминает миниатюрный сценический фасад и преподносит предметный урок по древней архитектуре, — пишет Э. Панофский. — На ней изображены уменьшенные примеры трех разных классических ордеров (коринфского, ионического и композитного), причем так, что коринфские и композитные
колонны на боковых спинках даны в фас, а ионические колонки на задней спинке — в профиль; этот трон похож на фрагмент из римской записной книжки Брунеллески». Архитектор Ф. Брунеллески предположительно является автором фона фрески Мазаччьо «Троица» в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции с удивительным перспективным изображением классической архитектуры. Композиции типа «Мадонна на троне» (другое название «Sedes Sapientiae» — лат., «
Седалище мудрости») встречаются в искусстве Северного Возрождения. Например, великолепное произведение
Яна ван Эйка — так называемый Дрезденский триптих (по месту хранения в картинной галерее Дрездена). Центральную створку алтарного триптиха в раскрытом виде занимает изображение Мадонны с Младенцем, торжественно восседающей на троне под
балдахином в нефе воображаемого храма романо-готической архитектуры. Примечательна ювелирная выписанность деталей при небольшом размере изображения (27x16 см). На боковых створках представлены Св. Екатерина и донатор М. Джустиниани. В закрытом виде на наружных створках в технике
гризайль показана сцена Благовещения Марии. Известны и другие «тронные» композиции того же художника («Мадонна каноника фан дер Пале»; «
Мадонна Лукка»).