АФИНА (Athena — возм. от шумер. Anatha — «Царица неба») — в древнегреческой мифологии — богиня мудрости, справедливой войны (в отличие от Ареса), покровительница ремесел, понимаемых греками как искусство (techne). Одна из самых популярных богинь. Ее имя не объясняется ни одним из индоевропейских языков, но имеются предположения о связи Афины с шумерской Анатой, богиней неба племен северо-западной Африки —
Атаной (Athana) или пиренейской
Атегиной (Athegina). С греческой Афиной отождествлялась египетская богиня
Нейт. Согласно мифу, Афина родилась на крайнем Западе, в Ливии (так в античности называли всю Африку), у озера (или реки) Тритон. Отсюда ее прозвание
Тритонида или
Тритогенейя (греч. Tritogeneia — «Рожденная Тритоном»). Масличное дерево, посвященное богине, называлось «Тритонис», а изобретенная Афиной свирель — тритоника (tritoniaca). Позднейшие варианты мифа рассказывают о том, что Афина — дочь
Зевса и
Метиды («Мудрости» от греч. metis — «мысль, размышление»). Зевс проглотил свою беременную супругу, а затем
Гефест расколол его голову топором и оттуда появилась Афина в полном боевом облачении и с воинственным кличем. Силой и мудростью Афина соперничала с самим Зевсом. Согласно
Геродоту, Афина была дочерью
Посейдона и нимфы
Тритониды. В споре с Посейдоном за господство над Аттикой победила Афина — она даровала ее жителям маслину (Посейдон — ударом трезубца о скалу — воду). Поэтому эллины объясняют название города Афины (Athenai), столицы Аттики, именем своей любимой богини. Отсюда также выражение «Афинская мудрость» (греч. Athenaios sophia). Атрибуты Афины — змея и сова (символы мудрости).
Гомер называет богиню Афину «совоокой». Существует предположение, что глаза совы ассоциировались с древнейшим знаком неба в виде двойных кругов (возможно, от созвездия Близнецов, игравшего роль ночного ориентира путников). Афина также — покровительница змей. В Эрехфейоне, храме Афинского Акрополя, обитала огромная змея (Эрихтоний), страж Акрополя. Жители Афин кормили змею специально выпеченными булочками. Мудрость богини возводят к ее происхождению от древнейшей «Богини змей» крито-микенской эпохи. Сова и змея охраняли дворец Миноса на Крите. По преданию, самое раннее изображение богини Афины упало с неба как знамение. Его называли «
Палладос», или «Палладиум» (греч. Pallados, лат. Palladium от греч. pallein — «биение сердца»), поскольку, согласно другому мифу, Афина похитила бьющееся сердце растерзанного титанами
Диониса, чтобы передать Зевсу. «Палладос» греки использовали как талисман, залог победы над своими врагами, отсюда «Афина Паллада» («Воительница» — в этом случае ее эпитет производят от pallo — «потрясательница копья»). Это значение связано еще с одним рассказом о том, что Палладий упал с неба в Трою и стал залогом целости этого города. Но хитроумный
Одиссей с Диомедом выкрали его, и тогда Троя пала под ударами греков. После этого Палладий перенесли в Афины (или в Аргос), позднее — в храм Весты в Риме, где горел священный огонь, — он стал называться «Palladis ignes» («Огни Палладия»). Влияние этого слова было столь велико, что ткацкое искусство, которому покровительствовала Афина, римляне тоже стали называть «palladis ars». Однако предполагают, что Афина — не самая старшая из богинь. Вначале ее функции выполняли две богини-матери,
Деметра и
Афродита (или Персефона), а Афина именовалась просто «защитницей крепости». Богиня Афина изображается в виде молодой, крепкой, статной женщины в хитоне и короткой, подпоясанной накидке — апоптигме. Среди ее непременных атрибутов — эгида — щит, обтянутый козьей шкурой со змееволосой головой Медузы, устрашающей богов и людей (отсюда эгида — защита, покровительство). Афину отождествляли с дочерьми Кекропа —
Пандросой (Pandrosa — «Всевлажная») и
Аглаврой (Aglaura — «Световоздушная»), или Агравлой (Agraula — «Полебороздная»). В ранний, архаический период Афина — страшная и воинственная богиня. Она участвует в борьбе с титанами и гигантами. На одного из гигантов она наваливает остров Сицилию, с другого сдирает кожу и прикрывается ею во время сражения. Афина помогает грекам в их войне с троянцами. В Платеях в середине V в. до н. э. находился храм Афины Ареи (греч. Areia — «Воинственная») со знаменитыми настенными росписями Полигнота. Выдающийся скульптор
