Крест

КРЕСТ (церк.-слав., из др.-русск. крьсть, от крьсъ — «огонь», ст.-слав. кресити — «сверкать, оживлять, высекать огонь»; сравн. красота; лат. cruris — символ огня, Солнца) — древнейший, повторяющийся во многих этнических культурах символ огня, тепла, Солнца, добра, блага. Крест является одной из универсальнейшей формул на которых зиждиться вся наша материальная культура, а также, является универсальным мотивом в мировой орнаментике (орнаменте). Несмот­ря на кажущуюся ясность, представляет собой один из самых загадочных вселен­ских знаков. Крест внутри круга — космо­гонический символ, означающий четыре времени года и четыре начала Вселенной. По одной из версий, египетский крест анх (символ вечной жизни) происходит от изо­бражения фигуры человека с распростер­тыми руками. По другой — повторяет фор­му старинного инструмента, используемо­го жрецами для измерения уровня воды во время разливов Нила («Ключ Нила»). По третьей — это фаллический символ. Круг с точкой посередине является солярным знаком, поэтому существует предположение о «рождении» крес­та из радиусов этого знака, изображающих сияние, свечение, излучение света и тепла. Таков, к примеру, крест-гаммадион, со­ставленный из четырех радиально распо­ложенных знаков в форме греческой буквы «гамма» — знак вечного движения, одна из форм свастики. Изображение креста связывают также с символикой де­рева («Дре­во жизни»; «Мировое дерево»).
Согласно «Истории Св. Креста», изложенной в кни­ге Якова Воррагинского «Ветры легенд» (XIII в.), первый человек Адам, предчувствуя приближение смерти, наказал своему сыну Сету вернуть­ся в Эдем и испросить у Ан­гела прощения. Найдя Эдем, Сет увидел там огромное де­рево в форме креста, ветви которого дости­гали неба. В корнях дерева находилось тело Каина. Ангел дал Сету три семени от Древа жизни, которые тот положил умирающему Адаму в рот. Семена проросли в дерево, его взял с собой Ной в свой ковчег во время по­топа. Жизнь Адама продолжалась в этом дереве. Когда вода после потопа сошла, Ной похоронил череп Адама под Голгофой, а дерево посадил у подножия Ливанской горы. Это дерево попытался использовать царь Соломон для колонн своего храма, но оно не поддавалось, несмотря на усилия плотников. Тогда Соломон применил де­рево для строительства моста. Царица Савская при посещении Соломона должна бы­ла пройти по этому мосту, но отказалась ступить на него и преклонила колени. По­раженный Соломон приказал подвесить дерево перед входом в храм. Позднее его распилили и сделали крест для распятия Христа. Казнь Иисуса произошла на месте, где был захоронен череп Адама. Таким об­разом, древний солярный знак был вклю­чен в символику христианства. Вопреки расхожим представлениям, крест как сим­вол христианства не связан с этимологией имени Христа и вначале не имел отноше­ния к форме креста — орудия распятия. Смертную казнь через распятие на стволе дерева с перекладиной как самую мучительную применяли древние индусы, персы. О такой казни упоминает древнегреческий философ Платон. Римляне заимствовали эту пытку у восточных правителей в III в. до н. э. и применяли ее в исключительных случаях для устрашения бунтовавших про­винций. Как свидетельство позорной, уни­зительной казни крест распятия не мог стать эмблемой раннего христианства. Про­исхождение христианской эмблемы связа­но с солярной символикой и хризмой (греч. chrysma — «сияющая золотом») — «крес­том Константина», привидевшимся ему во сне. В 326 году Св. Елена, мать императора Кон­стантина, обнаружила в Иерусалиме крест, на котором был распят Иисус Христос. В честь этого события установлен празд­ник Крестовоздвижения. Животворящий крест провозгласили главной святыней христи­анства, однако его изображения в этом ка­честве появляются лишь с VI века. В VIII веке в искусстве Византии иконоборческого