Диспута

Первая комната ва­тиканских станц, расписанная Рафаэлем в 1508—1511 гг. ( «Станцы Рафаэля» в Ватикане), вклю­чает четыре композиции на темы: «Филосо­фия» («Афинская школа»), «Поэзия» («Парнас»), «Правосудие» ( «Юсти­ция») и «Теология». Последней компози­ции, вероятно, придавалось самое важное значение. Именно ее Дж. Вазари назвал позднее словом «Диспута». Диспута̀ (итал. disputa — «спор» от лат. disputare — «рассуждать, спорить») — сюжет многих католических алтарных картин. Композиция изображает философский диалог о таинстве Св. Причастия и смысле гостии. В ее центре, на алтаре, установленном на возвышении из нескольких ступеней, на­ходится гостия. Вокруг — Отцы Церкви, Папа Сикст IV, епископы, фигуры Данте и Савонаролы. В верх­ней части композиции, представляющей мир небесный, на облаках восседают Апостолы Петр и Павел, праотец Адам и патри­арх Авраам, царь Давид и Моисей. Однако большинство фигур, как и на фреске «Афинская школа», имеют отвлеченный ха­рактер. Исследователи отмечают, что «Диспута» не просто дискуссия, а во­площение торжества Веры, триумфа Ис­тины. Рафаэль уподобляет композицию гигантской алтарной апсиде христианско­го храма. Не случайно также в изображе­нии мира небесного возникают элементы иконографии «Страшного суда». В центре восседает Христос, фигура которого схожа с аллегорией Правосудия на своде «Станцы». Над Сыном изображен Бог Отец как Пантократор, держащий в руках сферу. Го­лубь — символ Св. Духа, вопреки иконо­графии Св. Троицы, показан внизу, у ног Христа, слетающим к алтарю с гостией. На своде над «Диспутой» изображена аллегорическая фигура Теологии. Вокруг нее — фигурки путти с табличками, на которых читается над­пись: «Divinaram rerum notitia» (лат., «При­знание Божественного промысла» — фра­за из гражданского кодекса византийского императора Юстиниана, 527-565 гг.).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67