Фидий около 455 г. до н. э. создал огромную статую Афины Промахос (греч. Promachos — «Передовой боец») из позолоченной бронзы на средства от добычи, захваченной у персов в сражении при Марафоне в 490 г. до н. э. Высотой в 9 м, статуя представляла богиню в полном воинском облачении, со щитом и копьем, и была установлена на Афинском Акрополе. Мореплаватели издалека в ясную погоду видели блеск ее шлема и ориентировались на него как на маяк. Эту статую в VI в. н. э. увезли в Константинополь, она погибла в начале XIII века при пожаре. На Акрополе сохранились остатки базы. Вид статуи реконструируют по изображениям на монетах (есть и фантастические версии о ее высоте в 16 м). Павсаний сообщает также, что на Акрополе элейцев в г. Элиде стояла хрисоэлефантинная статуя Афины. На шлеме богини был изображен петух, поскольку «петухи склонны к боям». С середины VI века до н. э. появлялись статуи сидящей богини. Так
Павсаний сообщает, что в Эрифрах, Ахайя, был храм
Афины Полиады (греч. Poliados — «Городской», покровительницы города) с деревянной статуей Афины, сидящей на троне, с прялкой в каждой руке, а на голове у нее — полос («Небесная сфера»). Афина покровительствовала и другим городам. Она научила людей не только ткачеству, но и искусству обуздывать коней и запрягать колесницы. В Коринфе была известна статуя
Афины Халинитиды (греч. Chalinitidos — «Обуздывающая»), связанная с покровительством богини герою Беллерофонту, которому она отдала крылатого коня —
Пегаса, укротив его, своими руками наложив на него узду. Статуя была акролитической — фигура выполнена из дерева, а лицо, руки и ступни ног — из белого мрамора. Так же назывался и храм. Афина — не только воинственная, но и девственная богиня, это имело особое значение в Элевсинских мистериях, где две девы: Афина и Артемида, соединяясь духовно и телесно, составляли «гармонию». Самое известное изображение Афины Парфенос (греч. Parphenos — «Дева») создал в 448—438 гг. до н. э. Фидий для главного храма Афинского Акрополя, который позднее тоже получил прозвание
Парфенон (оттого что богине в нем прислуживали молодые девушки). Статуя была хрисоэлефантинной — из золота и слоновой кости, около 12 м высотой. Она представляла Афину стоящей в хитоне до пят, эгида на ее груди с головой Медузы была сделана из слоновой кости. В правой, согнутой в локте руке, опирающейся на колонну, — двухметровая фигура богини победы Ники, в другой (по одной из версий) было копье. У ног — щит и извивающийся змей — Эрихтоний. В центре огромного шлема — изображение сфинкса. На подножии статуи —рельефное изображение рождения Пандоры. На наружной стороне щита, в сцене амазономахии, Фидий изобразил самого себя в образе лысого старика, бросающего камень, и своего друга
Перикла — воином, мечущим копье, что послужило поводом для обвинения скульптора в неуважении к богам. Сообщается также, что золото статуи (ок. 130 кг) составляло афинскую казну, его периодически снимали и взвешивали (каркас фигуры был деревянным). Это выдающееся произведение исчезло из храма после 429 г. н. э. Самой полной среди уменьшенных повторений считается «Афина Варвакейон» (Varvakeion), довольно грубая римская работа II в. н. э., хранящаяся в Афинах. Название происходит от современной школы в Афинах, близ которой в 1880 году обнаружена эта мраморная фигура (высотой ок. 1 м). Существует также повторение, найденное в Пергаме («Афина Ленорман», по фамилии нашедшего ее французского археолога); изображение на гемме работы мастера Аспасия в Национальном музее в
Риме. Другим прославленным произведением скульптора Фидия была фигура «Афины Лемнии» (Lemnia). Она также находилась на Афинском Акрополе около 450 г. до н. э. и названа по имени посвятителей, выходцев с о. Лемнос. Скульптура не сохранилась; вероятно, была сделана из мрамора, с эгидой, в правой руке богиня держала шлем, левой опиралась на копье. Глаза инкрустированы цветными камнями. Эту скульптуру реконструировали по изображениям на геммах и фрагментам римских мраморных повторений. Немецкий археолог А. Фуртвенглер в 1893 году первым предложил соединить два фрагмента — торс из Дрездена и голову из музея в Болонье, которые оказались частями одного из таких повторений. «Афина Лемния», вероятно, за свой не слишком воинственный образ получила и второе название —
