«
МАДОННА ЛИТТА» (итал. Madonna Litta) — картина (1490-1491 гг., 33*42 см), изображающая Мадонну с Младенцем на руках, хранящаяся в петербургском Эрмитаже. Приписывается
Леонардо да Винчи, выдающемуся мастеру эпохи Итальянского Возрождения. Тип композиции, представляющий Марию, кормящую грудью Младенца Христа, восходит к византийскому типу Богоматери Галактотрофусы («Млекопитательницы») и его итальянскому варианту — «Мадонне Умиления» (Madonna dell'Umilta). В 1864 году советник императорского Эрмитажа в Петербурге Б. Кюне получил письмо из Милана от герцога Антуана Литта с предложением приобрести картины его галереи для России, поскольку члены его семьи тесно связаны с этой страной. В частности, граф Помпео Литта (1763-1839) состоял в должности командора Мальтийского ордена и члена Государственного Совета при императоре Павле I, был женат на графине Е. Скавронской. В следующем году четыре картины, одной из которых являлась «Мадонна, кормящая Младенца Иисуса», прибыли в Петербург.
Мадонна, написанная темперой на деревянной доске, из-за плохого состояния была переведена с дерева на холст и в том же 1865 году заняла почетное место в экспозиции только что выстроенного здания Нового Эрмитажа, где и находится по настоящее время. Однако сразу же появились сомнения в принадлежности картины кисти Леонардо да Винчи. Коллекционер и знаток А. И. Сомов предложил считать картину начатой самим Леонардо, а законченной кем-то из его учеников, например Амброджьо де Предисом. А. Н. Бенуа, как и Дж. Морелли, категорически отрицал авторство Леонардо да Винчи. Действительно, превосходная композиция и мастерский рисунок картины, в особенности типично леонардовская голова Мадонны (в парижском
Лувре имеется близкий этюд, плохо сочетаются с «нелеонардовским» Младенцем и грубой, посредственной живописью, черной растушевкой контуров. Исследования картины в рентгеновских лучах показали, что грубые прописи добавлены позднее неумелой рукой реставратора. Щегленок в левой руке Младенца также написан позднее. К тому же от времени сильно пострадали краски. Возможно, что «Мадонна Литта» создавалась по рисунку Леонардо да Винчи либо начата им самим в конце первого, флорентийского, периода творчества, до отъезда в Милан в 1482 году, но оставалась незаконченной, как и многие другие картины этого художника. Возможно также, что Леонардо взял эту картину с собой в Милан и позднее она была дописана его учениками.