Тициан

Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, ок. 1476/77 или 1489/90—1576) — итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс), глава венецианской школы, работы Тициана отличаются богатой цветовой гаммой, изобретательной композицией. Помимо композиций на темы Священно­го Писания и античной мифологии, художник писал портреты, и его считают лучшим портретистом XVI века. Тициано Вечеллио родился в Пьеве ди Кадоре, маленькой де­ревне в Доломитовых Альпах, в семье Грегорно Вечелли. Год рож­дения Тициана точно не известен. В самом начале нового века маль­чик переезжает в Венецию и поступает в мастерскую мозаичиста Цуккато, а затем учится у Джентиле и Джованни Беллини, самого популярного живописца Венеции того времени. Первые работы Тициана выдают влияние Беллини, а также Дюрера, с гравюрами которого его познакомил учитель. В 1507 го­ду Тициан переходит в мастерскую Джорджоне, где остается до смер­ти последнего в 1510 году. В 1508 году, по свидетельству Дольче, Тициан и Джорджоне расписывают фасад Фондако деи Тедески в Венеции. В 1511 году Тициан делает росписи в Скуола ди Санто в Падуе. Здесь он предстает как настоящий монументалист. Его фрески об­ретают особую весомость, собранность, значительность. В других ранних работах Тициана, таких как «Цыганская мадонна» (около 1511—1512), «Св. Собеседование» (около 1512—1514), «Три возраста» (около 1513—1514), еще проступают мотивы, унаследован­ные у Джорджоне. Но уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» (около 1514—1515) ярко раскрывается своеобразие Тициана. В 1513 году Тициан начинает писать большую ком­позицию «Битва» для Дворца дожей. По свидетельствам докумен­тов, в это время Тициан уже имеет собственную мастерскую и двух помощников. В 1516 году от приора монастыря Санта Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Воз­несение Марии», 1516—1518). Расписывать этот огромный семимет­ровый алтарь Тициан закончит через два года. То было первое произ­ведение   венецианской   живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. На полотне изображено вознесение мадонны. После смерти Джованни Белли­ни в 1517 году Тициан получает «Сенсерия» Фондако деи Тедески — привилегию писать портрет правя­щего дожа и годовое содержание в 100 дукатов. Работы Тициана 1515—1520 го­дов («Мадонна с вишнями», «Маонна с четырьмя святыми», «Динарий кесаря») отличает энергия све­тотеневой лепки и цветового звучания. По заказу феррарского герцога Альфонсо д'Эсте, своего влия­тельного покровителя, Тициан пишет серию мифологических ком­позиций: «Приношение Венере» (1518), «Вакханалия» (1518—1519), «Вакх Иариадна» (1523)— большие по формату многофигурные композиции, отличающиеся напряженной динамикой. В них чувству­ется влияние сочинений Катулла и Филострата. Примерно с 1519 года по 1522 год художник работает над поли­птихом для церкви Санти Надзаро э Чельсо в Брешии. В 1526 году Тициан завершает «Мадонну Пезаро» для бокового алтаря церкви Санта Мария Глариоза деи Фрари в Венеции. Отка­завшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравно­вешенную композицию, полную яркой жизненности. Острыми пор­третными характеристиками наделены предстоящие перед Марией заказчики — семейство Пезаро. В феврале 1523 года художник едет в Феррару. Он получает пер­вые заказы от Федериго Гонзага, маркиза Мантуи. По заказу дожа Андреа Гритти пишет его портрет и фреску «Св. Христофор» во Дворце дожей. В 1525 году Тициан женится на Чечилии, от которой у него уже родились сыновья Помпонио и Орацио. Еще через три года мастер в очередной раз работает в Ферраре и занимает первое место в кон­курсе на написание для церкви Санти Джованни э Паоло картины «Убиение Петра-мученика». С 1530 года Тициан начал работать для императора Карла V, ко­торый испытывал к художнику глубокое уважение. Как пишет Вазари: «Искусство Тициана настолько пришлось по душе этому непобедимейшему императору, что он после первого же портрета не пожелал больше быть изображенным каким-либо другим худож­ником; и каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Он был произведен в рыцари его величеством с пенсией в двести золотых, выплачиваемых ему неаполитанским казначейством. Когда же он подобным образом написал портрет