СОБОР ДОМА ИНВАЛИДОВ (ЦЕРКОВЬ ИНВАЛИДОВ) (франц. Eglise du Dome Les Invalides) — выдающийся памятник архитектуры французского Классицизма эпохи «Большого стиля». В 1671—1676 годах в
Париже, на левом берегу Сены, по распоряжению короля
Людовика XIV архитектор
Либераль-Мишель Брюан (ок. 1635—1697) построил дом призрения для солдат-инвалидов, ветеранов войн. Фасад здания, протянувшийся на 220 м, украшен аттиком и трофеями. Большой двор служил для военных парадов. В центре южного фасада — церковь Людовика Святого, в ее интерьере — знамена, взятые в боях. С противоположной стороны этого ансамбля, вплотную к церкви, в 1679— 1706 гг. архитектор
Жюль Ардуэн-Мансар (1646—1708) возвел грандиозное сооружение — новую церковь (собор) Дома Инвалидов. Это здание центрического типа, так называемой французской схемы, которой следовали позднее многие архитекторы в разных городах Европы. Ардуэн-Мансар, один из создателей
Версаля, продемонстрировал здесь блестящий образец «Большого стиля». Двухъярусная колоннада дорического и коринфского ордера, оформляющая главный южный вход с площади Вобан, по-барочному раскрепована (скульптурный декор создан А. Куазево). Массивный барабан, оформленный сдвоенными
колоннами и
волютами, возносит купол с причудливым фонариком и шпилем на высоту 107 м. Купол украшен золочеными
гирляндами, блеск которых виден издалека, а силуэт церкви во многом определяет панораму центральной части французской столицы. Собор Дома Инвалидов (Церковь Инвалидов) служит некрополем генералов наполеоновских войн. В центре — гробница
Наполеона Бонапарта. Гранитный саркофаг хранит его прах, перевезенный в 1840 году с острова Св. Елены. По окружности расположены двенадцать аллегорических фигур — викторий. В 1735 году архитектор
Р. де Котт создал колоннаду и входной портик близ южной стороны церкви, а также оформил с северной стороны вплоть до набережной д'Орсэ и моста Александра III через Сену (построенного позднее, в 1896—1900 гг.) площадь Дома Инвалидов — эспланаду.