Изгнание Гелиодора

«ИЗГНАНИЕ ГЕЛИОДОРА (ИЛИОДОРА)» — ветхозаветный библейский сюжет, гениально воплощенный Рафаэлем Санти в росписи зала дворца в Ватикане, который по­лучил название «Sala di Eliodoro» («Зал Илиодора», Станцы Рафаэля). Гелиодор (греч. Heliodoros — «Дарованный солнцем», от Helios — «Солн­це» и doron — «дар») — распространенное в античности имя, а также название драгоценного камня. В Библии рассказывается, как Аполлоний, наместник сирийского ца­ря Селевка IV Филопатора (187—175 гг. до н. э.) в Палестине, узнав о сокровищах Иерусалимского храма, послал воина Илиодора с приказом вывезти сокровища. Когда же Илиодор с вооруженными людьми вошел в храм, «явился им конь со страшным всад­ником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора пе­редними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое всеоружие» (2 Макк. 3:24—25). Так была спасена сокровищница храма и явлена «сила Божия». Видение всадника трактуется как знамение, в котором действовали Ангелы, изгонявшие из храма врагов. Об этом событии (ок. 150 г. до н. э.) есть свидетельства в исторических хрониках. Ветхозаветный сюжет рассматривается также в качестве прообра­за «Изгнания торгующих из храма» Иисусом Христом. Рафаэль осуществлял росписи в Ватикане по заказу и программе Папы Рим­ского Юлия II (1503—1513).. В композиции «Изгнание Гелиодора» Рафаэль в общих чертах повторил компо­зицию «Афинской школы». Но именно эта фреска из всех «станц» производит наибольшее впечатление. Вёльфлин писал об этом шедевре: «После картин с отвлечен­ными сюжетами Станцы делла Сеньятура мы вступаем во вторую комнату, посвя­щенную росписям исторического содер­жания и, даже больше того, росписям но­вого большого живописного стиля. Фигу­ры здесь крупнее по размерам и сильнее своей пластикой. Кажется, точно в стене пробито отверстие и они выступают из ее темной глубины... Нет больше искусственных, тонко объединенных групп, а лишь мощные массы... много страсти и вырази­тельного движения». Рафаэль смело нару­шает симметрию и равновесие компози­ции, он смещает фигуру всадника (в латах римского легионера) к самому краю кар­тины. Стремительны фигуры Ангелов. В глубине молится первосвящен­ник храма. Женщины и дети, согласно библейскому тексту с плачем бегавшие по улицам города, помещены художником внутрь храма. Слева восседает на носилках Папа Юлий II. Движения фигур, в том числе и поверженного на землю Гелиодо­ра, созданы не без влияния Микеланжело. Они производят впечатление истинного величия и значительности благодаря совер­шенству композиции и мощи рисунка.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67