«
МАДОННА ДА КАСТЕЛЬФРАНКО», ИЛИ «МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ, СВ. ФРАНЦИСКОМ И СВ. ЛИБЕРАЛЕ» (итал. Madonna da Castelfranco, Madonna col Bambino tra San Francesco e San Liberale) — картина выдающегося художника Итальянского Возрождения венецианской школы
Джорджоне да Кастельфранко (1476-1510). Кастельфранко (итал., «Свободный замок») — небольшой городок в области Венето, к северо-западу от
Венеции, между Тревизо и Бассано. Художник родился в этом городе, где сохраняется его дом, превращенный в музей. В соборе (Duomo) находится алтарная картина, названная «Мадонной да Кастельфранко», заказанная живописцу в 1504 году венецианским кондотьером Туцио Костанцо. Джорджоне, ученик Дж. Беллини, друг Тициана, был не только живописцем, но также поэтом и музыкантом. Он успел сделать очень мало, погиб в молодом возрасте от чумы. Все его картины — шедевры поэзии и пластики. На картине из Кастельфранко изображена
Мадонна с Младенцем на высоком постаменте. По правую руку от Нее — воин в латах со знаменем, на красном полотнище которого начертан белый крест. Предполагают, что это либо Святой Либераль (святой воин IV века, изображался в латах, с копьем и знаменем), либо Св. Георгий Победоносец. За его спиной, возможно, вид крепости на о. Гарда, находящейся недалеко от города. По другую сторону от Мадонны — Св. Франциск Ассизский, воплощение смирения и покоя. За его спиной — безмятежный «джорджониевский» пейзаж. Художник создал необычную композицию, подчиненную не только симметрии боковых частей, но и соединяющую по вертикали верхний, неземной мир (в котором даже трон Мадонны становится иллюзорным, сокращающимся в перспективе) и нижний, где на мраморном полу в шахматную клетку стоят святые. В литературных источниках сообщается, что в образе воина художник изобразил себя, а Св. Франциску придал черты одного из своих братьев. Обращает на себя внимание нижняя часть пьедестала, напоминающая гробницу, с гербом заказчика картины. Известно также, что в 1504 году у кондотьера Туцио Костанцо умер сын и был захоронен в капелле собора перед алтарем Св. Георгия. Поэтому существует предположение, что произведение Джорджоне не столько алтарный образ, сколько «надгробная элегия... мастера, открывшего нежность в живописи», посвященная безвременно погибшему сыну венецианского кондотьера, что вполне согласуется с пронизанным грустью настроением картины.