Арлекин

АРЛЕКИН (итал. arlecchino, франц. arlequin) — традиционный персонаж италь­янской народной Комедии дель Арте (Коммедиа дель Арте). Дей­ствующие лица этих спектаклей происхо­дят от античных «ателланов», сатирических актеров из города Ателлы (Atellanae), устраивав­ших представления в Древнем Риме. Арле­кин — простак, увалень, позднее слуга-хит­рец, дзанни (итал. zanni — «слуга»). Имя этого персонажа производят от прозвища уличного брабантского актера «Пьеро из Арля» (Pierrot Arlequin), куда в 1579 году была перенесена итальянская комедия. Во фран­цузских средневековых легендах «Эллекен» (или «Эрлекен») — предводитель сонма дьяволов, адских сил, организатор всячес­ких бесчинств. В народной комедии этот образ постепенно превратился в комичный персонаж, традиционную маску, слугу — дзанни. Как и другой дзанни — Бригелла, он весел, но не так хитер и изворотлив. Он мечтатель, идеалист, оттого наивен и бес­помощен. За показным равнодушием и смешной неловкостью, неотесанностью, он прячет тонкий ум, меткую речь и убий­ственную иронию. Но выглядит Арлекин смешно: с короткой деревенской причес­кой и деревянным тупым мечом. Он все время получает побои, «колотушки» и на­смешки. Считается, что имя «Арлекин» окончательно закрепилось за этим персо­нажем в Париже, вероятно там же возник и его необычный костюм: берет с пером, чер­ная маска, ассоциирующаяся с демоничес­кими силами, и лоскутный, сшитый из разноцвет­ных треугольников, костюм (он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов).  На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом. По характеру Арлекин – акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). С 1680-х гг. французы называли этот персонаж по име­ни другого актера: Доминик. В 1715 году по приглашению регента Франции герцога Филиппа Орлеанского труппа итальянских актеров выступала в Париже. Художников стиля Регентства и зарождающегося Роко­ко привлекала в Комедии дель Арте (Коммедиа дель Арте) экзо­тичность, новизна, настроение камерности, легкой грусти, смеха сквозь слезы, созвуч­ного пессимизму, охватившему французов после краха «Золотого века» короля-солнца Людовика XIV. Вме­сте с другими полюбившимися персонажа­ми: Пьеро, Скарамушем, Коломбиной худож­ники стали изображать и Арлекина. В рисунках и картинах К. Ватто и Н. Ланкре эта «маска» выступает под именем исполняв­шего ее тогда французского актера Мецетена. Художников последующих поколений более привлекала экзотика, шутовство и де­коративность пестрого костюма Арлекина. Этот персонаж стал предметом историче­ских стилизаций и как бы олицетворял со­бой артистический восемнадцатый . Вместе с театральной мас­кой костюм Арлекина — эмблема комедий­ного театра. В народных, уличных пред­ставлениях разыгрывается превращение черта Эрлекина в комедийную фигуру Ар­лекина. Отсюда происходит образ Арлеки­на с двойным лицом, загримированным наполовину грустным, наполовину весе­лым, человека-марионетки, куклы. В этом образе — противоречие актерского и чело­веческого существования, философия дуализма. С особой силой эту грустную идею в образе Арлекина выразил выдающийся ху­дожник XX века П. Пикассо. «Арлекином» также называют театральную кулису, занавеску, за которой во время представлений прятался этот персонаж, а также вообще пеструю ткань из разноцветных лоскутов, маскарад­ный костюм из такой ткани. «Арлекин» (harlequin) — название одного из изыскан­ных предметов быта XVIII века — мини­атюрного ножа для разрезания бумаги и вскрытия почтовых конвертов (вероятно, по ассоциации с остроязычием прослав­ленного персонажа). Нож-арлекин делали из слоновой кости с гравировкой либо из се­ребра, инкрустированного эмалями.

