Свастика относится к числу древнейших знаков, имеющих громадное значение для
орнамента.
СВАСТИКА (санск. suvastike, от su — «благо, добро» и asti — «быть») — один из древнейших символов, знак благоденствия и процветания, пожелания блага, добра, удачи. Связан с солярной (солнечной) символикой и формой
креста, также изначально являющимся знаком Солнца, тепла, огня и света. Свастика, являющаяся в символическом отношении произвольной от формы креста (ломаный крест), как бы означает идею «крест в движении». Тем самым она есть отображение замкнутого кругового движения Вселенной и всего того комплекса идей, которые связаны с идеей креста и круга. Свастика — еще одно наглядное подтверждение изначального единства символики креста,
круга и
квадрата, ибо несет в себе изобразительное воплощение этого единства. Не случайно помимо квадратной часто встречается и вариант круглой свастики, чрезвычайно близкий графически к изображению спирали, что свидетельствует об имманентной тождественности всех данных форм. Свастику часто называют солярным знаком, но следует помнить, что такая трактовка не отражает всей космологической глубины данного образа. Один из механизмов конкретного возникновения свастики из образов окружающего мира, как и причины этого возникновения, мы видели, в частности, в исследовании Бобринского. Если принять во внимание тот факт, что понятие круга тяготеет к небесному началу, квадрат — к земному, а крест — к идее их объединения, то данная формула являет собою как бы проекцию горизонтальной, четырехчастной структуры Вселенной, образно говоря, «вид Вселенной сверху» глазами Демиурга, ее задумавшего и создавшего. Крест в этом случае выступает как мировая ось, одновременно и координирующая, и объединяющая Небо и землю в единое целое. Дабы уяснить, что за этим стоит, мы должны попытаться проникнуть в суть древнего представления о бытии, чрезвычайно сложного и многозначного, отличного от современного плоскостного, однозначного мировосприятия. Знак креста-свастики не встречается в культурах Древнего Египта, Месопотамии (за исключением Шумера), Палестины. Однако он распространен на огромных территориях культуры неолита от Центральной Европы до Кавказа, Сибири, Средней Азии, Индии, Японии и Древней Америки. Свастика встречается на предметах доарийской культуры Инда (ок. 2300 г. до н. э.) и в Древнем Китае, в изделиях хеттов, на керамике с о. Крит. В 1874 году X. Шлиман обнаружил множество знаков свастики при раскопках Трои. Свастика встречается в произведениях искусства у народов Северной Европы: в Ирландии, Исландии, Шотландии, Скандинавии. Существует предположение, согласно которому древнеегипетские знаки — анх и крылатый солнечный диск — когда-то могли представлять единый символ типа креста-свастики. В искусстве древних шумеров существуют изображения, символический смысл которых очевиден: обозначение четырех сторон света, причем подобные знаки сопровождаются женскими символами, в то время как «классическая» свастика является мужским знаком. Свастику объясняют абстрагированием изображения солнечных лучей («солнечная колесница»), четырех стихий (ветров) или четырех элементов. Близкие формы называют «вихревой розеткой» (круг с расходящимися из центра спиральными линиями). Такие формы известны в искусстве викингов, с XI-XII вв. — в древнерусском искусстве. В одном из вариантов свастика представляет собой четырехлучевую «вихревую розетку» с изломанными под прямым углом лучами; иначе — гамматический крест (лат. crux gammata), поскольку этот знак можно получить составлением четырех греческих букв «гамма» или двух букв z как знаков молнии . Существует и мифологическое объяснение. Свастика — личный знак бога огня Агни. В древних Ведах (санск. veda — «знание»), священных книгах индийских брахманов (XV—V вв. до н. э.), рассказывается, что царица Арани для добывания огня — вероятно, мистического, духовного огня, «закручивающего хаос в центре творения», — использовала устройство, аналогичное при добывании огня трением из двух изогнутых под прямым углом палочек. Как символ кругового движения, форма свастики близка «колесу Сансары». Свастику изображают на груди Будды («печать сердца Будды») и на отпечатках его ступней. В Древнем Китае свастика обозначалась иероглифом
«фан»,
который
символизировал четыре предела космоса и земли. Иначе этот знак называли «Вань Цзы» («знаком десяти тысяч»), принесенным на землю с неба. Голубая свастика означает «беспредельное совершенство неба», красная — «беспредельное совершенство добродетели сердца Будды», желтая — «бесконечное процветание», зеленая — «беспредельное совершенство земледелия». В традиционной символике Китая различают два типа свастики. Если концы знака загнуты по часовой стрелке (санск. suvastike) — они символизируют мужскую силу Ян, солнечное, активное начало. Концы, загнутые против часовой стрелки (санск. sauvastike), — женскую силу Инь, пассивное, лунное начало и «влажную среду». Примечательно, что «женскую свастику» можно увидеть не только на произведениях искусства Древнего Китая, а на индийских символах йони («интимном треугольнике»), в культовых изображениях богинь Астарты, Артемиды,
Афродиты, Цереры. В античном искусстве этот знак встречается на жертвенниках, вотивных статуэтках, урнах, на оружии, щитах, монетах, веретенах. Исследователи подчеркивают связь мотива свастики с лабиринтом и меандром, выражающими идею бесконечного движения. Пересечение
меандров
с ритмическим сдвигом «на полшага» создает свастику. Древнегреческие вазописцы изображали свастику среди фигур сюжетных сцен, причем в наклонном (диагональном) положении, что еще более подчеркивает ее динамичность, «момент вращения», хорошо согласующийся с круглым туловом вазы, роспись которой следует рассматривать, поворачивая вазу в руках. Мотив свастики заимствовали христиане и использовали его в IV-VII вв. для утверждения символа креста. «Гамматический крест» связывали с символикой «Мирового дерева» и изображали рядом с традиционным меандром и прямым четырехконечным крестом (как символом солнца). Причем загнутым концам свастики стали придавать новое значение. «Вертикальная гамма» (зигзаг, идущий вправо и вниз) означал схождение Божественного духа на землю; «горизонтальная гамма» (зигзаг, направленный влево и вверх) — освобождение человеческой души от власти Ада. Подобные символы изображали на церковных потирах IV века, включали в архитектурный декор византийских церквей. Свастику можно увидеть в мавзолее Галлы Плацидии, на мозаике пола церкви Сан Витале в Равенне (V—VI вв.), в катакомбах и на облачении священнослужителей первых римских церквей. В 1912 году в Германии, в Мюнхене, был создан «Германский орден» по образцу масонских лож, в символике которого использовали скандинавские рунические знаки и свастику. После поражения Германии в первой мировой войне 1914—1918 гг. ветераны ордена объединились в борьбе против «славян, евреев, социалистов и коммунистов» под знаком свастики, апеллируя к его арийскому происхождению. С 1919 году свастика— знак военных бригад Райхсвера. В 1935-1945 гг. свастика в круге на белом или черном фоне под имперским орлом — государственная эмблема фашистской Германии.