Спираль, волюта, S-образный завиток

Спираль относится к числу древнейших знаков, имеющих громадное значение для ор­намента. СПИРАЛЬ (франц. spirale, из лат. spiralis, от греч. speira, лат. spira — «изгиб, из­вив») — кривая, делающая витки вокруг точки на плоскости или вокруг оси. Представляет собой один из типов сим­метричных фигур, отсюда ее эстетиче­ские свойства и символические значения. Спираль в мировоззренческом пла­не выражает идею внутреннего саморазвития круга (любопытно в этой свя­зи заметить, что согласно учению неоплатоников кругообразное движе­ние свойственно душе, перемещаю­щейся вокруг Центра-Бога, в то время как для тела характерно прямолиней­ное движение, что и способствует воз­никновению формулы движения по спирали как результата своеобразного «компромисса» между движением ду­шевного и телесного начал). В плане орнаментального выраже­ния мы наблюдаем во многих случаях древних культур формулу концентри­ческих кругов как некую промежу­точную стадию между кругом и спи­ралью, которая свидетельствует о возникновении внутренней структу­ры круга, но еще не отражает самой идеи его саморазвития. Важнейшим первообразом для спирали был образ змеи, имевший в древних представле­ниях столь глобальное космологичес­кое значение. Помимо уроборуса (замкнутый круг, образованный кусающей себя за хвост змеей) змея в древ­них росписях очень часто изобража­лась в виде спирали. Археолог А.А.Бобринский в своем исследовании («О некоторых символических знаках, общих первобытной орнамике всех народов Европы и Азии», М.,1902.) приводит пример перехода зигзага в спираль, наглядно свидетельствующий о генетическом родстве этих древнейших орнамен­тальных мотивов.
  В орнаментике спиралевидный мотив встречается в виде нескольких характерных формул:
- обегающей спирали, опоясыва­ющей тело вещи в виде спиралевид­ной замкнутой волны;
- S-образного завитка из двух спи­ралей, вертикальной или горизонталь­ной;
-  волюты, образованной двумя спиралями, закрученными внутрь.
  Рассмотрим, что же мировоззрен­чески воплощают в себе данные мо­тивы. На примере росписи трипольских сосудов квалифицируют формулу четырехкратной обегающей спирали как отображение бега време­ни в виде движущегося солнца, луны или змеи. Сама форма сосу­да вместе с нанесенным на нее четырехкратным изображением спирали являет собою в плане горизонтальную проекцию бытия кругкрестквад­рат. Так, некоторые трипольские со­суды имели форму четырех женских грудей, расписанных спиралевидным или «змеиным» рисунком. S-образный завиток можно понять как своего рода сокращенную форму­лу обегающей спирали, своеобразную квинтэссенцию этого мотива. Такое предположение тем более логично, что во многих случаях на древних сосудах мы видим вместо обегающей спирали именно такую ее интерпретацию. Но обегающая спираль — горизон­тальная. Очевидно, и в вертикальном расположении данного символа следует искать свой смысл. Так, в исследовании Бобринского мы видим именно верти­кальный мотив S-образной спирали, в котором автор усмотрел стилизацию фигуры птицы, сидящей на земле. Пти­ца— вестник Неба, опустившаяся на землю, чтобы обеспечить ее плодородие. Символ, объединяющий Небо и землю, по сути еще один дериват Неба-креста. Любопытно в этой связи, что исследо­ватели китайской символики Л.П. и В. П. Сычевы, комментируя иероглиф иньского бронзового сосуда, обозначающего родовое имя и изображающегося в виде вертикальной S-образной фигу­ры свернувшегося змея, видят в нем то­тем данного рода: «Первоначально это, видимо, была змея, — пишут они, — за­нимавшая видное место в культе многих народов. Вспомним Нага Камбоджи, урея в короне египетских фараонов или, наконец, библейского змия-искусителя. Трудно сказать, какое именно из свойств змея завоевало ей такое положение. Или завораживающий все живое взгляд, или то, что она ежегодно меняет кожу, как бы символизируя этим вечное обновле­ние природы, или играют роль фалли­ческие ассоциации». Далее авторы говорят о том, что фаллические ассоциации вполне со­гласуются с тем основным значени­ем, которое имел образ змеи-дракона в китайской символике, означающей соединение ян и инь, мужского и жен­ского, Неба и земли как источник жизни. В этом смысле символика его вполне совпадает со значениями, упоминаемыми Бобринским. Заметим, наконец, что профильный силуэт урея, встречающийся в египетской орнаментике, также имеет сходство с S-образным завитком. 
