«
МАДОННА С ГОСТИЕЙ» (1854 г., холт на дереве, масло,
Париж, музей Д'Орсэ; вариант в Москве, музей изобразительных искусств) - картина выдающегося французского художника академического направления
Жана-Огюста-Доминика Энгра. Ученик Ж.-Л. Давида, академик Энгр превыше всего ценил античное искусство, но идеалом считал творчество
Рафаэля. В холодноватой, отстраненной трактовке образа
Мадонны заметно стремление подражать итальянскому художнику. Картина представляет собой аллегорию искупительной жертвы Христа. Дева Мария молит Бога Отца о заступничестве перед артусом, или просфорой, находящемся в сосуде — панагиаре (артофории). Эти предметы используются в таинстве Евхаристии, символизирующем Тайную вечерю Христа с учениками. Гостия (лат. hostia — «приношение, жертва») — то же, что артус, круглая лепешка из теста, символизирует «тело Христово». На ней изображается крест, жертвенный Агнец или контрактура «1С ХС».