Афина, Минерва

АФИНА (Athena — возм. от шумер. Anatha — «Царица неба») — в древне­греческой мифологии — богиня мудрости, справедливой войны (в отличие от Ареса), покровительница ремесел, понимаемых греками как искусство (techne). Одна из са­мых популярных богинь. Ее имя не объяс­няется ни одним из индоевропейских язы­ков, но имеются предположения о связи Афины с шумерской Анатой, богиней неба племен северо-западной Африки — Атаной (Athana) или пиренейской Атегиной (Athegina). С греческой Афиной отождеств­лялась египетская богиня Нейт. Согласно мифу, Афина родилась на крайнем Западе, в Ливии (так в античности называли всю Аф­рику), у озера (или реки) Тритон. Отсюда ее прозвание Тритонида или Тритогенейя (греч. Tritogeneia — «Рожденная Трито­ном»). Масличное дерево, посвященное богине, называлось «Тритонис», а изобре­тенная Афиной свирель — тритоника (tritoniaca). Позднейшие варианты мифа расска­зывают о том, что Афина — дочь Зевса и Метиды («Мудрости» от греч. metis — «мысль, размышление»). Зевс проглотил свою беременную супругу, а затем Гефест расколол его голову топором и оттуда по­явилась Афина в полном боевом облачении и с воинственным кличем. Силой и мудростью Афина со­перничала с самим Зевсом. Согласно Геро­доту, Афина была дочерью Посейдона и ним­фы Тритониды. В споре с Посейдоном за господство над Аттикой победила Афи­на — она даровала ее жителям маслину (Посейдон — ударом трезубца о скалу — воду). Поэтому эллины объясняют название города Афины (Athenai), столицы Аттики, именем своей любимой богини. Отсюда также выражение «Афинс­кая мудрость» (греч. Athenaios sophia). Атрибуты Афины — змея и сова (символы мудрости). Гомер называет богиню Афину «совоокой». Существует предположение, что глаза совы ассоциировались с древнейшим знаком неба в виде двойных кругов (возможно, от со­звездия Близнецов, игравшего роль ночного ориентира путников). Афина также — по­кровительница змей. В Эрехфейоне, храме Афинского Акрополя, обитала огромная змея (Эрихтоний), страж Акрополя. Жите­ли Афин кормили змею специально вы­печенными булочками. Мудрость богини возводят к ее происхождению от древней­шей «Богини змей» крито-микенской эпохи. Сова и змея охраняли дворец Миноса на Крите. По преданию, самое раннее изобра­жение богини Афины упало с неба как зна­мение. Его называли «Палладос», или «Пал­ладиум» (греч. Pallados, лат. Palladium от греч. pallein — «биение сердца»), посколь­ку, согласно другому мифу, Афина похитила бьющееся сердце растерзанного титанами Диониса, чтобы передать Зевсу. «Палладос» греки использовали как талисман, залог победы над своими врагами, отсюда «Афи­на Паллада» («Воительница» — в этом слу­чае ее эпитет производят от pallo — «потрясательница копья»). Это значение свя­зано еще с одним рассказом о том, что Палладий упал с неба в Трою и стал залогом целости этого города. Но хитроумный Одиссей с Диомедом выкрали его, и тогда Троя пала под ударами греков. После этого Палладий перенесли в Афины (или в Ар­гос), позднее — в храм Весты в Риме, где го­рел священный огонь, — он стал называть­ся «Palladis ignes» («Огни Палладия»). Вли­яние этого слова было столь велико, что ткацкое искусство, которому покровитель­ствовала Афина, римляне тоже стали назы­вать «palladis ars». Однако предполагают, что Афина — не самая стар­шая из богинь. Вначале ее функции вы­полняли две богини-матери, Деметра и Афродита (или Персефона), а Афина име­новалась просто «защитницей крепости». Богиня Афина изображается в виде моло­дой, крепкой, статной женщины в хитоне и короткой, подпоясанной накидке — апоптигме. Среди ее непременных атрибутов — эгида — щит, обтянутый козьей шкурой со змееволосой головой Медузы, устрашающей богов и людей (отсюда эгида — защита, покровительство). Афину отождествляли с дочерьми Кекропа — Пандросой (Pandrosa — «Всевлажная») и Аглаврой (Aglaura — «Световоздушная»), или Агравлой (Agraula — «Полебороздная»). В ранний, архаический период Афина — страшная и воинственная богиня. Она участвует в борьбе с титанами и гигантами. На одного из гигантов она наваливает остров Сицилию, с другого сдирает кожу и прикрывается ею во время сражения. Афина помогает грекам в их войне с троянцами. В Платеях в середине V в. до н. э. находился храм Афи­ны Ареи (греч. Areia — «Воинственная») со знаменитыми настенными росписями Полигнота. Выдающийся скульптор Фидий около 455 г. до н. э. создал огромную статую Афины Промахос (греч. Promachos — «Пе­редовой боец») из