Каллиморфос (греч. Kallimorphos — «Прекрасных форм»). Образ миролюбивой богини запечатлен и в названии
Афина Пэония (греч. Paeonia — «Целительница», игра слов:
Paeonia — название области в северной Македонии, цветка
пиона, один из эпитетов Аполлона). Афина Линдия связана с древнейшим культом этой богини в Линде на о. Родос. Особое покровительство Афинам отразилось в названии
Афина Полиухос (греч. Poliuhos — «Градодержица»). Богиня Афина помогала жителям Аттики строить корабли, учредила Ареопаг, выучила гончаров, ткачих и вышивальщиц и в этих качествах почиталась как
Афина Эргана (греч. Ergane — «Работница»). Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона. Как олицетворение государственной мудрости Афина называлась Фратрией (греч. Phratria — «Братская»), Булайей (греч. Boulaia — «Советная»), Сотейрой (греч. Soteira — «Спасительница»), Пронойей (греч. Pronoia — «Провидящая»). В столице Греции ей посвящали земледельческие праздники: плинтерии (начала жатвы), аррефории (дарования росы для посевов), каллинтерии (созревания плодов). Главным событием в жизни афинян был праздник Великих Панафиней, имевший государственное значение. Во время праздника происходило торжественное шествие на Акрополь с пеплосом богини (шествие изображено на фризе Парфенона), приносили жертвы, устраивали состязания в пении, игре на кифаре и флейте. Победителей атлетических соревнований в честь богини Афины награждали большими панафинейскими амфорами с оливковым маслом. Иконография Афины неисчерпаема. На афинских монетах — тетрадрахмах — с одной стороны изображена голова богини в шлеме, с другой — ее символ — сова с масличной ветвью. Многочисленные реплики Афины Парфенос, держащей в руках фигурку Ники, получили название Nikephoros. Фигуру Афины можно видеть на метопах храма Зевса в Олимпии, в росписи краснофигур-ных и чернофигурных керамических ваз. На рельефах Пергамского алтаря Зевса, памятника эллинистической эпохи, изображены сцены гигантомахии — вместе с другими олимпийцами с гигантами сражается богиня Афина. В Риме Афину отождествили с
Минервой. В традиционной композиции европейского Классицизма — «Парнас» — Минерва представлена рядом с
Аполлоном, крылатым конем Пегасом, символом поэтического вдохновения, и музами как покровительница искусств. В дальнейшем функции богов постепенно разделялись: Аполлон стал олицетворять художества, Минерва — науки.
МИНЕРВА (Minerva) —в древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной городской жизни. Происходит, возможно, от этрусской богини Менрва. У римлян входила в триаду главных капитолийских божеств вместе с
Юпитером и
Юноной. Богине Минерве был посвящен храм на Капитолийском холме в Риме. Другой храм на Авентине стал центром празднеств ремесленных коллегий. В 207 году до н. э. при храме Минервы на Авентине возникла коллегия писателей и актеров, покровительницей которых была богиня. Впоследствии ее почитали также музыканты, врачи и учителя. Отсюда выражение: «человек всех Минерв» (лат. Omnis Minervae homo), т. е. мастер на все руки, а также ироничное: «тучная Минерва» (лат. Crassa Minerva), т. е. просто, грубовато. После отождествления римской Минервы с греческой Афиной Минерва Авентийская почиталась как воплощение мудрости, охранительница городов и воительница. Иконография Минервы отличается от известных изображений Афины. Так, в эпоху Итальянского Возрождения сложились два образа
мифологического персонажа Минервы: Минерва Армата (итал. armata — «вооруженная») и Минерва Пацифика (лат. pacifica — «умиротворенная, мирная»). В аллегориях искусства Классицизма, Маньеризма и Барокко фигура Мудрости либо олицетворение Науки представлена в образе римской Минервы. У ее ног изображается книга, сова либо змея — древний символ мудрости, значение которого усиливается благодаря контаминации с логиями Иисуса: «Итак будьте мудры, как змии» (Мф. 10:16). В эпоху Рококо первой половины XVIII века и Неоклассицизма второй половины XVIII века светских красавиц, знатных дам принято было изображать в образе Венеры, Гебы, Дианы и Минервы как покровительниц искусств.
|
Жак-Луи Давид "Бой Марса и Минервы", 1771, Лувр, Париж
|
|