«
ОСВОБОЖДЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПЕТРА ИЗ ТЕМНИЦЫ» (итал. «La Liberazione di San Pietro») —
фреска, созданная
Рафаэлем Санти в зале Илиодора во дворце в
Ватикане (1513—1514 гг.,
Станцы Рафаэля). Согласно книге «Деяния Апостолов», царь Иудеи Ирод Агриппа I (37—41), преследуя христиан, желая угодить иудеям, приказал заключить в темницу в Иерусалиме Св. Апостола Петра, намереваясь затем судить и казнить его. Ночью «Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу; Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (Деян. 12:6—7). Эпизод чудесного освобождения Петра считался символом грядущего освобождения Церкви от гонений. Ранее на этот сюжет написал фреску Филиппино Липпи в капелле Бранкаччи церкви Сайта Мария дель Кармине во Флоренции (1481). Ф. Липли создал идеализированное произведение, особенно трогателен почти детской нежностью лик Ангела, выводящего Св. Петра мимо уснувшего стражника. Рафаэль, напротив, во всеоружии мастерского рисунка и композиции создал истинно классическое и почти академичное произведение. Композиция, вписанная в люнет стены, условно разделена на три части, и это действительно согласуется с традициями треченто (искусства итальянского проторенессанса, XIV в.). Рафаэль буквально следует библейскому тексту. В центральной части фрески показан спящий «между двумя воинами, скованный двумя цепями» Св. Петр, справа — Ангел, выводящий Св. Петра за руку из темницы, причем Апостол изображен как бы в полусне. В тексте сказано: «Вышел и следовал за ним... думая, что видит видение» (Деян. 12:9). В левой части композиции действие происходит ранним утром, когда проснувшиеся стражники подняли тревогу. Особенно хороша преисполненная спокойствия и величия фигура Ангела в сиянии, хотя трактовка фигуры вызывает противоречивые чувства — она слишком весома, материальна. В мощном движении с античным контрапостом (постановкой фигуры с опорой на одну ногу) заметно влияние манеры
Микеланжело. Контрасты света и тени, движений фигур заставляют вспомнить произведения художников венецианской Террафермы, болонской школы и пармские росписи Корреджьо (выполненные позднее, в 1520— 1524 гг.). Не случайно фреску «Освобождение Св. Петра» часто копировали художники-академисты.
Рафаэль выступил в этом произведении в качестве гениального компилятора. Одна из цепей, которой, по преданию, был прикован Св. Петр в темнице, хранится в Риме в церкви Сан Пьетро ин Винкели («Св. Петра в веригах»), вторая — в Иерусалиме. Более экспрессивную, динамичную композицию на сюжет «Освобождения Св. Петра» создал в церкви Сан Пьетро ин Винколи Доменикино (ок. 1620).