позолоченной бронзы на средства от добычи, захваченной у персов в сражении при Марафоне в 490 г. до н. э. Вы­сотой в 9 м, статуя представляла богиню в полном воинском облачении, со щитом и копьем, и была установлена на Афинском Акрополе. Мореплаватели издалека в ясную погоду видели блеск ее шлема и ориенти­ровались на него как на маяк. Эту статую в VI в. н. э. увезли в Константинополь, она погибла в начале XIII века при пожаре. На Ак­рополе сохранились остатки базы. Вид ста­туи реконструируют по изображениям на монетах (есть и фантастические версии о ее высоте в 16 м). Павсаний сообщает также, что на Акрополе элейцев в г. Элиде стояла хрисоэлефантинная статуя Афины. На шле­ме богини был изображен петух, посколь­ку «петухи склонны к боям». С середины VI века до н. э. появлялись статуи сидящей бо­гини. Так Павсаний сообщает, что в Эрифрах, Ахайя, был храм Афины Полиады (греч. Poliados — «Городской», покровительницы города) с деревянной статуей Афины, сидя­щей на троне, с прялкой в каждой руке, а на голове у нее — полос («Небесная сфера»). Афина покровительствовала и другим горо­дам. Она научила людей не только ткаче­ству, но и искусству обуздывать коней и зап­рягать колесницы. В Коринфе была извест­на статуя Афины Халинитиды (греч. Chalinitidos — «Обуздывающая»), связан­ная с покровительством богини герою Беллерофонту, которому она отдала крылатого коня — Пегаса, укротив его, своими руками наложив на него узду. Статуя была акролитической — фигура выполнена из дерева, а лицо, руки и ступни ног — из белого мрамо­ра. Так же назывался и храм. Афина — не только воинственная, но и девственная богиня, это имело особое значение в Элевсинских мистериях, где две девы: Афина и Артемида, соединяясь духовно и телес­но, составляли «гармонию». Самое известное изображение Афины Парфенос (греч. Parphenos — «Дева») создал в 448—438 гг. до н. э. Фидий для главного храма Афинского Акрополя, который позднее тоже получил прозвание Парфенон (оттого что богине в нем прислу­живали молодые девушки). Статуя была хрисоэлефантинной — из золота и слоновой кости, около 12 м высотой. Она представляла Афину стоящей в хитоне до пят, эгида на ее груди с головой Медузы была сделана из слоновой кости. В пра­вой, согнутой в локте руке, опирающейся на колонну, — двухметровая фигура богини победы Ники, в другой (по одной из вер­сий) было копье. У ног — щит и извиваю­щийся змей — Эрихтоний. В центре огром­ного шлема — изображение сфинкса. На подножии статуи —рельефное изображение рождения Пандоры. На наружной стороне щита, в сцене амазономахии, Фидий изоб­разил самого себя в образе лысого старика, бросающего камень, и своего друга Перикла — воином, мечущим копье, что послу­жило поводом для обвинения скульптора в неуважении к богам. Сообщается также, что золото статуи (ок. 130 кг) составляло афинскую казну, его периодически снимали и взвешивали (каркас фигуры был деревянным). Это вы­дающееся произведение исчезло из храма после 429 г. н. э. Самой пол­ной среди уменьшенных повторений счи­тается «Афина Варвакейон» (Varvakeion), довольно грубая римская работа II в. н. э., хранящаяся в Афинах. Название происходит от современной школы в Афи­нах, близ которой в 1880 году обнаружена эта мраморная фигура (высотой ок. 1 м). Суще­ствует также повторение, найденное в Пергаме («Афина Ленорман», по фамилии на­шедшего ее французского археолога); изоб­ражение на гемме работы мастера Аспасия в Национальном музее в Риме. Другим прославленным произведением скульпто­ра Фидия была фигура «Афины Лемнии» (Lemnia). Она также находилась на Афинс­ком Акрополе около 450 г. до н. э. и названа по имени посвятителей, выходцев с о. Лемнос. Скульптура не сохранилась; вероятно, была сделана из мрамора, с эгидой, в правой руке богиня держала шлем, левой опиралась на копье. Глаза инкрустированы цветными камнями. Эту скульптуру реконструирова­ли по изображениям на геммах и фрагмен­там римских мраморных повторений. Не­мецкий археолог А. Фуртвенглер в 1893 году первым предложил соединить два фрагмен­та — торс из Дрездена и голову из музея в Бо­лонье, которые оказались частями одного из таких повторений. «Афина Лемния», вероятно, за свой не слишком воин­ственный образ получила и второе назва­ние — Каллиморфос (греч. Kallimorphos — «Прекрасных форм»). Образ миролюбивой богини запечатлен и в названии Афина Пэония (греч. Paeonia — «Целительница», игра слов: Paeonia — название области в северной Македонии, цветка пиона, один из