периода изображению хризмы Константи­на стало придаваться символическое значение, замещающее невозможное в то вре­мя изображение Иисуса Христа. В церквах Св. Ирины в Константинополе и Св. Софии в Салониках можно видеть изображения медальонов с равноконечными крестами и монограммами императора Константина и Св. Елены (VIII в.). Типичная компози­ция — два Ангела поддерживают медальон с вписанным в него крестом. В X—XI вв. эта композиция получает раз­витие: четыре Ангела несут крест, удерживая его за четыре окончания. Подобные изобра­жения под названием «Вознесение креста» удачно вписываются в круг, люнеты и тимпаны порталов средневековых храмов. Та­кие примеры известны в архитектуре Грузии. Однако помимо христианской симво­лики средневековые изображения креста могут иметь иной смысл и другое происхождение. Иногда они ошибочно прини­маются за христианские. Крест встречается в искусстве древней Халдеи, Финикии, Ки­тая. В древних ближневосточных культу­рах жезл, скипетр власти, имеет крестооб­разную форму. Буддийское колесо жизни состав­лено из двух наложенных друг на друга крестов. Его восьмиконечность сохрани­лась в кресте тамплиеров, также имеющем древнее восточное происхождение. Согласно эзотерическим преданиям тамплиеров, крест изобра­жает пересечение эклиптики (видимого кругового движения Солнца) и небесного экватора под углом в 23°27'. В магии крест является фигурой, отгоняющей злых духов (оказавшись на перекрестке, они не знают, куда пойти). У древних скандинавов крест был символом неба. В древнеамериканском искусстве — знак силы, молодости и ос­вобождения от страданий. Такой крест на­чертан на спине одного из идолов с о. Пас­хи, хранящегося в Лондоне, в Британском музее. В Вавилоне крест — символ воды. В Древней Греции, посвящаемые в мистерии получали Т-образный крест, который вешали на шею. Предполагается, что фор­ма такого креста происходит от изображе­ния головы жертвенного быка с рогами (подобные изображения связаны с куль­том Солнца). У друидов крест, сделанный из ветвей дуба, был символом солнечного божества Ху. «Крест Атлантиды» изобра­жает идеальный город как модель Вселен­ной с четырьмя сторонами света, объеди­ненными окружностью, знаком совер­шенства. Египетский анх и его прооб­раз — «ключ Нила» — также связывают с символикой воды. Высказываются предположения, что у многих южных народов появление на небе созвездия Южного креста, предшествующее наступлению се­зона дождей, объясняет связь этого знака с культом воды и водных божеств. Четыре стихии (земля, вода, воздух и огонь) ассо­циируются с четырьмя ветвями креста. С подобными значениями, ве­роятно, связаны кресты надгробных кам­ней древних коптов и кельтов. Круг, разделен­ный крестообразно на четыре сектора (знак Солнца и движения планет), расце­нивали в качестве символа четырех «веков человечества»: золотой век (возраст добро­детели и невинности), серебряный (возраст сомнений), бронзовый (эпоха испытаний) и железный (время крушения надежд и старческой немощи). Зодиакальная симво­лика четырех времен года и четырех тем­пераментов породила тетраморф и симво­лы евангелистов. Существует легенда о распятии на косом кресте философа Пи­фагора, что симво­лизирует его смерть как «солнечного че­ловека». Одно из свя­щенных чисел Пифагора — десять — стали обозначать римской цифрой в виде косого «солнечного креста» — X. Такой же символ мы встречаем в космогонии древне­греческого философа Платона (427— 347 гг. до н. э.). Поскольку Бог сотворил мир из огня и земли, «сопрягая их еще че­рез два элемента: воду и воздух, получает­ся пропорция из четырех, отчего родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции...» Установив гармоничные отношения частей, «рассекши весь обра­зовавшийся состав по длине на две части, он сложил обе части крест-накрест напо­добие буквы X и согнул каждую из них в круг». В эзотерическом христианстве изображение ключа от Рая в руках Св. Апостола Петра — «In hoc signo vinces» (лат., «В этом знак жизни») — также счи­тается связанным с символикой египет­ского креста анх и крестом древних мис­терий, который держали над головой иерофанта, дабы оградить его от влияния злых сил. В символике алхими­ков подобный знак (лат. cracibilum — «крещение») означает испытание, горни­ло (ст.