Первая комната ватиканских станц, расписанная
Рафаэлем в 1508—1511 гг. ( «
Станцы Рафаэля» в
Ватикане), включает четыре композиции на темы: «Философия» («
Афинская школа»), «Поэзия» («Парнас»), «Правосудие» ( «Юстиция») и «Теология». Последней композиции, вероятно, придавалось самое важное значение. Именно ее Дж. Вазари назвал позднее словом «
Диспута». Диспута̀ (итал. disputa — «спор» от лат. disputare — «рассуждать, спорить») — сюжет многих католических алтарных картин. Композиция изображает философский диалог о таинстве Св. Причастия и смысле гостии. В ее центре, на алтаре, установленном на возвышении из нескольких ступеней, находится гостия. Вокруг — Отцы Церкви, Папа Сикст IV, епископы, фигуры Данте и Савонаролы. В верхней части композиции, представляющей мир небесный, на облаках восседают Апостолы Петр и Павел, праотец Адам и патриарх Авраам, царь Давид и Моисей. Однако большинство фигур, как и на фреске «Афинская школа», имеют отвлеченный характер. Исследователи отмечают, что «Диспута» не просто дискуссия, а воплощение торжества Веры, триумфа Истины.
Рафаэль уподобляет композицию гигантской алтарной апсиде христианского храма. Не случайно также в изображении мира небесного возникают элементы иконографии «Страшного суда». В центре восседает Христос, фигура которого схожа с аллегорией Правосудия на своде «Станцы». Над Сыном изображен Бог Отец как Пантократор, держащий в руках сферу. Голубь — символ Св. Духа, вопреки иконографии Св. Троицы, показан внизу, у ног Христа, слетающим к алтарю с гостией. На своде над «Диспутой» изображена аллегорическая фигура Теологии. Вокруг нее — фигурки путти с табличками, на которых читается надпись: «Divinaram rerum notitia» (лат., «Признание Божественного промысла» — фраза из гражданского кодекса византийского императора Юстиниана, 527-565 гг.).