КРЕСТ (церк.-слав., из др.-русск. крьсть, от крьсъ — «огонь», ст.-слав. кресити — «сверкать, оживлять, высекать огонь»; сравн. красота; лат. cruris — символ огня, Солнца) — древнейший, повторяющийся во многих этнических культурах символ огня, тепла, Солнца, добра, блага. Крест является одной из универсальнейшей формул на которых зиждиться вся наша материальная культура, а также, является универсальным мотивом в мировой орнаментике (
орнаменте). Несмотря на кажущуюся ясность, представляет собой один из самых загадочных вселенских знаков. Крест внутри круга — космогонический символ, означающий четыре времени года и четыре начала Вселенной. По одной из версий, египетский крест анх (символ вечной жизни) происходит от изображения фигуры человека с распростертыми руками. По другой — повторяет форму старинного инструмента, используемого жрецами для измерения уровня воды во время разливов Нила («Ключ Нила»). По третьей — это фаллический символ. Круг с точкой посередине является солярным знаком, поэтому существует предположение о «рождении» креста из радиусов этого знака, изображающих сияние, свечение, излучение света и тепла. Таков, к примеру, крест-гаммадион, составленный из четырех радиально расположенных знаков в форме греческой буквы «гамма» — знак вечного движения, одна из форм свастики. Изображение креста связывают также с символикой дерева («Древо жизни»; «Мировое дерево»).
Согласно «Истории Св. Креста», изложенной в книге Якова Воррагинского «Ветры легенд» (XIII в.), первый человек Адам, предчувствуя приближение смерти, наказал своему сыну Сету вернуться в Эдем и испросить у Ангела прощения. Найдя Эдем, Сет увидел там огромное дерево в форме креста, ветви которого достигали неба. В корнях дерева находилось тело Каина. Ангел дал Сету три семени от Древа жизни, которые тот положил умирающему Адаму в рот. Семена проросли в дерево, его взял с собой Ной в свой ковчег во время потопа. Жизнь Адама продолжалась в этом дереве. Когда вода после потопа сошла, Ной похоронил череп Адама под Голгофой, а дерево посадил у подножия Ливанской горы. Это дерево попытался использовать царь Соломон для колонн своего храма, но оно не поддавалось, несмотря на усилия плотников. Тогда Соломон применил дерево для строительства моста. Царица Савская при посещении Соломона должна была пройти по этому мосту, но отказалась ступить на него и преклонила колени. Пораженный Соломон приказал подвесить дерево перед входом в храм. Позднее его распилили и сделали крест для распятия Христа. Казнь Иисуса произошла на месте, где был захоронен череп Адама. Таким образом, древний солярный знак был включен в символику христианства. Вопреки расхожим представлениям, крест как символ христианства не связан с этимологией имени Христа и вначале не имел отношения к форме креста — орудия распятия. Смертную казнь через распятие на стволе дерева с перекладиной как самую мучительную применяли древние индусы, персы. О такой казни упоминает древнегреческий философ Платон. Римляне заимствовали эту пытку у восточных правителей в III в. до н. э. и применяли ее в исключительных случаях для устрашения бунтовавших провинций. Как свидетельство позорной, унизительной казни крест распятия не мог стать эмблемой раннего христианства. Происхождение христианской эмблемы связано с солярной символикой и хризмой (греч. chrysma — «сияющая золотом») — «крестом Константина», привидевшимся ему во сне. В 326 году Св. Елена, мать императора Константина, обнаружила в Иерусалиме крест, на котором был распят Иисус Христос. В честь этого события установлен праздник Крестовоздвижения. Животворящий крест провозгласили главной святыней христианства, однако его изображения в этом качестве появляются лишь с VI века. В VIII веке в искусстве Византии иконоборческого периода изображению хризмы Константина стало придаваться символическое значение, замещающее невозможное в то время изображение Иисуса Христа. В церквах Св. Ирины в Константинополе и Св. Софии в Салониках можно видеть изображения медальонов с равноконечными крестами и монограммами императора Константина и Св. Елены (VIII в.). Типичная композиция — два Ангела поддерживают медальон с вписанным в него крестом. В X—XI вв. эта композиция получает развитие: четыре Ангела несут крест, удерживая его за четыре окончания. Подобные изображения под названием «Вознесение креста» удачно вписываются в круг, люнеты и тимпаны порталов средневековых храмов. Такие примеры известны в архитектуре Грузии. Однако помимо христианской символики средневековые изображения креста могут