-франц. croiset), через которое не­обходимо пройти. У масонов Тау-крест символизирует строительный молоток мастера Хирама Абиффа, первого архи­тектора Иерусалимского храма. Такой же крест чертили у себя на лбу участники таинств бога Митры. В Ветхом Завете рассказыва­ется, как Бог повелел своим Ангелам «на челах людей скорбящих» (нечестивого населения Иерусалима, обреченного на ис­требление) «сделать знак» в виде послед­ней буквы еврейского алфавита — «Тау» (др.-евр. tav — «знак»; Иез. 9:4). Такой Т-образный крест назван просто знаком, но «его совпадение с христианским знаменем искупления едва ли ненамеренное». Та же форма Т-образного креста известна как «Проклятие Каина», или «Каинова пе­чать», — знак обречения на смерть, кото­рый таинственным образом появляется на лбу у осужденных. Однако чаще Тау-крест считают одной из форм креста анх, сим­вола вечной жизни. Такой крест был знаком богини Афродиты, и его изображения есть на мо­нетах Серапеума, где находился храм Сераписа (почитавшегося в эллинистичес­ком Египте целителем), разрушенный повелением христианского императора Феодосия I в 391 году. Змея, пригвожденная к Тау-кресту, в символике розенкрейце­ров означает преодо­ление зла. Несколько иной формы вилкообразный крест проис­ходит от разветвленного ствола дерева; в периоды эпидемий чумы в XIII—XIV вв. его носили в процессиях по улицам горо­дов. Мистическое значение этого креста как «Arbor vitae» (лат., «Древа жизни») позднее было забыто, но один из таких крестов в качестве реликвии хранится в церкви Санта Кроче («Святого Креста») во Флоренции. В Откровении Иоанна написано: «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8). С этим пророчеством в раннем Средневековье стали связывать знак Каббалы: по сторонам креста анха изображены буквы «аль­фа» и «омега» (первая и последняя буквы греческого алфавита). Такой знак встреча­ется в античном искусстве, в Средневеко­вье его сочетали с монограммой Христа (из двух первых букв: ХРистос): «X» и «Р» (так называемой монограммой Констан­тина). Моно­грамма «ХР» с расположенными по сторо­нам от нее греческими буквами «альфа» и «омега» встречается в росписях ранне­христианских катакомб, на рельефах мо­гильных плит V века, на щите воина в мозаи­ке церкви Сан Витале в Равенне (546—548), на рельефе стенки саркофага епископа Теодора в церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне (VI в.), на мозаике цер­кви Сан Клементе в Риме (XII в.). Похожую эмблему (иногда только буквы «альфа» и «омега») можно видеть на раскрытой книге в руке Вседержителя. На мозаиках Архиепископ­ской капеллы в Равенне (конец V — нача­ло VI в.) можно увидеть шестиконечный крест, образованный греческими буквами «I» и «X» (Иисус Христос), а также изобра­жение Христа-воина с крестчатым ним­бом вокруг головы и держащим на плече длинный крест, похожий на меч. Христа Спасителя на первых порах изображали держащим в одной руке весы (символ Правосудия), в другой — меч (атрибут Судий), а затем — скипетр и шар, увенчанный крестом. Ред­кие попытки изображения Христа на кресте II—III вв. подвергались осмеянию, о чем свидетельствуют граффити, обнаруженные в катакомбах Св. Каликста на Аппиевой дороге (ок. 240 г.): фигура на кресте с головой осла. Поэтому в V—VI вв. распятого Христа чаще изо­бражали без креста. Об­раз страдающего на кресте Спасителя использовали как довод