"СТАНЦЫ РАФАЭЛЯ" в Ватикане — выдающееся произведение искусства римского классицизма периода Высокого Возрождения в Италии. Росписи трех комнат (итал. stanza) жилых апартаментов второго этажа Нового крыла Ватиканского дворца. Папа Римский Юлий II (1503-1513) поручил
Рафаэлю Санти (1483-1520) расписать комнаты
фресками. Программа росписей являлась частью грандиозного плана Папы Юлия II по перестройке
Ватикана и превращению папской резиденции и
собора Святого Петра в крупнейший художественный ансамбль, соответствующий истинной роли католической церкви в мире. Строительством собора и дворца руководил архитектор Д. Браманте. Ранее комнаты, называемые «станцами», входили в корпус дворца постройки XIII века. При Папе Николае V (1447-1455) их украсили росписи Пьеро делла Франческа. Папа Юлий II пригласил для осуществления новых росписей Б. Перуцци, А. Бацци, по прозванию Содома, П. Перуджино, Брамантино и Л.Логто. Эти художники начали работу, но когда в 1508 году Браманте представил Папе молодого, еще никому не известного Рафаэля, то Юлий II пришел в восторг от эскизов урбинца, велел остановить работы, поручив выполнение росписей Рафаэлю. Первой была расписана средняя из трех комнат, небольшая по размеру (8 х 10 м), ее окна, дававшие достаточно света, выходят во двор Бельведера. Название центральной комнаты (итал. Camera della Segnatura — «Зал подписей») сообщает в «Жизнеописаниях» Дж. Вазари. Высказывались предположения, что эта комната служила папской библиотекой либо приемной, где подписывались указы. Однако папскую подпись и печать обозначали латинским словом «signatura», а итальянское «segnatura», упоминаемое Вазари, означает: «отметка, марка, знак», а в XV-XVI вв. — «папский суд». Поэтому нельзя отвергать версию, согласно которой «Камера», или «
Станца делла Сеньятура», служила местом верховного папского трибунала. Этому соответствует и программа росписей, главной темой которых является идея божественного правосудия, гармонии власти земной и небесной. Росписи стен «Станцы делла Сеньятура» Рафаэль осуществил в 1508—1511 гг. Тема, заданная Папой Юлием II, предполагала изображение «согласия между античностью и христианством». Рафаэль решил эту тему в четырех композициях: «Теология», «Философия», «Поэзия» и «Правосудие». Первой была создана роспись северной стены на тему «Теология». На южной стене художник расположил композицию «Философия», более известную под позднейшим названием «Афинская школа». На западной стене комнаты, над окном, расположена композиция «Правосудие», состоящая из трех аллегорических фигур: Силы, Мудрости и Умеренности, ниже, по обе стороны от окна, — «Основание гражданского права» и «Основание канонического права» (в которой под видом Григория IX представлен портрет Папы Юлия II, утверждающего декреталии — свод церковных законов). На восточной стене находится композиция на тему «Поэзия». На своде {плафоне) зала в четырех медальонах изображены аллегорические фигуры: «Юстиция», «Философия», «Теология» и «Поэзия». Маленькие путти вокруг фигур держат титулы — таблички с поясняющими надписями. В 1511-1514 гг. Рафаэль с помощниками расписывал вторую комнату: «
Зал Илиодора», примыкающую к большому «Залу Константина». Темой росписей является «Божественная защита церкви». На южной стене комнаты находится прославленная фреска «Изгнание Гелиодора (Илиодора)» — это одно из самых смелых, сильных и выразительных по композиции и рисунку произведений художника (работы непосредственно на стене начались в 1512 г.). Напротив нее находится композиция «Папа Лев I останавливает Аттилу». На западной стене — «Месса в Больсене», на восточной — «Освобождение Св. Апостола Петра из темницы». В 1513 году скончался Папа Юлий II, и роспись последнего зала — «
Зала Пожара в Борго» Рафаэль с учениками осуществляли по заказу Папы Льва Х (1513-1521). Для этой комнаты Рафаэль выполнил лишь картоны, а фрески писали его ученики в 1514-1517 гг. Росписи плафона созданы Перуджино, учителем Рафаэля. Сюжетами являются исторические события, происходившие при папах, носивших имя «Лев». На западной стене — композиция «Пожар в Борго», которая дала название залу, на северной стене — «Коронация Папой Львом III Карла Великого», на южной — «Битва при Остии» (победа Льва IV над сарацинами в морском сражении при Остии в 849 г.) и на восточной стене — «Обет Папы Льва III». Рядом со «Станцами», через «Зал Константина», расположены «Лоджии Рафаэля» — шедевр, созданный при участии выдающегося мастера. Росписи «Станц», в особенности «Афинская школа» и «Изгнание Гелиодора», производят ошеломляющее впечатление, они истинно монументальны (что удивительно для столь малых по размерам помещений). Однако рядом с величаво нарисованными фигурами и мощными композициями можно заметить промахи и даже банальности (только частично объясняемые заданными программами).
Микеланжело, гений эпохи Возрождения, дал работе Рафаэля уничижительную оценку. Резкость этой оценки лишь отчасти мотивирована враждой двух художников и непримиримым нравом самого Микеланжело. Она отражает принципиальное различие двух творческих методов, двух направлений в искусстве, у истоков которых находились Рафаэль (римский классицизм) и Микеланжело (римское барокко).