МАДОННА ИММАКУЛАТА (итал. Madonna Immaculata, от лат. immaculatus — «незапятнанный, чистый») — тип католических алтарных картин с изображением возносящейся Мадонны. Другое название: «Purissima» (лат., «Чистейшая»). Близок иконографии Ассунты и Мадонны во Славе. Его появление связано с догматом о непорочном зачатии Девы Марии, которая была предохранена от скверны первородного греха с самого Своего зачатия ради будущих заслуг Христа (догмат о сверхъестественном зачатии Марией Христа у католиков именуется «бессеменным зачатием»).
Мадонна изображается парящей в воздухе в сиянии лучей, со сложенными в молитвенном движении руками, стоящей на полумесяце либо несомой ангелочками. У Ее ног или в руках у Ангелов — белые лилии (символ чистоты). Этот тип изображения особенно характерен для испанской живописи XVI—XVII вв. (исп. Inmaculada). Две самые известные картины,
Ф. Сурбарана и
Б. Э. Мурильо, находятся в мадридском музее Прадо. Особенную форму эта тема обрела на севере Европы. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии провозгласил Папа Римский Сикст IV 8 декабря 1476 года. Однако официально догмат утвержден Папой Пием IX только в 1854 году. Праздник Непорочного зачатия установил Папа Александр VII в 1661 году. Ранее испанский живописец и теоретик искусства Ф. Пачеко в трактате «Искусство живописи» (1649) описал иконографию «Иммакулаты»: Мадонна изображается в белом одеянии и голубом плаще, над Ее головой парит голубь Св. Духа (символ непорочного зачатия Христа). Мадонна стоит на шаре (символ бренности материального мира). Изображение сопровождается надписью: «Tota pulchra es, arnica mea, et macula non est in te» (лат., «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!») — строка из библейской Песни Песней (Песн. 4:7). Вокруг головы Мадонны показывают двенадцать звезд, рядом — луна и дракон, что связано с образами Апокалипсиса (Откр. 12:1—3). Посредством изображения дракона (змея) иконография Мадонны Иммакулаты связывается с заветом о неизбежном поражении «главы змея семенем жены» (Быт. 3:15).
Рафаэль в картине «Сикстинская Мадонна» (1513—1514) соединил традиционную византийскую иконографию Одигитрии «в рост», черты итальянского типа композиций «Святого собеседования» и Мадонны Иммакулаты, изобразив под ногами Девы земной шар, а фон заполнив головами ангелочков. В ватиканском дворце существует зал «Иммакулаты» с фресками, посвященными принятию догмата.