против учения монофизитов в пользу двух природ Христа: Божественной и человеческой. Помимо древней­шей формы «гамматического креста» христианская церковь в III—IV вв. ис­пользовала несколько видоизмененную форму «антониева креста», схематичное изображение «crux dissimulata» (лат., «крест потаен­ный»), соединение формы креста и виноградной лозы. Форма креста со­четалась с изображением пастырского посоха. В IV—V вв. усовер­шенствована «монограмма Константи­на» — к ней прибавили горизонтальную черту, в результате чего получился солнце­образный крест. Это нововведе­ние обосновывалось ссылкой на текст из книги пророка Малахии: «А для вас, бла­гоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Формирование иконографичес­кого типа Христа — «Царя Славы» — свя­зано с появлением новой формы креста, сочетающего «Тау» и греческую букву «ро» (лат. Rex — «Царь»). С евангель­ским рассказом о призвании Апостолов Петра и Андрея, ловивших рыбу в море Га­лилейском, связано появление креста-трезубца. Христос сказал рыбакам: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Трезубец (знак силы, влас­ти), древнейший символ (его применяли рыбаки), был соединен с монограммой Христа и в таком виде стал эмблемой Кре­щения. С таинством Причаще­ния связано появление на предметах этого обряда изображений круга с вписанной в него монограммой Христа и круга, разделенного крестом на четыре части. Согласно иудейскому (до­христианскому) обычаю, хлеб надрезали на четыре части (знак воссоединения). В росписях раннехристианских катакомб встречаются изображения круга, разделен­ного буквами «I» и «X» на шесть частей, крестом — на четыре части, простого равноконечного креста без круга. Равноконечный крест, называемый также греческим, или «знаме­нием победы» (в память явления Св. Крес­та императору Константину и его победы над Максенцием), стал со вре­менем наиболее распространенным. Дру­гая форма креста — удлиненная (лат. crux immissa) — принята на Западе и считается символом католической церкви. Это обо­сновывается тем, что именно такой формы крест обнаружила Св. Елена в Иерусалиме. В III—IV вв. сложилась форма шестиконечного удлиненного крес­та, называемого на Востоке патриаршим (он использовался в качестве печати на­местников византийских императоров), а на Западе — лоренским (лат. loreum — «сделанный из полос, исполосованный ремнями»). Другое название — лотарингский, или литовский. В XIII—XV вв. в об­рядах римско-католической церкви ста­ли употреблять восьмиконечный (удли­ненный, с тремя перекладинами) крест, получивший название папского. Русский православный крест является шестиконечным, с наклонной нижней перекладиной. Такая форма из­вестна с 1161 года (поклонный крест Св. Евфросинии Полоцкой; поклонные кресты). Косое подножие толкуется как напоминание о двух разбойниках, распятых вместе с Христом. Одному, хулившему Христа, по­казана дорога в Ад (вниз), другому, осво­божденному покаянием, — на небо: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39—43). Наиболее распространенная форма православного (ортодоксального) креста — «осмиконечная», с двумя верхни­ми перекладинами и одной косой нижней. Утверждается, что именно на таком кресте был распят Христос. На Голгофу Иисус нес одну верхнюю перекладину. На месте казни, соот­ветственно Его росту, была прибита пере­кладина для рук, внизу — для ног, а затем над головой уже распятого Христа приби­ли дощечку (ее изображает верхняя перекладина) с насмешливой надписью: «Сей есть Иисус (Назорей), Царь Иудейский» (Мф. 27:37). На алтарных картинах эта над­пись обычно показывается сокращенно (лат. ICNCI). На куполах русских храмов, в иконописи московской, псковской школ XV—XVI вв. можно видеть «седмиконечный» крест с верхней частью, подобной кресту Тау. Причем подножие (нижняя косая перекладина) трактуется