«
ИЗГНАНИЕ ГЕЛИОДОРА (
ИЛИОДОРА)» — ветхозаветный библейский сюжет, гениально воплощенный Рафаэлем Санти в росписи зала дворца в
Ватикане, который получил название «Sala di Eliodoro» («Зал Илиодора»,
Станцы Рафаэля). Гелиодор (греч. Heliodoros — «Дарованный солнцем», от Helios — «Солнце» и doron — «дар») — распространенное в античности имя, а также название драгоценного камня. В Библии рассказывается, как Аполлоний, наместник сирийского царя Селевка IV Филопатора (187—175 гг. до н. э.) в Палестине, узнав о сокровищах Иерусалимского храма, послал воина Илиодора с приказом вывезти сокровища. Когда же Илиодор с вооруженными людьми вошел в храм, «явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое всеоружие» (2 Макк. 3:24—25). Так была спасена сокровищница храма и явлена «сила Божия». Видение всадника трактуется как знамение, в котором действовали Ангелы, изгонявшие из храма врагов. Об этом событии (ок. 150 г. до н. э.) есть свидетельства в исторических хрониках. Ветхозаветный сюжет рассматривается также в качестве прообраза «Изгнания торгующих из храма» Иисусом Христом.
Рафаэль осуществлял росписи в Ватикане по заказу и программе Папы Римского Юлия II (1503—1513).. В композиции «Изгнание Гелиодора» Рафаэль в общих чертах повторил композицию «
Афинской школы». Но именно эта
фреска из всех «станц» производит наибольшее впечатление. Вёльфлин писал об этом шедевре: «После картин с отвлеченными сюжетами Станцы делла Сеньятура мы вступаем во вторую комнату, посвященную росписям исторического содержания и, даже больше того, росписям нового большого живописного стиля. Фигуры здесь крупнее по размерам и сильнее своей пластикой. Кажется, точно в стене пробито отверстие и они выступают из ее темной глубины... Нет больше искусственных, тонко объединенных групп, а лишь мощные массы... много страсти и выразительного движения». Рафаэль смело нарушает симметрию и равновесие композиции, он смещает фигуру всадника (в латах римского легионера) к самому краю картины. Стремительны фигуры Ангелов. В глубине молится первосвященник храма. Женщины и дети, согласно библейскому тексту с плачем бегавшие по улицам города, помещены художником внутрь храма. Слева восседает на носилках Папа Юлий II. Движения фигур, в том числе и поверженного на землю Гелиодора, созданы не без влияния
Микеланжело. Они производят впечатление истинного величия и значительности благодаря совершенству композиции и мощи рисунка.