«
МАДОННА КОНЕСТАБИЛЕ» (итал. Madonna Conestabile) — юношеское произведение
Рафаэля Санти. Представляет собой композицию типа тондо (в круге), излюбленную художниками Тосканского Возрождения. Создана между 1502 и 1504 гг., написана на дереве вместе с рамой (вероятно, сделанной также по рисунку Рафаэля). Лепнина рамы выполнена на той же доске, которая послужила основой для живописи. Картина создана художником в Урбино, в его ранний, умбрийский, период (осенью 1504 года Рафаэль переехал во Флоренцию). Характерен типично умбрийский пейзаж, а в облике
Мадонны, изображенной совсем юной девочкой, угадывается влияние Перуджино, учителя Рафаэля. Раннее название картины: «Мадонна дель Либро» (итал. libro — «книга») — Богоматерь в правой руке держит раскрытую книгу, к которой тянется Младенец. Рафаэль написал эту картину для семьи Альфани (с начала XVIII в. — Альфани делла Стаффа). В 1789 году графы делла Стаффа породнились с семьей Конестабиле и стали называться Конестабиле делла Стаффа, в их доме в Перудже и хранилась картина. В 1869 году граф Сципион Конестабиле из-за денежных затруднений решил расстаться со своей художественной галереей во Флоренции, в которой тогда находилась «Мадонна» Рафаэля и картины Перуджино. Граф написал письмо Г. С. Строганову, находившемуся в
Риме, из уважения к которому решил отдать «Мадонну дель Либро» императорскому двору в Петербурге. Условием было закрепление за картиной фамилии владельца в память о семейной реликвии. В 1871 году картину доставили в Петербург. Император Александр II преподнес ее в дар своей жене Марии Александровне, после смерти которой, согласно завещанию, в 1880 году «Мадонна Конестабиле» поступила в Эрмитаж. После прибытия картины в Петербург выяснилось, что небольшие трещины на доске увеличились. Поэтому в 1871 году картину перевели с дерева на холст. Когда дерево с обратной стороны сняли, обнаружилось, что на первом красочном слое в руках у Младенца вместо книги был изображен плод граната (символ жертвенной крови Христа).