Фи­липпа, короля испанского, сына Карла, то и от него получил он двести золотых пожизненной пенсии. Таким образом, если считать те триста или четыреста золотых, которые он получил от венеци­анского правительства с Немецкого подворья, — он имеет, не ут­руждая себя, семьсот золотых твердого дохода ежегодно. Портреты Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. Он написал также портрет Фердинанда, короля римского, впоследствии императора, и его обоих сыновей, Максимилиана, ныне императора, и его брата. Написал он и королеву Марию, а равно и императора Карла, гер­цога Саксонского, когда тот был в заточении. Однако что за поте­ря времени все это перечислять. Не было такого именитого чело­века, властителя или знатной дамы, которые не были бы изобра­жены Тицианом, живописцем по этой части действительно отлич­нейшим». В 1540-е годы Тициан создает новый портретный жанр, назван­ный его другом Аретино «историей» — в больших полотнах, изоб­ражающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью харак­теров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо д'Авалос к солдатам», 1540—1541; «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фар-незе», 1546; «Семья Вендрамин», до 1547; «Карл V», 1548; «Карл V под Мюльбергом», 1548)». Вообще тридцатые—сороковые годы, наверное, самый успешный период творческой деятельности Тициана. Тициан создает в это время несколько шедевров, среди которых композиция «Введение во храм» (1534—1538) и самое прославленное произведение Тициана - «Венера Урбинская (1538). В сороковые годы Тициан много путешествует. Так в 1543 году художник едет в Болонью по случаю встречи императора Карла V и папы Павла III. Он пишет портрет Павла III по его заказу. Через два года Тициан посещает Рим, где его принимают кардинал Алессандро Фарнезее. В сопровождении художника Себастьяно дель Пьомбо он осматривает художественные памятники Рима. Микеланджело вместе с Вазари посещают Тициана в его мастерской. Полу­чив 19 марта 1646 года диплом почетного гражданина Рима, худож­ник возвращается в Венецию. Тициан получил много подарков от своих заказчиков и, как сообщает Вазари, «церковную бенефицию с хорошим доходом для сына своего Помпонио». В пятидесятые годы Тициан продолжает обращаться к мифологи­ческой тематике и воспеванию женской красоты («Даная», 1553—1554; «Венера и Адонис», 1554; «Венера перед зеркалом», около 1560). К этим образам близка знаменитая кающаяся «Мария Магдалина» (1560). В то же время характер творчества художника меняется, в его ре­лигиозных композициях начинает доминировать драматическое на­чало («Мученичество св. Лаврентия», 1555; «Положение во гроб», 1559). Существенный перелом происходит на рубеже 1550—60-х го­дов. Полным динамики, смятения, силь­ных порывов страстей предстает мир в серии мифологических ком­позиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559), «Похищение Европы» (1562), «Охота Дианы», (около 1565). В этих полотнах уже есть элемент так называемой «поздней манеры», харак­терной для последних работ Тициана («Св. Себастьян», 1565—1570; «Пастух и нимфа», около 1570; «Наказание Марсия», 1570-е годы; «Оплакивание Христа», 1576). Эти полотна отличает сложная жи­вописная структура, размытость границы между формами и фоном. В последний период своего творчества Тициан вновь обратился к религиозной тематике. Такие шедевры, как «Коронование терно­вым венцом» (1570—1576) и «Пьета» (1570—1576), достигают вер­шин драматической экспрессии. Замечательны два автопортрета (около 1562 и 1567), где худож­ник изобразил себя старцем, исполненным высочайшего достоин­ства и мудрости, приходящей с годами. Тициан вовсе не был аскетом. Его переписка с Аретино показы­вает веселого человека, который охотно ест и пьет, который любит музыку, роскошь и общество женщин легкого поведения. Гениальность сочеталась у Тициана с холодной расчетливостью. Благодаря такому редкому сочетанию он быстро разбогател — он вла­дел многими поместьями, виллами, домами. Финансовые операции художник вел с немецким банкирским домом Фуггеров. Великолепный дом Тициана всегда был открыт для друзей. Тициан умер 27 августа 1576 года. На следующий день его тор­жественно похоронили в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67