"
Портрет кардинала Томмазо Ингирами" (1515-1516 г., дерево, масло, 91*61 см,
Галерея Питти, Флоренция). Томмазо Ингирами, наряду с Бибиеной и Бембо, был самым деятельным участником кружка римских гуманистов, к которому был близок и
Рафаэль. Широко образованный человек, прекрасный знаток античности, кардинал Ингирами был одним из ведущих профессоров открытого при Льве X Римского университета. Портрет Ингирами выделяется на фоне римских портретов Рафаэля полной свободой от идеальных канонов, особой естественностью передачи облика ученого, документальной точностью трактовки его некрасивого, болезненно-одутловатого лица. Герой Рафаэля предстает перед зрителем в живой и естественной позе в момент напряженного раздумья над листами рукописи. Плавный ритм складок, обобщенные, круглящиеся линии силуэта подчеркивают внимательное и сосредоточенное выражение ничем не примечательного, но спокойного, располагающего к себе лица.