«
МАДОННА КАНОНИКА ФАН ДЕР ПАЛЕ» (1434-1436 гг., дерево, масло, Брюгге, музей Грунинге, 157*122 см, — шедевр искусства Северного Возрождения, созданный выдающимся мастером старой нидерландской школы
Яном ван Эйком. Картину заказал художнику каноник (настоятель, член епископского совета) церкви Св. Донатиана (местного святого, покровителя г. Брюгге) Георг фан дер Пале. Художник начал работу в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме. Известно, что ван Эйк вставлял подготовленную доску для письма в раму, грунтовал их вместе, затем писал картину и расписывал раму. В углах рамы можно видеть родовые гербы каноника фан дер Пале. В 1436 году законченную картину поместили в одной из двух капелл хора церкви Св. Донатиана. Церковь не сохранилась. Картина ныне экспонируется в музее Грунинге в Брюгге. На картине изображена
Мадонна в алом плаще с Младенцем на руках. Она восседает на троне в алтаре церкви. Тщательность, с которой изображена архитектурная перспектива, невольно наводит на мысль о точном воспроизведении интерьера церкви (что, однако, не подтверждается раскопками ее фундамента). Скорее, живописец воспроизвел типичный интерьер романских центрических церквей каролингской эпохи. Ступени трона прикрывает великолепный персидский ковер, каждая ворсинка которого тщательно выписана, включая ее тень на мозаичном полу. Трон художник украсил миниатюрными скульптурными группами «Каин убивает своего брата Авеля» (на локотнике справа от Мадонны) и «Самсон, раздирающий пасть льву» (с другой стороны). В нишах трона — небольшие статуэтки Адама и Евы. Младенец Иисус в правой руке держит попугая (символ временности воплощения души), а левой протягивает Матери букетик цветов. По правую руку от Мадонны стоит Св. Донатиан в ризе из синего бархата с золотым шитьем, в митре с драгоценными камнями и с большим прецессионным крестом. В правой руке он держит колесо с зажженными свечами — свой атрибут. По другую сторону трона — коленопреклоненный донатор в белом стихаре, он держит молитвенник, перчатки и роговые очки — поразительный портрет. Рядом с каноником изображен Св. Георгий Победоносец в сияющих латах, разукрашенных чеканкой и инкрустацией подобно огромному ювелирному изделию. В латах святого воина отражается фигура Мадонны, а на щите у него за спиной — отражение (как предполагают, самого художника). Э. Фромантен, художник, тонкий знаток и великолепный писатель об искусстве, отметил это произведение: «Тональность картины строгая, приглушенная и богатая, удивительно гармоничная и сильная. Цвет струится в ней мощным потоком, краски цельны, мастерски составлены и еще более мастерски связаны с соседними при помощи тончайших валеров. Вглядываясь в картину, поистине забываешь все на свете и думаешь, что эта живопись уже при самом своем возникновении сказала свое последнее слово».