иметь иной смысл и другое происхождение. Иногда они ошибочно принимаются за христианские. Крест встречается в искусстве древней Халдеи, Финикии, Китая. В древних ближневосточных культурах жезл, скипетр власти, имеет крестообразную форму. Буддийское колесо жизни составлено из двух наложенных друг на друга крестов. Его восьмиконечность сохранилась в кресте тамплиеров, также имеющем древнее восточное происхождение. Согласно эзотерическим преданиям тамплиеров, крест изображает пересечение эклиптики (видимого кругового движения Солнца) и небесного экватора под углом в 23°27'. В магии крест является фигурой, отгоняющей злых духов (оказавшись на перекрестке, они не знают, куда пойти). У древних скандинавов крест был символом неба. В древнеамериканском искусстве — знак силы, молодости и освобождения от страданий. Такой крест начертан на спине одного из идолов с о. Пасхи, хранящегося в Лондоне, в Британском музее. В Вавилоне крест — символ воды. В Древней Греции, посвящаемые в мистерии получали Т-образный крест, который вешали на шею. Предполагается, что форма такого креста происходит от изображения головы жертвенного быка с рогами (подобные изображения связаны с культом Солнца). У друидов крест, сделанный из ветвей дуба, был символом солнечного божества Ху. «Крест Атлантиды» изображает идеальный город как модель Вселенной с четырьмя сторонами света, объединенными окружностью, знаком совершенства. Египетский анх и его прообраз — «ключ Нила» — также связывают с символикой воды. Высказываются предположения, что у многих южных народов появление на небе созвездия Южного креста, предшествующее наступлению сезона дождей, объясняет связь этого знака с культом воды и водных божеств. Четыре стихии (земля, вода, воздух и огонь) ассоциируются с четырьмя ветвями креста. С подобными значениями, вероятно, связаны кресты надгробных камней древних коптов и кельтов. Круг, разделенный крестообразно на четыре сектора (знак Солнца и движения планет), расценивали в качестве символа четырех «веков человечества»: золотой век (возраст добродетели и невинности), серебряный (возраст сомнений), бронзовый (эпоха испытаний) и железный (время крушения надежд и старческой немощи). Зодиакальная символика четырех времен года и четырех темпераментов породила тетраморф и символы евангелистов. Существует легенда о распятии на косом кресте философа Пифагора, что символизирует его смерть как «солнечного человека». Одно из священных чисел Пифагора — десять — стали обозначать римской цифрой в виде косого «солнечного креста» — X. Такой же символ мы встречаем в космогонии древнегреческого философа Платона (427— 347 гг. до н. э.). Поскольку Бог сотворил мир из огня и земли, «сопрягая их еще через два элемента: воду и воздух, получается пропорция из четырех, отчего родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции...» Установив гармоничные отношения частей, «рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он сложил обе части крест-накрест наподобие буквы X и согнул каждую из них в круг». В эзотерическом христианстве изображение ключа от Рая в руках Св. Апостола Петра — «In hoc signo vinces» (лат., «В этом знак жизни») — также считается связанным с символикой египетского креста анх и крестом древних мистерий, который держали над головой иерофанта, дабы оградить его от влияния злых сил. В символике алхимиков подобный знак (лат. cracibilum — «крещение») означает испытание, горнило (ст.-франц. croiset), через которое необходимо пройти. У масонов Тау-крест символизирует строительный молоток мастера Хирама Абиффа, первого архитектора Иерусалимского храма. Такой же крест чертили у себя на лбу участники таинств бога Митры. В Ветхом Завете рассказывается, как Бог повелел своим Ангелам «на челах людей скорбящих» (нечестивого населения Иерусалима, обреченного на истребление) «сделать знак» в виде последней буквы еврейского алфавита — «Тау» (др.