Ян ван Эйк - Мадонна каноника фан дер Пале

«МАДОННА КАНОНИКА ФАН ДЕР ПАЛЕ» (1434-1436 гг., дерево, масло, Брюгге, музей Грунинге, 157*122 см,  — шедевр искусства Северного Возрождения, созданный выдающимся мастером старой нидерландской школы Яном ван Эйком. Картину за­казал художнику каноник (настоятель, член епископского совета) церкви Св. Донатиана (местного святого, покровителя г. Брюгге) Георг фан дер Пале. Художник начал работу в 1434 году, как об этом свиде­тельствует надпись на раме. Известно, что ван Эйк вставлял подготовленную доску для письма в раму, грунтовал их вместе, затем писал картину и расписывал раму. В углах рамы можно видеть родовые гер­бы каноника фан дер Пале. В 1436 году за­конченную картину поместили в одной из двух капелл хора церкви Св. Донатиана. Церковь не сохранилась. Карти­на ныне экспонируется в музее Грунинге в Брюгге. На картине изображена Мадонна в алом плаще с Младенцем на руках. Она восседает на троне в алтаре церкви. Тщательность, с ко­торой изображена архитектурная пер­спектива, невольно наводит на мысль о точном воспроизведении интерьера церкви (что, однако, не подтверждается раскопками ее фундамента). Скорее, живописец воспроизвел типичный интерьер ро­манских центрических церквей каро­лингской эпохи. Ступени трона прикрывает великолепный пер­сидский ковер, каждая ворсинка которого тщательно выписана, включая ее тень на мозаичном полу. Трон художник украсил миниатюрными скульптурными группами «Каин убивает своего брата Авеля» (на локотнике справа от Мадон­ны) и «Самсон, раздирающий пасть льву» (с другой стороны). В нишах трона — небольшие статуэтки Адама и Евы. Младенец Иисус в правой руке держит попугая (символ времен­ности воплощения души), а левой про­тягивает Матери букетик цветов. По правую руку от Мадонны стоит Св. Донатиан в ризе из синего бархата с золотым шитьем, в митре с драгоценными камнями и с большим прецессионным крестом. В правой руке он держит колесо с зажженными све­чами — свой атрибут. По другую сторону трона — коленопре­клоненный донатор в белом стихаре, он держит молитвенник, перчатки и роговые очки — поразительный портрет. Рядом с канони­ком изображен Св. Георгий Победоносец в сияющих латах, разукрашенных чеканкой и инкрустацией подобно огром­ному ювелирному изделию. В латах свя­того воина отражается фигура Мадонны, а на щите у него за спиной — отражение (как предполагают, самого художника). Э. Фромантен, художник, тонкий знаток и великолепный писатель об искусстве, отметил это произведение: «Тональ­ность картины строгая, приглушенная и богатая, удивительно гармоничная и сильная. Цвет струится в ней мощным потоком, краски цельны, мастерски со­ставлены и еще более мастерски связаны с соседними при помощи тончайших валеров. Вглядываясь в картину, поистине забываешь все на свете и думаешь, что эта живопись уже при самом своем возникновении сказала свое последнее слово».

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67