эпитетов Аполлона). Афина Линдия связана с древнейшим культом этой богини в Линде на о. Родос. Особое покровительство Афинам отразилось в названии Афина Полиухос (греч. Poliuhos — «Градодержица»). Бо­гиня Афина помогала жителям Аттики строить корабли, учредила Ареопаг, выучи­ла гончаров, ткачих и вышивальщиц и в этих качествах почиталась как Афина Эргана (греч. Ergane — «Работница»). Афине при­писывается изобретение флейты и обуче­ние игре на ней Аполлона. Как олицетворение госу­дарственной мудрости Афина называлась Фратрией (греч. Phratria — «Братская»), Булайей (греч. Boulaia — «Советная»), Сотейрой (греч. Soteira — «Спасительни­ца»), Пронойей (греч. Pronoia — «Провидя­щая»). В столице Греции ей посвящали земледельческие праздники: плинтерии (начала жатвы), аррефории (дарования ро­сы для посевов), каллинтерии (созревания плодов). Главным событием в жизни афи­нян был праздник Великих Панафиней, имевший государственное значение. Во время праздника происходило торжествен­ное шествие на Акрополь с пеплосом богини (шествие изображено на фризе Парфено­на), приносили жертвы, устраивали состя­зания в пении, игре на кифаре и флейте. Победителей атлетических соревнований в честь богини Афины награждали больши­ми панафинейскими амфорами с олив­ковым маслом. Иконография Афины неисчерпаема. На афинских моне­тах — тетрадрахмах — с одной стороны изображена голова богини в шлеме, с другой — ее символ — сова с масличной ветвью. Многочисленные реплики Афины Парфенос, держащей в руках фигурку Ники, получили название Nikephoros. Фи­гуру Афины можно видеть на метопах хра­ма Зевса в Олимпии, в росписи краснофигур-ных и чернофигурных керамических ваз. На рельефах Пергамского алтаря Зевса, памят­ника эллинистической эпохи, изображены сцены гигантомахии — вместе с другими олимпийцами с гигантами сражается богиня Афина. В Риме Афину отождествили с Минервой. В традиционной композиции ев­ропейского Классицизма — «Парнас» — Минерва представлена рядом с Аполло­ном, крылатым конем Пегасом, символом поэтического вдохновения, и музами как покровительница искусств. В дальней­шем функции богов постепенно разделя­лись: Аполлон стал олицетворять художе­ства, Минерва — науки. 
  МИНЕРВА (Minerva) —в древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной городской жизни. Происходит, возможно, от этрусской бо­гини Менрва. У римлян входила в триаду главных капитолийских божеств вместе с Юпитером и Юноной. Богине Минерве был посвящен храм на Капитолийском холме в Риме. Другой храм на Авентине стал центром празднеств ремесленных коллегий. В 207 году до н. э. при храме Ми­нервы на Авентине возникла коллегия писателей и актеров, покровительницей которых была богиня. Впоследствии ее почитали также музыканты, врачи и учи­теля. Отсюда выражение: «человек всех Минерв» (лат. Omnis Minervae homo), т. е. мастер на все руки, а также иро­ничное: «тучная Минерва» (лат. Crassa Minerva), т. е. просто, грубовато. После отождествления римской Минервы с греческой Афиной Минерва Авентийская почиталась как воплощение мудрости, охранительница городов и воительница. Иконография Минервы отличается от известных изо­бражений Афины. Так, в эпоху Ита­льянского Возрождения сложились два образа мифологического персонажа Минервы: Минерва Армата (итал. armata — «вооруженная») и Минерва Пацифика (лат. pacifica — «умиротво­ренная, мирная»). В аллегориях искус­ства Классицизма, Маньеризма и Барокко фигура Мудрости либо олицетворение Науки представлена в образе рим­ской Минервы. У ее ног изображается книга, сова либо змея — древний символ мудрости, зна­чение которого усиливается благодаря контаминации с логиями Иисуса: «Итак будьте мудры, как змии» (Мф. 10:16). В эпоху Рококо первой половины XVIII века и Неоклассицизма второй половины XVIII века светских красавиц, знатных дам принято было изображать в образе Венеры, Гебы, Дианы и Минервы как по­кровительниц искусств.

 


 
Жак-Луи Да­вид "Бой Мар­са и Ми­нер­вы", 1771, Лувр, Па­риж
 


 
Хен­дрик Гол­ци­ус "Ми­нер­ва", 1611, Му­зей Фран­са Хал­са, Хар­лем, Гол­лан­дия
 

     
 
фар­фо­ро­вая ста­ту­эт­ка "Ми­нер­ва", Хех­ст­ская фар­фо­ро­вая ма­ну­фак­ту­ра, 1755, из кол­лек­ции Му­зея Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон
 
фар­фо­ро­вая ста­ту­эт­ка "Ми­нер­ва", фа­фо­ро­вая ма­ну­фак­ту­ра в Боу, 1744-76, из кол­лек­ции Му­зея Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон
 

 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67