АМУР (франц. Amour от лат. amor — «любовь») — в древнеримской мифологии — бог любви, отождествлялся с греческим
Эротом. Символизировал не платоническую, а чувственную любовь между мужчиной и женщиной; Амур был сыном
Венеры и
Марса. Изображался в образе крылатого мальчика с луком и стрелами, поражающими сердца. «Амурчиками» часто называют изображения множества маленьких эротов, с самыми разными атрибутами, музыкальными инструментами, развлекающих себя шалостями. Подобные изображения характерны для искусства эллинистического времени, в частности александрийской школы. В эпоху Итальянского Возрождения этот мотив появился снова, но в нем античные эроты (чтобы отличить их от Ангелов) стали изображаться без крыльев и получили новое название:
путти, или путто (итал. putto — «младенец»). Позднейшее французское название амура —
купидон. С эротической культурой связано также слово «амуретт» (франц. amourette — «легкая, мимолетная любовь»). Но термином «амуретт» именуют и черное дерево (паслен) и древесину акации, которые применяют для инкрустации (маркетри) мебели. «Аморетто» (итал. amoretto) — «маленький купидон». В изобразительном искусстве часто использовался сюжет, сочиненный Апулеем: «Амур (Купидон) и Психея» (ок. 150 г. н. э.). Еще одна, итальянская, персонификация этого божества —
Амор (от итал. amore — «любовь»). В представлении итальянских поэтов XIII—XIV вв. Амор — это «молодой сеньор светского обхождения». «Стрелы Амура» (франц. «fleches d'Amour») — название драгоценного камня, разновидности горного хрусталя и разновидности аметиста. С образом
мифологического персонажа Амура связана сложная и разнообразная символика куртуазной культуры. Она отражена, в частности, в популярной книге «Избранные эмблемы и символы» («Emblemata et Sym-bola Selecta»), изданной И. Камерарио в 1668 году в Майнце, многократно переиздававшейся, в том числе и в России. Вот только некоторые примеры: «Амур с пылающим сердцем в руке — символ любви, когда сердце возгорается к желанному объекту; Амур, прикрывающий рукой зажженный факел, — если с пренебрежением относиться к любви, которую мы зажгли в сердце другого человека, она может погаснуть; Амур, изымающий сердце из терний, — после боли приходит удовольствие; Амур, как кузнец, ударяющий по сердцу на наковальне, — необходимо усмирять наши страсти, а порывы сердца согласовывать с благими устремлениями; Амур, улетающий с одним из выбранных сердец, — одного правильно выбранного сердца вполне достаточно; Амур, удящий рыбу, — проглотив по неосторожности приманку любви, мы слишком легко можем оказаться пойманными сами, что создаст беспокойство и трудности; Амур с завязанным ртом — символ интимности в любовных делах, любовь должна быть немой, или тайной, но не слепой; Амур, ухаживающий за деревом, — необходимо заботиться о росте взаимной любви, приносящей плоды; Амур, оставивший свое оружие в погоне за сердцем, — ради любви к другому мы должны жертвовать всем; Амур, плачущий у надгробия, — у двух любящих одно сердце, они вместе живут и вместе умирают; Амур, льющий воду на пылающее сердце, — истинную любовь ничем не погасить; Амур с луком, но без стрел,— я позаимствую стрелы у глаз прекрасной; Амур, стреляющий в сердце, расположенное на высокой колонне, — не воображай, что находишься вне досягаемости стрел любви, и не полагайся на собственную силу и власть; Амур, уносящий сердце прочь от чудовища, — подлинная любовь вопреки зависти и злословию всегда восторжествует; Амур с сердцем в руке — я обладаю всем, что желал...»