«
ПАРНАС» —
фреска, созданная Рафаэлем Санти (1483—1520) в
Ватикане, в «Зале подписей» («
Станцы Рафаэля») в 1508 году. Программа росписей этого зала Ватиканского дворца была предложена Папой Римским Юлием II (1503—1513), она включала четыре композиции: «Философия» («
Афинская школа»), «Правосудие», «Теология» (
Диспута) и «Поэзия». Композицию «Поэзия» (название «Парнас» появилось позднее)
Рафаэль разместил на восточной стене зала между «Диспутой» и «Афинской школой». Аллегория поэзии истолкована художником в духе гуманистического учения своего времени, согласно идеям Ф. Петрарки, Дж. Боккаччьо и К. Салутати. На плафоне, над композицией «Парнаса», помещен медальон с изображением крылатой аллегорической фигуры в лавровом венке (музы поэзии или сивиллы!). Ангелочки (крылатые
путти) по сторонам фигуры держат таблички с латинским изречением: «Numine Afflatur» («Свыше вдохновляется») — девиз искусства поэзии из «Энеиды» Вергилия (VI, 50). В центре композиции, под сенью лавровых деревьев Рафаэль поместил бога
Аполлона, играющего на лире да браччьо. Вокруг него — девять муз, а рядом — знаменитые поэты: слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Алкей, Коринна, Сапфо, Боккаччьо, Тибул, Ариосто, Проперций, Стаций, Овидий, Гораций. Смешение греческих, латинских и итальянских поэтов согласуется с ренессансным пониманием поэзии как особой, вдохновленной свыше теологии (на это указывает девиз). Поэтому и образы античных поэтов, муз и самого Аполлона истолковывались итальянскими гуманистами в качестве пророков. Муз приравнивали к «девяти ангельским хорам» небесной иерархии, Аполлона, бога солнечного света, — к Творцу, Создателю. Трактовка поэзии в качестве «божественного искусства» и «второй теологии» позволила Рафаэлю достичь внутреннего единства композиций «Афинской школы», «Диспуты» и «Парнаса». Пытаясь разрешить сложную композиционную задачу (более убедительное решение Рафаэль нашел в «Афинской школе»), художник изобразил обрамляющую арку в перспективном сокращении, тем самым как бы отодвигая фигуры в глубину. Поэтому и две фигуры переднего плана — одна из них Сапфо — слегка перекрывают обрамление окна в нижней части фрески. Вероятно, Рафаэль надеялся тем самым усилить пространственность картины.