НОТР-ДАМ (франц. Notre-Dame — «Наша Госпожа») — французское прозвание Богоматери. Культ Богоматери стал приобретать важное значение во Франции в XII—XIII вв. В XII веке Бернар Каервоский интерпретировал ветхозаветную «Песнь Песней» как аллегорию «божественной невесты», прославляющую Деву Марию — «Новую Еву». Статуэтки из слоновой кости, украшенные позолотой, изображали Мадонну с Младенцем на троне как невесту, «Прекрасную Даму». Средневековая рыцарская поэзия, куртуазные сюжеты и культ женщины соединялись с религиозными представлениями, и в результате сложилось, характерное в первую очередь для средневековой Франции, нежное отношение к образу Мадонны как земной матери и одновременно — прекрасной даме. Именно тогда ее стали величать: «Notre-Dame» — «Родная, Прекрасная Госпожа, или Наша Жена». Это определение встречается в куртуазной поэзии, любовной лирике, песнях трубадуров. Капеллы, церкви, соборы во многих городах Франции посвящались Богоматери и получали название Нотр-Дам: в Амьене, Лат, Клермон-Ферране,
Париже, Пуатье, Реймсе, Санлисе, Страсбурге, Шартре... 10 февраля 1638 года король Людовик XIII торжественно посвятил государство франков Деве Марии. Это событие известно в истории под названием «Обет Людовика XIII». В тексте присяги король отдал под покровительство
Богоматери
—
«Прекрасной Госпожи» — свой народ, корону и государство.
Собор Парижской Богоматери — Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris) — строился епископом Германом (Жерменом) Парижским в центре французской столицы, на о. Ситэ, с VI века на месте древнеримского храма. Вначале возводили три церкви: Св. Марии, Св. Иоанна Крестителя, служившую баптистерием, и церковь Св. Стефана. В XII веке три церкви соединили в один собор. В 1163—1272 гг. строительство осуществлял епископ Морис де Сюлли, он же, вероятно, разработал план собора. С 1220 году возводили западный фасад с двумя симметричными башнями (высотой 69 м) и большим окном — розой (10 м в диаметре) — в центре. Такая схема типична для соборов французской Готики. На площади перед храмом установили «Святой колодец». Строительство башен продолжалось до 1245 года. Затем под руководством Жана де Шелля приступили к постройке капелл в боковых нефах. В 1265—1267 гг. строительством руководил Пьер де Монтрёй, создатель Королевской капеллы в Париже и церкви Сен-Дени; в 1298—1307 гг. главным каменщиком был Пьер де Шелль. Около 1345 года строительство завершили. Собор Парижской Богоматери представляет собой памятник ранней французской Готики, или «переходного стиля» — от
романского стиля к
готическому стилю (в 1130-х гг. в церкви Сен-Дени, под руководством аббата Сюжера, и в соборе в Дареме, в Англии, впервые применяются каркасные готические своды). В композиции западного фасада собора Парижской Богоматери характерна уравновешенность горизонталей и вертикалей (фасад вписывается в квадрат), а башни имеют горизонтальное завершение. Это сближает постройку с романским стилем, который ощущается также в
интерьере, в его пропорциях и колоннах нижнего яруса аркад. В то же время большая роза, перспективные порталы, стремительные аркбутаны и шпиль над средокрестием, поднимающийся на высоту 90 м, свидетельствуют о готическом стиле. Пятинефная базилика имеет 130 м в длину, 48 м в ширину и 35 м в высоту (до замка свода). Храм вмещает более девяти тысяч человек (все население средневекового Парижа). В 1793 году во время революции собор намеревались снести. Не сохранились средневековые витражи большой розы западного фасада. Двадцать восемь статуй «галереи королей», расположенной над порталами, изображающих ветхозаветных царей Израиля и Иудеи (упоминаемых в книге пророка Исайи), восставшие парижане в 1793 году сбросили вниз и разбили на куски. Статуи в коронах с XIII века ошибочно считались изображениями французских королей. По требованию революционной власти все символы монархии уничтожались. Обломки статуй долго лежали перед собором, а в 1796 году были проданы в качестве строительного материала. В 1977 году в ходе реставрационных работ в Отеле Моро в центре Парижа удалось обнаружить 364 фрагмента. Ныне часть из них экспонируется в
музее Клюни. Особенно впечатляют огромные головы со следами яркой раскраски (до 70 см в высоту). Они сделаны из известняка в 1220—1230-х гг. После издания романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831) на волне движения