   Происхождение ВОЛЮТЫ (итал. voluta от лат. volutare — «катать, скатываться», volvere — «крутить, закручивать») своими корнями уходит в глубь древнейших представлений о бытии, также восхо­дящих к образу Мирового Древа. Это хорошо прослеживается, в частности, на развитии капители, где волюта является важнейшим конструктивно-ху­дожественным элементом. Мотив волюты в капители мы встречаем уже на египетских росписях, изображающих колонны. В них отчетливо видны смысловые корни данного об­раза — момент рождения солнечной розетки из недр распускающегося цветка на вершине Древа. То же са­мое мы видим и в древней эолийской капители, которая в Греции явилась исторической предшествен­ницей ионической. Вместе с колон­ной она являет собой выраженную в камне форму распускающегося на тонком стебле цветка, из чашечки ее «рождается» солнце. Закрученные лепестки этого цветка и образовали форму волюты, т.е. волюта символи­зирует главную, «небесную» часть ко­лонны-Древа, «рождающего» Солнце. И в то же время эта форма оказывает­ся генетически связанной и с «охранителями» Древа, ибо на Востоке (в той же древнейшей Месопотамии) в виде волютообразных завитков изоб­ражали и рога небесных козлов или быков. Таким образом, и S-образный завиток, и волюта генетически восхо­дят к единому смысловому первообра­зу и являются результатом специфи­ческих материально-мифологических путей развития одной исходной идеи.
Прообразы волют — завитков капители ионического ордера — можно найти в капителях древней египетской архитектуры в виде распускающихся цветков лотоса и в так называемых гаторических капителях с металлическими деталями, изображающими растительные завитки. Греческое название — гелика (греч. helix — «завиток») или торное («циркуль»). Кружок в центре волюты именуется зрач­ком. Другой источник — архитектура Ма­лой Азии: хеттские храмы, изображенные на ассирийских рельефах VIII века до н. э., ко­лонны Персеполя и Ликии с деревянными «подбалками» с закругленными концами, которые помещались между фустом ко­лонны и архитравом. Интересна форма эолийской, или финикийской, капители, напоминающая загнутые концы расщепленного ствола дерева. Аналогичные капители находят в древней Этрурии. Так или иначе, проис­хождение волюты связано с конструкцией из дерева. Волюты — характерная деталь ионической, коринфской и композитной капители. В ионическом ордере волюты создают фронтальную симметрию капите­ли и являются торцами горизонтально расположенных балюстр. В других ордерах — подчер­кивают четыре угла «корзины» капители. В эпоху Итальянского Возрождения Л. Б. Альберти в трактате «Десять книг о зодче­стве» (1444—1450) сравнивал волюты ионической капители с «завитками дре­весной коры, лежащей на колонне», а ко­ринфской — с «ручками сосуда, выходя­щими из его тела». Волюты использова­лись и в консолях, поддерживающих вынос карниза в архитектуре античных зданий. В эпоху Возрождения Ф. Брунеллески, архитектор флорентийской шко­лы, в композиции фонаря знаменитого ку­пола собора Санта Мария дель Фьоре (1420— 1436) перевернул античные консоли и пре­вратил их в декоративный элемент, венча­ющий аркбутаны. В фасаде цер­кви Санта Мария Новелла, возведенном по проекту Л. Б. Альберти во Флоренции (1458—1470), волюты превращены в огром­ные спирали, эффектно связывающие верхний и нижний ярусы здания. Такая волюта со­здает плавный и стремительный переход от горизонтали к вертикали. Именно это свойство сделало волюту любимым эле­ментом архитекторов стиля Барокко. Большие мощные волюты — эволь­венты — мы видим на фасаде церкви Иль Джезу в Риме — выдающегося памятника римского барокко (1575 г. - «иезуитов стиль»). Огромные завитки (их называли супортами) фланкируют вход в храм Гавриила Архангела («Меншикову башню») на Чистых прудах в Москве (1701— 1707). Волюты — непременное украшение фасадов зданий в стиле «пет­ровского барокко». Их можно видеть у основания колокольни Петропавловского со­бора и по сторонам Петровских ворот Пет­ропавловской крепости в Петербурге. Такие волюты оконча­тельно превратились из поддерживаю­щей конструкции в декоративный мотив. Упругая линия с двойным S-образным изгибом, связывающая большой и малый завитки, стала выполнять функцию, аналогичную древнегреческому и «готической кривой». Эволюция фор­мы волюты — пример художественного пре­ображения строительной конструкции.
  В спиральной ракови­не наутилуса древние видели образ Все­ленной, ее центр — «пуп мира»,   математические   соотношения спирали выражаются числами Фибонач­чи. Фор­му спирали использовали при построе­нии лабиринтов. Данте Алигьери увидел спираль в мирах Ада и Рая, а Б. Палисси рисовал в фор­ме спирали «идеальный город». В эзоте­рических учениях спираль рассматривают в качестве символа постепенного обрете­ния мудрости, высшего знания в путеше­ствии к центру мира. Спираль представ­ляет собой одновременно солнечный знак и символ водной стихии. Спираль дина­мична, поэтому наряду с волютой ее, хотя и реже, чем декоративные завитки, ис­пользуют архитекторы. Башня со спи­ральной лестницей пристроена к фасаду Палаццо Контарини дель Боволо в Вене­ции (1499). Д. Браманте создал необыч­ный спиральный пандус в Ватикане. Спиральной формы лестницы применя­ли Дж. Б. Виньола на вилле Фарнезе в Капрароле, Ф. Борромини — в Палаццо Барберини в Риме. Са­мая эффектная спираль в архитектуре: пандус купола церкви Сан Иво алла Сапиенца в Риме по проекту Ф. Борромини.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67