     
 
Гра­вю­ра Пье­ра Жа­на Ма­ри­ет­та «Euariste Gherardi в ро­ли Ар­ле­ки­на», ко­нец XVII ве­ка
 
Цвет­ная гра­вю­ра "Лью­ис По­лу­орт в ро­ли Ар­ле­ки­на", 1844, от­пе­ча­та­но Д. Гри­ном, Лон­дон
 

В ран­ний пе­ри­од твор­чест­ва Ан­ту­ан Ват­то пи­сал пре­иму­щест­вен­но те­ат­раль­ные сце­ны, на­ве­ян­ные ис­кус­ст­вом Кло­да Жил­ло. "Ар­ле­кин, им­пе­ра­тор Лу­ны", око­ло 1708, Му­зей изящ­ных ис­кус­ств, Нант, Фран­ция

     
 
Фар­фо­ро­вая ста­ту­эт­ка "Ар­ле­кин", мо­дель­ер И. И. Кенд­лер, 1740, Мей­сен­ская фар­фо­ро­вая ма­ну­фак­ту­ра
 
Фар­фо­ро­вая ста­ту­эт­ка "Ар­ле­кин", мо­дель­ер И. И. Кенд­лер, 1738-40, Мей­сен­ская фар­фо­ро­вая ма­ну­фак­ту­ра
 
 
Фар­фо­ро­вая ста­ту­эт­ка "Ар­ле­кин и Ко­лом­би­на" из из­вест­ной се­рии "Рус­ский ба­лет", мо­дель­ер Па­уль Шой­рих, 1914, Мей­сен­ская ма­ну­фак­ту­ра

Фло­рен­тий­ский ху­дож­ник Джо­ван­ни До­ме­ни­ко Фер­рет­ти (Giovanni Domenico Ferretti, 1692-1768), «Ар­ле­кин ве­те­ран» и «Ар­ле­кин ху­дож­ник», из се­рии кар­тин «Не­счастья Ар­ле­ки­на» на те­му сце­нок ко­ме­дий италь­ян­ско­го дра­ма­тур­га Кар­ло Голь­до­ни, 1745-1751, Га­ле­рея Palazzo degli Alberti, Пра­то, Ита­лия. 
Фло­рен­тий­ский ху­дож­ник Джо­ван­ни До­ме­ни­ко Фер­рет­ти (Giovanni Domenico Ferretti, 1692-1768), «Ар­ле­кин и его да­ма» и «Ар­ле­кин отец», из се­рии кар­тин «Не­счастья Ар­ле­ки­на» на те­му сце­нок ко­ме­дий италь­ян­ско­го дра­ма­тур­га Кар­ло Голь­до­ни, 1745-1751.


Ве­ер с ком­по­зи­ци­ей "Три­умф Ар­ле­ки­на" из­вест­ной ми­ни­а­тю­рист­ки Ма­рии Фе­ли­че Ти­баль­ди (же­на из­вест­но­го фран­цуз­ско­го жу­дож­ни­ка Пье­ра Сюб­лей­ра), 1750, из кол­лек­ции му­зея Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон

Гра­вю­ра не­мец­ко­го жи­во­пис­ца и гра­ве­ра Ге­ор­га Эма­ну­э­ля Опи­ца «На­бе­реж­ная d’Ecole, Па­риж”, 1831, Му­зей Кар­на­ва­ле (Му­зей ис­то­рии Па­ри­жа), Па­риж. На гра­вю­ре изо­бра­же­но вы­ступ­ле­ния ак­те­ра улич­но­го те­ат­ра в кос­тю­ме Ар­ле­ки­на.
       
  фар­фо­ро­вая ста­ту­эт­ка "Ар­ле­кин", мо­дель­ер Кенд­лер, 1740-1745, Мей­се­нов­ская ма­ну­фак­ту­ра    фар­фо­ро­вая ста­ту­эт­ка "Ар­ле­кин", мо­дель­ер Кенд­лер, 1740, Мей­се­нов­ская ма­ну­фак­ту­ра     фар­фо­ро­вая ста­ту­эт­ка "Ар­ле­кин", на­ча­ло 20-го ве­ка, Мей­се­нов­ская ма­ну­фак­ту­ра  


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67