ПАНТЕОН — памятник архитектуры французского Классицизма. В 1744 году в Метце тяжело заболел французский король Людовик XV. Он дал обет в случае выздоровления восстановить разрушенную церковь в аббатстве Св. Женевьевы, небесной покровительницы города
Парижа. Аббатство (вначале имени Свв. Петра и Павла) находилось на левом берегу р. Сены, близ старинного Латинского квартала. Проект нового храма разработал архитектор Жак-Жермен Суффло (1713—1780), протеже маркиза Мариньи, которому было поручено строительство. Ж.-Ж. Суффло в 1734-1737 гг. учился во Французской Академии в Риме, вместе с Мариньи путешествовал по Италии, изучал памятники классической архитектуры. Под влиянием идей М.-А. Ложье, соединив национальные традиции готической архитектуры с формами итальянского Классицизма, создал оригинальную композицию церкви крестово-купольного плана с четырьмя «античными» портиками по сторонам. Над средокрестием Суффло возвел барабан, окруженный кольцом коринфских колонн с куполом, похожим на купол собора Св. Павла в Лондоне, но восходящий к общему прототипу — куполу собора Св. Петра в Риме по проекту
Микеланжело. Такую композицию в дальнейшем стали называть «французской схемой», она повторялась в архитектуре кафедральных соборов многих стран. Строительные работы начались в 1758 году и закончились только в 1789 году, через девять лет после смерти автора проекта. Здание имеет несколько удлиненный план (110 х 84 м) и достигает высоты 83 м. В крипте храма ранее была установлена рака с мощами Св. Женевьевы (ныне в парижской церкви Сент-Этьенн-дю-Мон). После французской революции, в 1791 году, храм был закрыт и указом Конвента превращен в Пантеон — «усыпальницу великих людей, которые погибли за свободу Франции». В Пантеоне торжественно установили гробницы Вольтера, Руссо, Мирабо и Марата.
Наполеон Бонапарт в 1806 году вернул здание Церкви, но в 1885 году оно снова стало Пантеоном. Нынешний вид здания отличен от церкви, задуманной Суффло. Не возведены две колокольни, фланкирующие апсиду, они придавали бы храму более «готический вид», утрачены многие детали декора. В тимпане фронтона помещена рельефная композиция — Свобода, увенчивающая лавровыми венками Францию в образе двух фигур: Гражданскую (слева) и Военную (с ликом Наполеона, справа). Композицию создал в 1831 году скульптор Давид д'Анже. На фризе помещена надпись: «Великим людям — благодарное Отечество». Интерьер в 1874-1878 гг. расписывали французские художники, среди которых были Л.-Ж. Бонна и П. Пюви де Шаванн (Пюви де Шаванн написал на холсте цикл картин из истории Св. Женевьевы). В крипте в настоящее время находятся гробницы Вольтера, В. Гюго, Ж.-Ж. Руссо, Э. Золя, М. Вертело, Л. Карно, В.-Р. Мирабо, П. и М. Кюри и архитектора Суффло.