Спираль относится к числу древнейших знаков, имеющих громадное значение для
орнамента.
СПИРАЛЬ (франц. spirale, из лат. spiralis, от греч. speira, лат. spira — «изгиб, извив») — кривая, делающая витки вокруг точки на плоскости или вокруг оси. Представляет собой один из типов симметричных фигур, отсюда ее эстетические свойства и символические значения. Спираль в мировоззренческом плане выражает идею внутреннего саморазвития круга (любопытно в этой связи заметить, что согласно учению неоплатоников кругообразное движение свойственно душе, перемещающейся вокруг Центра-Бога, в то время как для тела характерно прямолинейное движение, что и способствует возникновению формулы движения по спирали как результата своеобразного «компромисса» между движением душевного и телесного начал). В плане орнаментального выражения мы наблюдаем во многих случаях древних культур формулу концентрических кругов как некую промежуточную стадию между кругом и спиралью, которая свидетельствует о возникновении внутренней структуры круга, но еще не отражает самой идеи его саморазвития. Важнейшим первообразом для спирали был образ змеи, имевший в древних представлениях столь глобальное космологическое значение. Помимо уроборуса (замкнутый круг, образованный кусающей себя за хвост змеей) змея в древних росписях очень часто изображалась в виде спирали. Археолог А.А.Бобринский в своем исследовании («О некоторых символических знаках, общих первобытной орнамике всех народов Европы и Азии», М.,1902.) приводит пример перехода зигзага в спираль, наглядно свидетельствующий о генетическом родстве этих древнейших орнаментальных мотивов.
В орнаментике спиралевидный мотив встречается в виде нескольких характерных формул:
-
обегающей спирали, опоясывающей тело вещи в виде спиралевидной замкнутой волны;
-
S-образного завитка из двух спиралей, вертикальной или горизонтальной;
-
волюты, образованной двумя спиралями, закрученными внутрь.
Рассмотрим, что же мировоззренчески воплощают в себе данные мотивы. На примере росписи трипольских сосудов квалифицируют формулу четырехкратной обегающей спирали как отображение бега времени в виде движущегося солнца, луны или змеи. Сама форма сосуда вместе с нанесенным на нее четырехкратным изображением спирали являет собою в плане горизонтальную проекцию бытия
круг —
крест —
квадрат. Так, некоторые трипольские сосуды имели форму четырех женских грудей, расписанных спиралевидным или «змеиным» рисунком. S-образный завиток можно понять как своего рода сокращенную формулу обегающей спирали, своеобразную квинтэссенцию этого мотива. Такое предположение тем более логично, что во многих случаях на древних сосудах мы видим вместо обегающей спирали именно такую ее интерпретацию. Но обегающая спираль — горизонтальная. Очевидно, и в вертикальном расположении данного символа следует искать свой смысл. Так, в исследовании Бобринского мы видим именно вертикальный мотив S-образной спирали, в котором автор усмотрел стилизацию фигуры птицы, сидящей на земле. Птица— вестник Неба, опустившаяся на землю, чтобы обеспечить ее плодородие. Символ, объединяющий Небо и землю, по сути еще один дериват Неба-креста. Любопытно в этой связи, что исследователи китайской символики Л.П. и В. П. Сычевы, комментируя иероглиф иньского бронзового сосуда, обозначающего родовое имя и изображающегося в виде вертикальной S-образной фигуры свернувшегося змея, видят в нем тотем данного рода: «Первоначально это, видимо, была змея, — пишут они, — занимавшая видное место в культе многих народов. Вспомним Нага Камбоджи, урея в короне египетских фараонов или, наконец, библейского змия-искусителя. Трудно сказать, какое именно из свойств змея завоевало ей такое положение. Или завораживающий все живое взгляд, или то, что она ежегодно меняет кожу, как бы символизируя этим вечное обновление природы, или играют роль фаллические ассоциации». Далее авторы говорят о том, что фаллические ассоциации вполне согласуются с тем основным значением, которое имел образ змеи-дракона в китайской символике, означающей соединение ян и инь, мужского и женского, Неба и земли как источник жизни. В этом смысле символика его вполне совпадает со значениями, упоминаемыми Бобринским. Заметим, наконец, что профильный силуэт урея, встречающийся в египетской орнаментике, также имеет сходство с S-образным завитком.
