Свастика

Свастика относится к числу древнейших знаков, имеющих громадное значение для ор­намента. СВАСТИКА (санск. suvastike, от su — «бла­го, добро» и asti — «быть») — один из древнейших символов, знак благоденствия и процветания, пожелания блага, добра, удачи. Связан с солярной (солнечной) символикой и формой креста, также из­начально являющимся знаком Солнца, тепла, огня и света. Свастика, являющаяся в символическом отношении произвольной от формы креста (ломаный крест), как бы означает идею «крест в движе­нии». Тем самым она есть отображе­ние замкнутого кругового движения Вселенной и всего того комплекса идей, которые связаны с идеей креста и круга. Свастика — еще одно нагляд­ное подтверждение изначального единства символики креста, круга и квадрата, ибо несет в себе изобразительное воплощение этого единства. Не случайно помимо квадратной час­то встречается и вариант круглой сва­стики, чрезвычайно близкий графи­чески к изображению спирали, что свидетельствует об имманентной тож­дественности всех данных форм. Сва­стику часто называют солярным зна­ком, но следует помнить, что такая трактовка не отражает всей космоло­гической глубины данного образа. Один из механизмов конкретного возникновения свастики из образов окружающего мира, как и причины этого возникновения, мы видели, в частности, в исследовании Бобринского. Если принять во внимание тот факт, что понятие круга тяготеет к не­бесному началу, квадрат — к земному, а крест — к идее их объединения, то данная формула являет собою как бы проекцию горизонтальной, четырехчастной структуры Вселенной, образно говоря, «вид Вселенной сверху» глаза­ми Демиурга, ее задумавшего и создавшего. Крест в этом случае выступает как мировая ось, одновременно и ко­ординирующая, и объединяющая Небо и землю в единое целое. Дабы уяснить, что за этим стоит, мы должны попы­таться проникнуть в суть древнего представления о бытии, чрезвычай­но сложного и многозначного, отличного от современного плоскостного, однозначного мировосприятия. Знак креста-свасти­ки не встречается в культурах Древнего Египта, Месопотамии (за исключением Шумера), Палестины. Однако он распространен на огромных территориях куль­туры неолита от Центральной Европы до Кавказа, Сибири, Средней Азии, Индии, Японии и Древней Америки. Свастика встречается на предметах доарийской культуры Инда (ок. 2300 г. до н. э.) и в Древнем Китае, в изделиях хеттов, на керамике с о. Крит. В 1874 году X. Шлиман обнаружил множест­во знаков свастики при раскопках Трои. Свастика встречается в произведениях искусства у народов Северной Европы: в Ирландии, Исландии, Шотландии, Скан­динавии. Существует предполо­жение, согласно которому древнеегипет­ские знаки — анх и крылатый солнечный диск — когда-то могли представлять единый символ типа креста-свастики. В искусстве древних шумеров существу­ют изображения, символический смысл которых очевиден: обозначение четырех сторон света, причем подобные знаки сопровождаются женскими символами, в то время как «классическая» свастика является мужским знаком. Свастику объ­ясняют абстрагированием изображения солнечных лучей («солнечная колесни­ца»), четырех стихий (ветров) или четы­рех элементов. Близкие формы называют «вихревой ро­зеткой» (круг с расходящимися из центра спиральными линиями). Такие формы известны в искусстве викингов, с XI-XII вв. — в древнерусском искусстве. В од­ном из вариантов свастика представляет собой четырехлучевую «вихревую розет­ку» с изломанными под прямым углом лучами; иначе — гамматический крест (лат. crux gammata), поскольку этот знак можно получить составлением четырех греческих букв «гамма» или двух букв z как знаков молнии . Существует и мифологическое объясне­ние. Свастика — личный знак бога огня Агни. В древних Ведах (санск. veda — «знание»), священных книгах индийских брахманов (XV—V вв. до н. э.), рассказы­вается, что царица Арани для добывания огня — вероятно, мистического, духовно­го огня, «закручивающего хаос в центре творения», — использовала устройство, аналогичное при добывании огня трени­ем из двух изогнутых под прямым углом палочек. Как символ кругового движения, форма свастики близка «колесу Сансары». Свастику изображают на груди Будды («печать сердца Будды») и на отпечатках его ступней. В Древнем Китае свастика обозначалась иерогли­фом   «фан»,   который   символизировал четыре предела космоса и земли. Иначе этот знак называли «Вань Цзы» («знаком десяти тысяч»), принесенным на землю с неба. Голубая свастика озна­чает «беспредельное совершенство неба», красная — «беспредельное совершенство добродетели сердца Будды», желтая — «бесконечное процветание», зеленая — «беспредельное совершенство земледе­лия». В традиционной символике Китая различают два типа свастики. Если кон­цы знака загнуты по часовой стрелке (санск. suvastike) — они символизируют мужскую силу Ян, солнечное, активное начало. Концы, загнутые против часовой стрелки (санск. sauvastike), — женскую силу Инь, пассивное, лунное начало и «влажную среду». Примечательно, что «женскую свастику» можно увидеть не только на произведениях искусства Древнего Ки­тая, а на индийских символах йони («ин­тимном треугольнике»), в культовых изо­бражениях богинь Астарты, Артемиды, Афродиты, Цереры. В античном искусстве этот знак встречается на жертвенниках, вотивных статуэтках, урнах, на оружии, щитах, монетах, веретенах. Ис­следователи подчеркивают связь мотива свастики с лабиринтом и меандром, выра­жающими идею бесконечного движения. Пересечение  меандров  с ритмическим сдвигом «на полшага» создает свастику. Древнегреческие вазописцы изображали свастику среди фигур сюжетных сцен, причем в наклон­ном (диагональном) положении, что еще более подчеркивает ее динамичность, «момент вращения», хорошо согласую­щийся с круглым туловом вазы, роспись которой следует рассматривать, повора­чивая вазу в руках. Мотив свастики за­имствовали христиане и использовали его в IV-VII вв. для утверждения символа креста. «Гамматический крест» связыва­ли с символикой «Мирового дерева» и изображали рядом с традиционным ме­андром и прямым четырехконечным крес­том (как символом солнца). Причем за­гнутым концам свастики стали придавать новое значение. «Вертикальная гамма» (зигзаг, идущий вправо и вниз) означал схождение Божественного духа на землю; «горизонтальная гамма» (зигзаг, направ­ленный влево и вверх) — освобождение человеческой души от власти Ада. Подоб­ные символы изображали на церковных потирах IV века, включали в архитектур­ный декор византийских церквей. Свас­тику можно увидеть в мавзолее Галлы Плацидии, на мозаике пола церкви Сан Витале в Равенне (V—VI вв.), в катаком­бах и на облачении священнослужителей первых римских церквей. В 1912 году в Гер­мании, в Мюнхене, был создан «Герман­ский орден» по образцу масонских лож, в символике которого использовали скандинавские рунические знаки и свастику. После поражения Германии в пер­вой мировой войне 1914—1918 гг. ветера­ны ордена объединились в борьбе против «славян, евреев, социалистов и комму­нистов» под знаком свастики, апеллируя к его арийскому происхождению. С 1919 году свастика— знак военных бригад Райхсвера. В 1935-1945 гг. свастика в круге на белом или черном фоне под имперским орлом — государственная эмблема фа­шистской Германии.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67