"
РАБЫ" — неточное название нескольких произведений Микеланжело Буонарроти, выполненных для неосуществленной гробницы Папы Римского Юлия II. В документальных источниках статуи — мужские фигуры, «скованные» напряженным движением в массиве каменного блока, именуются «пленники» (итал. prigioni). Статуи нижнего яруса монументальной гробницы, по свидетельству ученика и биографа великого художника — А. Кондиви, должны были олицетворять свободные искусства. Спиной фигуры прислонялись бы к пилястрам сооружения. Первые две статуи «рабов»
Микеланжело выполнил около 1513 года в связи с началом работы над гробницей. Затем они были исключены из проекта, и после 1546 года Микеланжело подарил их Р. Строцци, позднее они попали во Францию, в 1578 года хранились в замке Экуан, после этого — в замке Пуату у кардинала Ришелье, где ими восхищался
Дж. Л. Бернини. В 1793 году статуи были сняты с продажи как национальное достояние и попали в
Лувр. Одного «раба» условно называют «восставшим», другого — «умирающим». Истинное значение фигур не вполне ясно. Огромная сила, заключенная в фигурах «пленников», побуждала историков искусства к разным толкованиям. В статуях видели «пластическое воплощение архитектонических сил», «закон жизни», олицетворение «психологических типов», «воплощение мировой боли». Немецкий историк искусства X. Гримм назвал тела «рабов» «роскошным панцирем, который покидает душа». В «восставшем рабе» находили олицетворение архитектуры, а в «умирающем» — живописи, поскольку у ног фигуры имеется незавершенное изображение обезьяны(лат. «Ars simia naturae» — буквально: «Искусство — обезьяна природы»). Четыре другие фигуры, выполненные для той же гробницы, вероятно, в период 1530— 1534 гг., остались во флорентийской мастерской Микеланжело. В 1564 г. Леонардо, племянник мастера, подарил эти скульптуры великому герцогу Козимо I. Скульптуры находились в гроте в садах Боболи (Питти галерея), в 1909 году их перенесли в Галерею Академии во Флоренции. Еще один «пленник» хранится в Музее Буонарроти во Флоренции (принадлежность его к работе Микеланжело оспаривается). Поздние фигуры, возможно, связаны с последним, пятым по счету проектом папской гробницы. Статуи не закончены. Большинство исследователей склоняются к тому, что Микеланжело намеревался довести их до завершенного состояния, но в процессе работы их «случайная незавершенность», выраженная в активном взаимодействии объема с еще не удаленными остатками каменного блока, могла навести скульптора на новые идеи и он оставил эти произведения в стадии нон-финита.