Происхождение
ВОЛЮТЫ (итал. voluta от лат. volutare — «катать, скатываться», volvere — «крутить, закручивать») своими корнями уходит в глубь древнейших представлений о бытии, также восходящих к образу Мирового Древа. Это хорошо прослеживается, в частности, на развитии капители, где волюта является важнейшим конструктивно-художественным элементом. Мотив волюты в капители мы встречаем уже на египетских росписях, изображающих колонны. В них отчетливо видны смысловые корни данного образа — момент рождения солнечной розетки из недр распускающегося цветка на вершине Древа. То же самое мы видим и в древней эолийской капители, которая в Греции явилась исторической предшественницей ионической. Вместе с колонной она являет собой выраженную в камне форму распускающегося на тонком стебле цветка, из чашечки ее «рождается» солнце. Закрученные лепестки этого цветка и образовали форму волюты, т.е. волюта символизирует главную, «небесную» часть колонны-Древа, «рождающего» Солнце. И в то же время эта форма оказывается генетически связанной и с «охранителями» Древа, ибо на Востоке (в той же древнейшей Месопотамии) в виде волютообразных завитков изображали и рога небесных козлов или быков. Таким образом, и S-образный завиток, и волюта генетически восходят к единому смысловому первообразу и являются результатом специфических материально-мифологических путей развития одной исходной идеи.
Прообразы волют — завитков капители ионического ордера — можно найти в капителях древней египетской архитектуры в виде распускающихся цветков лотоса и в так называемых гаторических капителях с металлическими деталями, изображающими растительные завитки. Греческое название — гелика (греч. helix — «завиток») или торное («циркуль»). Кружок в центре волюты именуется зрачком. Другой источник — архитектура Малой Азии: хеттские храмы, изображенные на ассирийских рельефах VIII века до н. э., колонны Персеполя и Ликии с деревянными «подбалками» с закругленными концами, которые помещались между фустом колонны и архитравом. Интересна форма эолийской, или финикийской, капители, напоминающая загнутые концы расщепленного ствола дерева. Аналогичные капители находят в древней Этрурии. Так или иначе, происхождение волюты связано с конструкцией из дерева. Волюты — характерная деталь ионической, коринфской и композитной капители. В ионическом ордере волюты создают фронтальную симметрию капители и являются торцами горизонтально расположенных балюстр. В других ордерах — подчеркивают четыре угла «корзины» капители. В эпоху Итальянского Возрождения Л. Б. Альберти в трактате «Десять книг о зодчестве» (1444—1450) сравнивал волюты ионической капители с «завитками древесной коры, лежащей на колонне», а коринфской — с «ручками сосуда, выходящими из его тела». Волюты использовались и в консолях, поддерживающих вынос карниза в архитектуре античных зданий. В эпоху Возрождения Ф. Брунеллески, архитектор флорентийской школы, в композиции фонаря знаменитого купола собора Санта Мария дель Фьоре (1420— 1436) перевернул античные консоли и превратил их в декоративный элемент, венчающий аркбутаны. В фасаде церкви Санта Мария Новелла, возведенном по проекту Л. Б. Альберти во Флоренции (1458—1470), волюты превращены в огромные спирали, эффектно связывающие верхний и нижний ярусы здания. Такая волюта создает плавный и стремительный переход от горизонтали к вертикали. Именно это свойство сделало волюту любимым элементом архитекторов стиля Барокко. Большие мощные волюты — эвольвенты — мы видим на фасаде церкви Иль Джезу в
Риме — выдающегося памятника римского барокко (1575 г. - «иезуитов стиль»). Огромные завитки (их называли супортами) фланкируют вход в храм Гавриила Архангела («Меншикову башню») на Чистых прудах в Москве (1701— 1707). Волюты — непременное украшение фасадов зданий в стиле «петровского барокко». Их можно видеть у основания колокольни Петропавловского собора и по сторонам Петровских ворот Петропавловской крепости в Петербурге. Такие волюты окончательно превратились из поддерживающей конструкции в декоративный мотив. Упругая линия с двойным S-образным изгибом, связывающая большой и малый завитки, стала выполнять функцию, аналогичную древнегреческому и «готической кривой». Эволюция формы волюты — пример художественного преображения строительной конструкции.
В спиральной раковине наутилуса древние видели образ Вселенной, ее центр — «пуп мира»,
математические
соотношения спирали выражаются числами Фибоначчи. Форму спирали использовали при построении лабиринтов. Данте Алигьери увидел спираль в мирах Ада и Рая, а Б. Палисси рисовал в форме спирали «идеальный город». В эзотерических учениях спираль рассматривают в качестве символа постепенного обретения мудрости, высшего знания в путешествии к центру мира. Спираль представляет собой одновременно солнечный знак и символ водной стихии. Спираль динамична, поэтому наряду с волютой ее, хотя и реже, чем декоративные завитки, используют архитекторы. Башня со спиральной лестницей пристроена к фасаду Палаццо Контарини дель Боволо в
Венеции (1499). Д. Браманте создал необычный спиральный пандус в
Ватикане. Спиральной формы лестницы применяли Дж. Б. Виньола на вилле Фарнезе в Капрароле, Ф. Борромини — в Палаццо Барберини в Риме. Самая эффектная спираль в архитектуре: пандус купола церкви Сан Иво алла Сапиенца в Риме по проекту Ф. Борромини.