|
АРЛЕКИН (итал. arlecchino, франц. arlequin) — традиционный персонаж итальянской народной Комедии дель Арте (Коммедиа дель Арте). Действующие лица этих спектаклей происходят от античных «ателланов», сатирических актеров из города Ателлы (Atellanae), устраивавших представления в Древнем Риме. Арлекин — простак, увалень, позднее слуга-хитрец, дзанни (итал. zanni — «слуга»). Имя этого персонажа производят от прозвища уличного брабантского актера «Пьеро из Арля» (Pierrot Arlequin), куда в 1579 году была перенесена итальянская комедия. Во французских средневековых легендах «Эллекен» (или «Эрлекен») — предводитель сонма дьяволов, адских сил, организатор всяческих бесчинств. В народной комедии этот образ постепенно превратился в комичный персонаж, традиционную маску, слугу — дзанни. Как и другой дзанни — Бригелла, он весел, но не так хитер и изворотлив. Он мечтатель, идеалист, оттого наивен и беспомощен. За показным равнодушием и смешной неловкостью, неотесанностью, он прячет тонкий ум, меткую речь и убийственную иронию. Но выглядит Арлекин смешно: с короткой деревенской прической и деревянным тупым мечом. Он все время получает побои, «колотушки» и насмешки. Считается, что имя «Арлекин» окончательно закрепилось за этим персонажем в Париже, вероятно там же возник и его необычный костюм: берет с пером, черная маска, ассоциирующаяся с демоническими силами, и лоскутный, сшитый из разноцветных треугольников, костюм (он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом. По характеру Арлекин – акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). С 1680-х гг. французы называли этот персонаж по имени другого актера: Доминик. В 1715 году по приглашению регента Франции герцога Филиппа Орлеанского труппа итальянских актеров выступала в Париже. Художников стиля Регентства и зарождающегося Рококо привлекала в Комедии дель Арте (Коммедиа дель Арте) экзотичность, новизна, настроение камерности, легкой грусти, смеха сквозь слезы, созвучного пессимизму, охватившему французов после краха «Золотого века» короля-солнца Людовика XIV. Вместе с другими полюбившимися персонажами: Пьеро, Скарамушем, Коломбиной художники стали изображать и Арлекина. В рисунках и картинах К. Ватто и Н. Ланкре эта «маска» выступает под именем исполнявшего ее тогда французского актера Мецетена. Художников последующих поколений более привлекала экзотика, шутовство и декоративность пестрого костюма Арлекина. Этот персонаж стал предметом исторических стилизаций и как бы олицетворял собой артистический восемнадцатый . Вместе с театральной маской костюм Арлекина — эмблема комедийного театра. В народных, уличных представлениях разыгрывается превращение черта Эрлекина в комедийную фигуру Арлекина. Отсюда происходит образ Арлекина с двойным лицом, загримированным наполовину грустным, наполовину веселым, человека-марионетки, куклы. В этом образе — противоречие актерского и человеческого существования, философия дуализма. С особой силой эту грустную идею в образе Арлекина выразил выдающийся художник XX века П. Пикассо. «Арлекином» также называют театральную кулису, занавеску, за которой во время представлений прятался этот персонаж, а также вообще пеструю ткань из разноцветных лоскутов, маскарадный костюм из такой ткани. «Арлекин» (harlequin) — название одного из изысканных предметов быта XVIII века — миниатюрного ножа для разрезания бумаги и вскрытия почтовых конвертов (вероятно, по ассоциации с остроязычием прославленного персонажа). Нож-арлекин делали из слоновой кости с гравировкой либо из серебра, инкрустированного эмалями.
|
|
|
|
|
|
Гравюра Пьера Жана Мариетта «Euariste Gherardi в роли Арлекина», конец XVII века
|
|
Цветная гравюра "Льюис Полуорт в роли Арлекина", 1844, отпечатано Д. Грином, Лондон
|
|
|
В ранний период творчества Антуан Ватто писал преимущественно театральные сцены, навеянные искусством Клода Жилло. "Арлекин, император Луны", около 1708, Музей изящных искусств, Нант, Франция
|
|
Фарфоровая статуэтка "Арлекин и Коломбина" из известной серии "Русский балет", модельер Пауль Шойрих, 1914, Мейсенская мануфактура
|
|
Флорентийский художник Джованни Доменико Ферретти (Giovanni Domenico Ferretti, 1692-1768), «Арлекин ветеран» и «Арлекин художник», из серии картин «Несчастья Арлекина» на тему сценок комедий итальянского драматурга Карло Гольдони, 1745-1751, Галерея Palazzo degli Alberti, Прато, Италия.
|
|
Флорентийский художник Джованни Доменико Ферретти (Giovanni Domenico Ferretti, 1692-1768), «Арлекин и его дама» и «Арлекин отец», из серии картин «Несчастья Арлекина» на тему сценок комедий итальянского драматурга Карло Гольдони, 1745-1751.
|
Веер с композицией "Триумф Арлекина" известной миниатюристки Марии Феличе Тибальди (жена известного французского жудожника Пьера Сюблейра), 1750, из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон
|
|
Гравюра немецкого живописца и гравера Георга Эмануэля Опица «Набережная d’Ecole, Париж”, 1831, Музей Карнавале (Музей истории Парижа), Париж. На гравюре изображено выступления актера уличного театра в костюме Арлекина.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фарфоровая статуэтка "Арлекин", модельер Кендлер, 1740-1745, Мейсеновская мануфактура |
|
фарфоровая статуэтка "Арлекин", модельер Кендлер, 1740, Мейсеновская мануфактура |
|
фарфоровая статуэтка "Арлекин", начало 20-го века, Мейсеновская мануфактура |
|
|
e-mail: info@dpholding.ru : (967) 105-68-67
|
|
|