национального романтизма возник интерес к архитектуре и истории собора. В 1840—1844 гг. проект реставрации храма разработал французский историк и архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк (1814-1879). С 1847 года начались восстановительные работы. Под руководством скульптора Давида де Ан-жера его ученики воссоздавали утраченные и поврежденные статуи. По рисункам Э. Виолле-ле-Дюка на уровне основания башен поместили фигуры сказочных химер. Заново создали статуи Мадонны с Младенцем, попирающей
дракона, и Ангелов в центре фасада. Восстановили «галерею королей». Подлинные
витражи сохранились на двух розах в торцах трансепта (они были частично отреставрированы в XVIII в.). Уникально скульптурное оформление входных порталов западного фасада. Статуи архивольтов и пилястров, рельефы тимпанов были раскрашены и выделялись на позолоченном фоне. Раскраска не сохранилась, но выразительность скульптур от этого не ослабла. Центральный портал оформлен сценами Страшного суда. В центре тимпана помещена фигура Христа во Славе, по обе стороны от Него — Ангелы с орудиями Страстей (копьем и крестом) и коленопреклоненные фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Под фигурой Христа находится изображение града небесного — Нового Иерусалима. Ниже (по правую руку от Спасителя) — фигуры праведников во главе с Архангелом Михаилом (в руках у него весы, на которых он взвешивает души). С противоположной стороны — черти уводят грешников в ад. В самом нижнем ярусе тимпана — сцена Воскресения. На пилястре, разделяющей портал на две створки ворот, также изображена фигура Христа. По обе стороны, на консолях — фигуры Свв. Апостолов (по шесть с каждой стороны), ниже — аллегории «алхимического делания». На архивольтах — иерархия Сил Небесных. Статуи созданы около 1220 года (часть фигур в XIX в. заменили новыми). На боковых пилястрах — «девы разумные и неразумные» («Притча о десяти девах»). Южный портал западного фасада (по правую руку от входящего) носит имя Св. Анны (матери Девы Марии), он создан в 1160—1170 гг. Старейшие статуи этого портала изображают Мадонну Маэста на троне под
балдахином, по обе стороны от Нее Ангелы и ктиторы (строители храма) — епископ Морис де Сюлли (справа от Мадонны) и король Людовик VII (коленопреклоненная фигура слева). Эти статуи создавались для первой церкви и были позднее перенесены на новый портал. В нижней части тимпана размещены сцены из евангельской истории Иоакима и Анны. На центральном столбе портала Св. Анны — статуя Св. Марселя, парижского епископа V в. Северный портал западного фасада — портал Св. Девы - украшен статуями XII—XIII вв. На его пилястре помещена фигура Мадонны с Младенцем (новейшая реплика), в тимпане — сцены Успения и Коронования Девы (Мадонны). В боковых проемах — аллегорические фигуры двенадцати месяцев, на архивольтах — святые и Ангелы. Статуи Св. Дени, Иоанна Крестителя, Св. Стефана и Ангелов по сторонам входа были добавлены Э. Виолле-ле-Дюком взамен утраченных. По сторонам от большой розы, у боковых окон верхнего яруса фасада расположены фигуры Адама и Евы. Портал южного трансепта собора освящен во имя мученика
Св. Стефана
(Сент-Этьенн). На тимпане, обращенном к набережной р. Сены, в сторону Латинского квартала, изображены сцены из жизни студентов Парижского университета, над ними — эпизоды жизни Св. Стефана (святого, которому была посвящена первая церковь на этом месте). Трансепт возведен в 1258 году, но многие статуи воссозданы в XIX веке. Северный трансепт, как и южный, украшен большой розой (13 м в диаметре). Портал северного трансепта носит название «Красных врат», на его тимпане — сцена Коронования Девы, в которую включены фигуры короля Людовика IX Святого и королевы Маргарет Прованской (1250—1270-е гг.). На архивольтах эпизоды чудес Св. Теофила и чуда Св. Марселя, извлекающего дракона (дьявола) из тела умершей грешницы. Остатки подлинных статуй, обрамлявших вход, — фигуры волхвов и добродетелей — хранятся в музее Клюни. Интерьер собора имеет много новшеств для XIII века. Дополнительные ряды столбов, разделяющие боковые нефы, превращают трехнефную базилику в пятинефную (в Средневековье в проемах аркад висели шпалеры). Вокруг апсиды располагается также двойной, разделенный колоннадой амбулаторий, имеющий выходы в наружные капеллы. Другие капеллы находятся по сторонам боковых нефов (всего собор имеет 37 капелл). Средневековое убранство храма не сохранилось. Резные деревянные хоры относятся к XVIII веку. Над главным алтарем — скульптурная группа Пьета работы Гийома Кусту. По сторонам — статуи коленопреклоненных королей Людовика XIII (Г. Кусту) и Людовика XIV (А. Куазево). В крипте находятся гробницы парижских епископов. В сокровищнице можно увидеть драгоценные реликвии — фрагмент креста Распятия, терновый венец и священный гвоздь.