Портреты Аньоло и Маддалены Дони (1506 г., 63*45 см,
Галерея Питти, Флоренция). Парные портреты супругов Дони были написаны
Рафаэлем около 1506 года. Молодые заказчики принадлежали к верхушке флорентийского общества - Маддалена происходила из могущественной семьи Строцци. Для них работали и другие крупнейшие мастера Флоренции, в частности,
Микеланджело, написавший прославленную "Мадонну Дони" ("Святое семейство" - в галерее Уффици). Портреты супругов находились в руках семьи Дони вплоть до 1826 года, когда они были куплены для галереи Питти герцогом Леопольдом II за 2500 дукатов. Как и все флорентийские портреты Рафаэля, "Аньоло" и "Маддалену Дони" отличает еще некоторая жесткость линий и моделировки, подробная, почти филигранная проработка деталей, некоторая скованность поз, статичность фигур. Но эти неизжитые традиции стиля раннего Возрождения, придающие портретам Дони особую суховатую выразительность, уже подчиняются поискам цельности и собранности масс, плавности и энергичной выразительности линии силуэта, четкой собранности композиции (в портрете Маддалены Дони навеянной "
Джокондой"
Леонардо да Винчи). Рафаэль предстает в этих картинах как превосходный портретист, безошибочно, документально точно передающий портретное сходство, умеющий сообщить своим моделям душевную ясность, спокойную уверенность и в то же время увидеть в них нечто неповторимое, характерное.