-евр. tav — «знак»; Иез. 9:4). Такой Т-образный крест назван просто знаком, но «его совпадение с христианским знаменем искупления едва ли ненамеренное». Та же форма Т-образного креста известна как «Проклятие Каина», или «Каинова печать», — знак обречения на смерть, который таинственным образом появляется на лбу у осужденных. Однако чаще Тау-крест считают одной из форм креста анх, символа вечной жизни. Такой крест был знаком богини Афродиты, и его изображения есть на монетах Серапеума, где находился храм Сераписа (почитавшегося в эллинистическом Египте целителем), разрушенный повелением христианского императора Феодосия I в 391 году. Змея, пригвожденная к Тау-кресту, в символике розенкрейцеров означает преодоление зла. Несколько иной формы вилкообразный крест происходит от разветвленного ствола дерева; в периоды эпидемий чумы в XIII—XIV вв. его носили в процессиях по улицам городов. Мистическое значение этого креста как «Arbor vitae» (лат., «Древа жизни») позднее было забыто, но один из таких крестов в качестве реликвии хранится в церкви Санта Кроче («Святого Креста») во Флоренции. В Откровении Иоанна написано: «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8). С этим пророчеством в раннем Средневековье стали связывать знак Каббалы: по сторонам креста анха изображены буквы «альфа» и «омега» (первая и последняя буквы греческого алфавита). Такой знак встречается в античном искусстве, в Средневековье его сочетали с монограммой Христа (из двух первых букв: ХРистос): «X» и «Р» (так называемой монограммой Константина). Монограмма «ХР» с расположенными по сторонам от нее греческими буквами «альфа» и «омега» встречается в росписях раннехристианских катакомб, на рельефах могильных плит V века, на щите воина в мозаике церкви Сан Витале в Равенне (546—548), на рельефе стенки саркофага епископа Теодора в церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне (VI в.), на мозаике церкви Сан Клементе в Риме (XII в.). Похожую эмблему (иногда только буквы «альфа» и «омега») можно видеть на раскрытой книге в руке Вседержителя. На мозаиках Архиепископской капеллы в Равенне (конец V — начало VI в.) можно увидеть шестиконечный крест, образованный греческими буквами «I» и «X» (Иисус Христос), а также изображение Христа-воина с крестчатым нимбом вокруг головы и держащим на плече длинный крест, похожий на меч. Христа Спасителя на первых порах изображали держащим в одной руке весы (символ Правосудия), в другой — меч (атрибут Судий), а затем — скипетр и шар, увенчанный крестом. Редкие попытки изображения Христа на кресте II—III вв. подвергались осмеянию, о чем свидетельствуют граффити, обнаруженные в катакомбах Св. Каликста на Аппиевой дороге (ок. 240 г.): фигура на кресте с головой осла. Поэтому в V—VI вв. распятого Христа чаще изображали без креста. Образ страдающего на кресте Спасителя использовали как довод против учения монофизитов в пользу двух природ Христа: Божественной и человеческой. Помимо древнейшей формы «гамматического креста» христианская церковь в III—IV вв. использовала несколько видоизмененную форму «антониева креста», схематичное изображение «crux dissimulata» (лат., «крест потаенный»), соединение формы креста и виноградной лозы. Форма креста сочеталась с изображением пастырского посоха. В IV—V вв. усовершенствована «монограмма Константина» — к ней прибавили горизонтальную черту, в результате чего получился солнцеобразный крест. Это нововведение обосновывалось ссылкой на текст из книги пророка Малахии: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Формирование иконографического типа Христа — «Царя Славы» — связано с появлением новой формы креста, сочетающего «Тау» и греческую букву «ро» (лат. Rex — «Царь»). С евангельским рассказом о призвании Апостолов Петра и Андрея, ловивших рыбу в море Галилейском, связано появление креста-трезубца. Христос сказал рыбакам: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Трезубец (знак силы, власти), древнейший символ (его применяли рыбаки), был соединен с монограммой Христа и в таком виде стал эмблемой Крещения. С таинством Причащения связано появление на предметах этого обряда изображений круга с вписанной в него монограммой Христа и круга, разделенного крестом на четыре части. Согласно иудейскому (дохристианскому) обычаю, хлеб надрезали на четыре части (знак воссоединения). В росписях раннехристианских катакомб встречаются изображения круга, разделенного буквами «I» и «X» на шесть частей, крестом — на четыре части, простого равноконечного креста без круга. Равноконечный крест, называемый также греческим, или «знамением победы» (в память явления Св. Креста императору Константину и его победы над Максенцием), стал со временем наиболее распространенным. Другая форма креста — удлиненная (лат. crux immissa) — принята на Западе и считается символом католической церкви. Это обосновывается тем, что именно такой формы крест обнаружила Св. Елена в Иерусалиме. В III—IV вв. сложилась форма шестиконечного удлиненного креста, называемого на Востоке патриаршим (он использовался в качестве печати наместников византийских императоров), а на Западе — лоренским (лат. loreum — «сделанный из полос, исполосованный ремнями»). Другое