Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, ок. 1476/77 или 1489/90—1576) — итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс), глава венецианской школы, работы Тициана отличаются богатой цветовой гаммой, изобретательной композицией. Помимо композиций на темы Священного Писания и античной мифологии, художник писал портреты, и его считают лучшим портретистом XVI века. Тициано Вечеллио родился в Пьеве ди Кадоре, маленькой деревне в Доломитовых Альпах, в семье Грегорно Вечелли. Год рождения Тициана точно не известен. В самом начале нового века мальчик переезжает в Венецию и поступает в мастерскую мозаичиста Цуккато, а затем учится у Джентиле и Джованни Беллини, самого популярного живописца Венеции того времени. Первые работы Тициана выдают влияние Беллини, а также Дюрера, с гравюрами которого его познакомил учитель. В 1507 году Тициан переходит в мастерскую Джорджоне, где остается до смерти последнего в 1510 году. В 1508 году, по свидетельству Дольче, Тициан и Джорджоне расписывают фасад Фондако деи Тедески в Венеции. В 1511 году Тициан делает росписи в Скуола ди Санто в Падуе. Здесь он предстает как настоящий монументалист. Его фрески обретают особую весомость, собранность, значительность. В других ранних работах Тициана, таких как «Цыганская мадонна» (около 1511—1512), «Св. Собеседование» (около 1512—1514), «Три возраста» (около 1513—1514), еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне. Но уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» (около 1514—1515) ярко раскрывается своеобразие Тициана. В 1513 году Тициан начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. По свидетельствам документов, в это время Тициан уже имеет собственную мастерскую и двух помощников. В 1516 году от приора монастыря Санта Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516—1518). Расписывать этот огромный семиметровый алтарь Тициан закончит через два года. То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. На полотне изображено вознесение мадонны. После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициан получает «Сенсерия» Фондако деи Тедески — привилегию писать портрет правящего дожа и годовое содержание в 100 дукатов. Работы Тициана 1515—1520 годов («Мадонна с вишнями», «Маонна с четырьмя святыми», «Динарий кесаря») отличает энергия светотеневой лепки и цветового звучания. По заказу феррарского герцога Альфонсо д'Эсте, своего влиятельного покровителя, Тициан пишет серию мифологических композиций: «Приношение Венере» (1518), «Вакханалия» (1518—1519), «Вакх Иариадна» (1523)— большие по формату многофигурные композиции, отличающиеся напряженной динамикой. В них чувствуется влияние сочинений Катулла и Филострата. Примерно с 1519 года по 1522 год художник работает над полиптихом для церкви Санти Надзаро э Чельсо в Брешии. В 1526 году Тициан завершает «Мадонну Пезаро» для бокового алтаря церкви Санта Мария Глариоза деи Фрари в Венеции. Отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности. Острыми портретными характеристиками наделены предстоящие перед Марией заказчики — семейство Пезаро. В феврале 1523 года художник едет в Феррару. Он получает первые заказы от Федериго Гонзага, маркиза Мантуи. По заказу дожа Андреа Гритти пишет его портрет и фреску «Св. Христофор» во Дворце дожей. В 1525 году Тициан женится на Чечилии, от которой у него уже родились сыновья Помпонио и Орацио. Еще через три года мастер в очередной раз работает в Ферраре и занимает первое место в конкурсе на написание для церкви Санти Джованни э Паоло картины «Убиение Петра-мученика». С 1530 года Тициан начал работать для императора Карла V, который испытывал к художнику глубокое уважение. Как пишет Вазари: «Искусство Тициана настолько пришлось по душе этому непобедимейшему императору, что он после первого же портрета не пожелал больше быть изображенным каким-либо другим художником; и каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Он был произведен в рыцари его величеством с пенсией в двести золотых, выплачиваемых ему неаполитанским казначейством. Когда же он подобным образом написал портрет Филиппа, короля испанского, сына Карла, то и от него получил он двести золотых пожизненной пенсии. Таким образом, если считать те триста или четыреста золотых, которые он получил от венецианского правительства с Немецкого подворья, — он имеет, не утруждая себя, семьсот золотых твердого дохода ежегодно. Портреты Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. Он написал также портрет Фердинанда, короля римского, впоследствии императора, и его обоих сыновей, Максимилиана, ныне императора, и его брата. Написал он и королеву Марию, а равно и императора Карла, герцога Саксонского, когда тот был в заточении. Однако что за потеря времени все это перечислять. Не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы, которые не были бы изображены Тицианом, живописцем по этой части действительно отличнейшим». В 1540-е годы Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» — в больших полотнах, изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо д'Авалос к солдатам», 1540—1541; «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фар-незе», 1546; «Семья Вендрамин», до 1547; «Карл V», 1548; «Карл V под Мюльбергом», 1548)». Вообще тридцатые—сороковые годы, наверное, самый успешный период творческой деятельности Тициана. Тициан создает в это время несколько шедевров, среди которых композиция «Введение во храм» (1534—1538) и самое прославленное произведение Тициана - «Венера Урбинская (1538). В сороковые годы Тициан много путешествует. Так в 1543 году художник едет в Болонью по случаю встречи императора Карла V и папы Павла III. Он пишет портрет Павла III по его заказу. Через два года Тициан посещает Рим, где его принимают кардинал Алессандро Фарнезее. В сопровождении художника Себастьяно дель Пьомбо он осматривает художественные памятники Рима. Микеланджело вместе с Вазари посещают Тициана в его мастерской. Получив 19 марта 1646 года диплом почетного гражданина Рима, художник возвращается в Венецию. Тициан получил много подарков от своих заказчиков и, как сообщает Вазари, «церковную бенефицию с хорошим доходом для сына своего Помпонио». В пятидесятые годы Тициан продолжает обращаться к мифологической тематике и воспеванию женской красоты («Даная», 1553—1554; «Венера и Адонис», 1554; «Венера перед зеркалом», около 1560). К этим образам близка знаменитая кающаяся «Мария Магдалина» (1560). В то же время характер творчества художника меняется, в его религиозных композициях начинает доминировать драматическое начало («Мученичество св. Лаврентия», 1555; «Положение во гроб», 1559). Существенный перелом происходит на рубеже 1550—60-х годов. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559), «Похищение Европы» (1562), «Охота Дианы», (около 1565). В этих полотнах уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св. Себастьян», 1565—1570; «Пастух и нимфа», около 1570; «Наказание Марсия», 1570-е годы; «Оплакивание Христа», 1576). Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном. В последний период своего творчества Тициан вновь обратился к религиозной тематике. Такие шедевры, как «Коронование терновым венцом» (1570—1576) и «Пьета» (1570—1576), достигают вершин драматической экспрессии. Замечательны два автопортрета (около 1562 и 1567), где художник изобразил себя старцем, исполненным высочайшего достоинства и мудрости, приходящей с годами. Тициан вовсе не был аскетом. Его переписка с Аретино показывает веселого человека, который охотно ест и пьет, который любит музыку, роскошь и общество женщин легкого поведения. Гениальность сочеталась у Тициана с холодной расчетливостью. Благодаря такому редкому сочетанию он быстро разбогател — он владел многими поместьями, виллами, домами. Финансовые операции художник вел с немецким банкирским домом Фуггеров. Великолепный дом Тициана всегда был открыт для друзей. Тициан умер 27 августа 1576 года. На следующий день его торжественно похоронили в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
|