Мадонна Иммакулата

МАДОННА ИММАКУЛАТА (итал. Ma­donna Immaculata, от лат. immaculatus — «незапятнанный, чистый») — тип католических алтарных картин с изображением возносящейся Мадонны. Другое название: «Purissima» (лат., «Чистей­шая»). Близок иконографии Ассунты и Мадонны во Славе. Его появление свя­зано с догматом о непорочном зачатии Девы Марии, которая была предохранена от скверны первородного греха с самого Своего зачатия ради будущих заслуг Христа (догмат о сверхъестественном зачатии Марией Христа у католиков именуется «бессеменным зачатием»). Мадонна изображается парящей в воз­духе в сиянии лучей, со сложенными в молитвенном движении руками, стоящей на полумесяце либо несомой ангелочка­ми. У Ее ног или в руках у Ангелов — бе­лые лилии (символ чистоты). Этот тип изображения особенно характерен для испанской живописи XVI—XVII вв. (исп. Inmaculada). Две самые известные карти­ны, Ф. Сурбарана и Б. Э. Мурильо, на­ходятся в мадридском музее Прадо. Особенную форму эта тема обрела на севере Европы. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии провозгласил Папа Римский Сикст IV 8 декабря 1476 года. Однако офици­ально догмат утвержден Папой Пием IX только в 1854 году. Праздник Непорочного зачатия установил Папа Александр VII в 1661 году. Ранее испанский живописец и теоретик искусства Ф. Пачеко в трактате «Искусство живописи» (1649) описал иконографию «Иммакулаты»: Мадонна изображается в белом одеянии и голу­бом плаще, над Ее головой парит голубь Св. Духа (символ непорочного зачатия Христа). Мадонна стоит на шаре (символ бренности материального мира). Изображение сопровождается надписью: «Tota pulchra es, arnica mea, et macula non est in te» (лат., «Вся ты пре­красна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!») — строка из библейской Пес­ни Песней (Песн. 4:7). Вокруг головы Мадонны показывают двенадцать звезд, рядом — луна и дракон, что связано с образами Апокалипсиса (Откр. 12:1—3). Посредством изображения дракона (змея) иконогра­фия Мадонны Иммакулаты связывает­ся с заветом о неизбежном поражении «главы змея семенем жены» (Быт. 3:15). Рафаэль в картине «Сикстинская Мадон­на» (1513—1514) соединил традиционную византийскую иконографию Одигитрии «в рост», черты итальянского типа композиций «Святого собеседования» и Мадонны Иммакулаты, изобразив под ногами Девы земной шар, а фон заполнив головами ангелочков. В ватиканском дворце существует зал «Иммакулаты» с фресками, посвященными принятию догмата.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67