название — лотарингский, или литовский. В XIII—XV вв. в обрядах римско-католической церкви стали употреблять восьмиконечный (удлиненный, с тремя перекладинами) крест, получивший название папского. Русский православный крест является шестиконечным, с наклонной нижней перекладиной. Такая форма известна с 1161 года (поклонный крест Св. Евфросинии Полоцкой; поклонные кресты). Косое подножие толкуется как напоминание о двух разбойниках, распятых вместе с Христом. Одному, хулившему Христа, показана дорога в Ад (вниз), другому, освобожденному покаянием, — на небо: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39—43). Наиболее распространенная форма православного (ортодоксального) креста — «осмиконечная», с двумя верхними перекладинами и одной косой нижней. Утверждается, что именно на таком кресте был распят Христос. На Голгофу Иисус нес одну верхнюю перекладину. На месте казни, соответственно Его росту, была прибита перекладина для рук, внизу — для ног, а затем над головой уже распятого Христа прибили дощечку (ее изображает верхняя перекладина) с насмешливой надписью: «Сей есть Иисус (Назорей), Царь Иудейский» (Мф. 27:37). На алтарных картинах эта надпись обычно показывается сокращенно (лат. ICNCI). На куполах русских храмов, в иконописи московской, псковской школ XV—XVI вв. можно видеть «седмиконечный» крест с верхней частью, подобной кресту Тау. Причем подножие (нижняя косая перекладина) трактуется как «подножие крестное», часть новозаветного жертвенника, свидетельствующая о том, что Иисус на кресте «исполнил должность Священника, принесшего Себя в жертву...». В изобразительном искусстве используется и форма креста, соединенная с терновым венцом, символом страданий Христа. В западноевропейском искусстве эпохи Меровингов (VI—VII вв.) и на плащах рыцарей Тевтонского ордена (XII— XIII вв.) встречается крест, составленный из четырех Т-образных крестов. К нему близок иерусалимский крест, образованный одним большим и четырьмя малыми крестами по углам. В эпоху Крестовых походов такой крест являлся гербом Иерусалимского королевства. «Петровский» крест с одной перекладиной в нижней части напоминает о том, как, по преданию, Св. Апостол Петр был распят вниз головой на перевернутом кресте. Удлиненный латинский крест также называется гвельфским. Косой крест — бургундским, или андреевским, — на косом кресте был распят Св. Апостол Андрей Первозванный. В 1699 году русский царь Петр I учредил орден Св. Андрея Первозванного с изображением Апостола, распятого на косом кресте. Этим орденом награждали за наивысшие заслуги перед отечеством (отсюда также происхождение андреевского морского флага России). Св. Андрей считается покровителем Бургундии и Шотландии. Королевской эмблемой Англии был прямой красный крест на белом фоне, известный со времен Третьего Крестового похода (1189— 1192) короля Ричарда Львиное Сердце, — так называемый крест Св. Георгия. После кончины английской королевы Елизаветы I в 1603 году прервалась династия Тюдоров. На престол вступил шотландский король Яков, который в 1605 году соединил две эмблемы: шотландский косой (андреевский) крест был наложен на прямой английский. Так появился флаг Великобритании с двойным крестом, «объединенный флаг короля Якова», или, сокращенно, «Union Jack». Древняя языческая форма креста в круге под влиянием христианской символики видоизменилась в сочетание креста и круга, в котором ветви равноконечного креста выходят за границы окружности. Такой крест называют «ирландским», или «квесте-крестом» (от англ. quest — «поиски, искания»). Он напоминает о скитаниях рыцарей-крестоносцев. Соединение пяти крестов указывает на пять ран распятого Христа. Греческий крест с раздвоенными окончаниями называется «армянским», он является эмблемой автокефальной (независимой) Армянской Апостольской церкви. Такой крест можно видеть на каменных рельефах надгробных стел — хачкаров. Резные каменные или керамические кресты закладывались посвятителями в наружные стены храма при его возведении. Такие кресты именуются закладными. На древнерусских миниатюрах можно видеть так называемые старопечатные, или плетеные, кресты. Они связаны с традициями византийского и славянского орнамента плетения. Греческий крест с небольшим расширением ветвей, отчасти напоминающий армянский, называется корсунским. Он встречается в искусстве Византии и почитается как древнейший русский крест. Согласно преданию, князь киевский Владимир принял крещение в Корсуни
в 989 году и вывез оттуда именно такой крест, установив его на берегу Днепра в Киеве.