как «подножие крестное», часть новоза­ветного жертвенника, свидетельствующая о том, что Иисус на кресте «исполнил должность Священника, принесшего Себя в жертву...». В изобразительном искусстве используется и форма креста, соединенная с терновым венцом, символом страданий Христа. В западноевропейском искусстве эпохи Меровингов (VI—VII вв.) и на плащах рыцарей Тевтонского ордена (XII— XIII вв.) встречается крест, составленный из четырех Т-образных крестов. К нему близок иерусалимский крест, образован­ный одним большим и четырьмя малыми крестами по углам. В эпоху Крестовых по­ходов такой крест являлся гербом Иеруса­лимского королевства. «Петров­ский» крест с одной перекладиной в ниж­ней части напоминает о том, как, по преданию, Св. Апостол Петр был распят вниз головой на перевернутом кресте. Удлиненный латинский крест также называ­ется гвельфским. Косой крест — бургундским, или андреевским, — на косом кресте был распят Св. Апостол Андрей Первозванный. В 1699 году русский царь Петр I учредил орден Св. Андрея Перво­званного с изображением Апостола, рас­пятого на косом кресте. Этим орденом на­граждали за наивысшие заслуги перед оте­чеством (отсюда также происхождение андреевского морского флага России). Св. Андрей считается покровителем Бургундии и Шотландии. Королевской эмблемой Анг­лии был прямой красный крест на белом фоне, известный со времен Третьего Крес­тового похода (1189— 1192) короля Ричарда Львиное Сердце, — так называемый крест Св. Георгия. После кончины английской королевы Елизаветы I в 1603 году прервалась династия Тюдоров. На престол вступил шотландский король Яков, который в 1605 году соединил две эмблемы: шотландский косой (андре­евский) крест был наложен на прямой анг­лийский. Так появился флаг Великобрита­нии с двойным крестом, «объединенный флаг короля Якова», или, сокращенно, «Union Jack». Древняя языческая форма креста в круге под влиянием христианской символики видоизменилась в сочетание креста и круга, в котором ветви равноко­нечного креста выходят за границы окруж­ности. Такой крест называют «ирланд­ским», или «квесте-крестом» (от англ. quest — «поиски, искания»). Он напоми­нает о скитаниях рыцарей-крестоносцев. Соединение пяти крестов указывает на пять ран распятого Христа. Греческий крест с раздвоенными окончаниями называется «армянским», он является эмблемой автокефальной (неза­висимой) Армянской Апостольской цер­кви. Такой крест можно видеть на камен­ных рельефах надгробных стел — хачкаров. Резные камен­ные или керамические кресты закладывались посвятителями в наружные стены храма при его возведении. Такие кресты именуются закладными. На древнерусских миниатюрах можно видеть так называемые старопечатные, или плетеные, кресты. Они связаны с традициями византийского и славянского орнамента плетения. Греческий крест с небольшим рас­ширением ветвей, отчасти напоминаю­щий армянский, называется корсунским. Он встречается в искусстве Византии и почитается как древнейший русский крест. Согласно преданию, князь киев­ский Владимир принял крещение в Корсуни  в 989 году и вывез оттуда именно такой крест, уста­новив его на берегу Днепра в Киеве.  Похожий крест высечен на мраморном саркофаге князя Ярослава, сы­на Владимира (византийская рабо­та VI в.), находящемся в соборе Св. Софии в Киеве. В 1156 г. в Испа­нии, в Алькантара, учрежден духовно-рыцарский орден, эмблемой которого стал крест в форме цветка лилии. Близкими по форме являются клеверообразный крест, атрибут Св. Патрика, упоминавшийся мальтийский крест, трилистниковый, ис­пользуемый в России в качестве напре­стольного креста, и русский криновидный крест. Старославян­ское «крин» (от греч. krinon) — то же, что лилия. Появление «криновидных» крести­ков в древнерусском искусстве XI—XII вв. отчасти связывается с библейским выражением: «Я нарцисс