Похожий крест высечен на мраморном саркофаге князя Ярослава, сына Владимира (византийская работа VI в.), находящемся в соборе Св. Софии в Киеве. В 1156 г. в Испании, в Алькантара, учрежден духовно-рыцарский орден, эмблемой которого стал крест в форме цветка лилии. Близкими по форме являются клеверообразный крест, атрибут Св. Патрика, упоминавшийся мальтийский крест, трилистниковый, используемый в России в качестве напрестольного креста, и русский криновидный крест. Старославянское «крин» (от греч. krinon) — то же, что лилия. Появление «криновидных» крестиков в древнерусском искусстве XI—XII вв. отчасти связывается с библейским выражением: «Я нарцисс Саронский, лилия долин!» (Песн. 2:1). В Византии и Древней Руси были распространены четырехконечные каплевидные кресты, обычно в виде энколпионов (нашейных подвесок). Четыре кружка, или кабошона, на ветвях и пятый — в средокрестии символизируют капли крови Христа, пролитые Им на кресте распятия. Появление на куполах древнерусских церквей крестов с полумесяцем в основании известно с домонгольского периода (XI—XII вв.) и объясняется ссылкой на Откровение Иоанна (Апокалиптика): «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1). Согласно толкованиям экзегетов, луна символизирует купель, в которой Церковь принимает крещение во имя Христа. Полумесяц также сравнивается с колыбелью Христа в Вифлееме, с чашей Евхаристии, с кораблем Церкви, якорем надежды и даже со змием, попираемым Св. Крестом. Эта символика приобрела политический смысл после побед России в войнах с Турцией 1735—1739, 1768—1774 и 1787—1791 гг., мусульманской страной, гербом которой является полумесяц. Изображения христианского креста могут включать надписи. Греческая криптограмма «1С ХС NIKA» означает: «Иисус Христос Победитель», что следует предсказанию из Апокалипсиса: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Согласно легенде, впервые победная надпись на кресте была сделана императором Константином в Константинополе. Изображение креста на ступенчатом основании, символизирующем гору, именуется «Голгофой» и символически раскрывает историю Распятия. С XI веке под нижней косой перекладиной креста или под «Голгофой» появляется изображение черепа Адама (по преданию, искупление первородного греха кровью Христа произошло на месте захоронения первого человека), иногда с каплями крови Иисуса, и двух скрещенных костей (правая на левой, соответствующих положению рук при обряде причащения). На древнерусских иконах с XVI века складывается традиция поясняющих букв и надписей. В основании «Голгофы», по сторонам от черепа и костей, — буквы: ГА (глава Адамова), несколько выше — ГГ (гора Голгофа), над этими буквами: МЛРБ (Место лобное распят бысть). От основания горы (по-русски — лобного места) по сторонам креста показывают орудия Страстей: копье сотника Лонгина и пика с губкой, рядом с ними буквы: К и Т (копье и трость), между этими буквами — НИКА (Победитель). Вдоль перекладины креста — СНЪ БЖIЙ (Сын Божий) либо аббревиатура IНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский), выше — IС ХС (Иисус Христос) и контрактура ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы). Такие кресты вышивают на церковном облачении и на погребальном саване для мирян. Считается, что «знамение креста» («Голгофа») изображает не сам крест, а передает его духовное значение — торжество Воскресения к вечной жизни. В истории изобразительного искусства крест является атрибутом многих святых персонажей. С крестом, связанным из двух прутов, изображается Иоанн Креститель. Младенца Христа на коленях Девы Марии представляют с маленьким крестиком либо тянущимся к кресту, который держит младенец Иоанн. Существует внутренняя связь между формой креста и меча в изображении святых воинов, рыцарей, защитников христианства. В абстрактном смысле форма креста выражает коллизию сохранения и остановки движения, пересечение вертикали и горизонтали, неба и земли, идею Космоса как центра мира, уравновешивающего центробежные и центростремительные силы. Геометрия креста, таким образом, не противоречит, а вполне согласуется с сокровенной христианской идеей — Христа как «животворящего креста», древа жизни посреди Небесного града — Нового Иерусалима. Эта идея возвращает нас к древнейшему символу «Мирового дерева», оси мира, символике горы, лестницы, колонны.