Саронский, лилия до­лин!» (Песн. 2:1). В Византии и Древней Руси были распространены четырехконеч­ные каплевидные кресты, обычно в виде энколпионов (нашейных подвесок). Четыре кружка, или кабошона, на ветвях и пя­тый — в средокрестии символизируют капли крови Христа, пролитые Им на кресте распятия. Появление на куполах древнерусских церквей крестов с полумеся­цем в основании известно с домонгольско­го периода (XI—XII вв.) и объясняется ссылкой на Откровение Иоанна (Апокалиптика): «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1). Согласно толкованиям экзегетов, луна символизи­рует купель, в которой Церковь принимает крещение во имя Христа. Полумесяц также сравнивается с колыбелью Христа в Виф­лееме, с чашей Евхаристии, с кораблем Церкви, якорем на­дежды и даже со змием, попираемым Св. Крестом. Эта символика при­обрела политический смысл после побед России в войнах с Турцией 1735—1739, 1768—1774 и 1787—1791 гг., мусульманской страной, гербом которой является полуме­сяц. Изображения христианского креста могут включать надписи. Греческая криптограмма «1С ХС NIKA» означает: «Иисус Христос Победитель», что следует пред­сказанию из Апокалипсиса: «Побеждаю­щему дам сесть со Мною на престоле Мо­ем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Согласно легенде, впервые победная над­пись на кресте была сделана императором Константином в Константинополе. Изо­бражение креста на ступенчатом основа­нии, символизирующем гору, именуется «Голгофой» и символически раскрывает историю Распятия. С XI веке под нижней косой перекладиной креста или под «Гол­гофой» появляется изображение черепа Адама (по преданию, искупление перво­родного греха кровью Христа произошло на месте захоронения первого человека), иногда с каплями крови Иисуса, и двух скрещенных костей (правая на левой, со­ответствующих положению рук при обряде причащения). На древнерусских иконах с XVI века складывается традиция по­ясняющих букв и надписей. В основании «Голгофы», по сторонам от черепа и кос­тей, — буквы: ГА (глава Адамова), не­сколько выше — ГГ (гора Голгофа), над этими буквами: МЛРБ (Место лобное рас­пят бысть). От основания горы (по-рус­ски — лобного места) по сторонам креста показывают орудия Страстей: копье сотника Лонгина и пика с губкой, рядом с ними буквы: К и Т (копье и трость), между этими буквами — НИКА (Победитель). Вдоль перекладины креста — СНЪ БЖIЙ (Сын Божий) либо аббревиатура IНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский), выше — IС ХС (Иисус Христос) и контрактура ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы). Такие кресты выши­вают на церковном облачении и на погре­бальном саване для мирян. Считается, что «знамение креста» («Голгофа») изображает не сам крест, а передает его духовное значе­ние — торжество Воскресения к вечной жизни. В истории изобразительного ис­кусства крест является атрибутом многих святых персонажей. С крестом, связанным из двух прутов, изображается Иоанн Крес­титель. Младенца Христа на коленях Девы Марии представляют с маленьким крести­ком либо тянущимся к кресту, который держит младенец Иоанн. Существует внутренняя связь между фор­мой креста и меча в изображении святых воинов, рыцарей, защитников христианст­ва. В абстракт­ном смысле форма креста выражает колли­зию сохранения и остановки движения, пересечение вертикали и горизонтали, не­ба и земли, идею Космоса как центра мира, уравновешивающего центробежные и центростремительные силы. Геометрия креста, таким образом, не противоречит, а вполне согласуется с сокровенной христи­анской идеей — Христа как «животворя­щего креста», древа жизни посреди Небес­ного града — Нового Иерусалима. Эта идея возвращает нас к древнейшему символу «Мирового дерева», оси мира, символике горы, лестницы, колонны.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67