Марс (Mars), Арес (Ares)

МАРС (Mars) — древнеиталийский бог войны. Соответствует древнегреческо­му Аресу, вероломному и вредоносному божеству (справедливую войну у греков олицетворяла Афина). Вначале, вероятно, Марс, или Мартис (Martis), был хтоническим (подземным) божеством плодо­родия и растительности, дикой природы. Считался сыном Юпитера и Юноны. Его имя родственно древнеиндийскому Мару (Маги — бог жизни и смерти) и шумерскому Марту (Martii) — богу-гро­мовержцу. Эпитет бога войны Марса — Ультор (лат. Ultor — «мститель, каратель»). Сестра (в иных вариантах мифа — мать) Мар­са — богиня смерти Беллона. Первый ме­сяц календаря, когда совершался обряд изгнания зимы, в Древнем Риме посвяща­ли Марсу, отсюда слово «март». Вместе с Юпитером и Квирином бог Марс входил в главную капитолийскую триаду богов. Поэтому его также именовали Marspiter (лат., «Отец Марс»). Атрибуты Марса — щит и копье, его спутники — волк, конь, дятел. Марс был отцом близнецов Ромула и Рема, один из которых основал Рим, поэтому Марса также почитали покро­вителем города. Однако храм Марса как бога войны римляне соорудили вне стен города, на Марсовом поле. В жертву Марсу приноси­ли коня и быка. После отождествления в III веке до н. э. греческих и римских богов, в частности Марса и Ареса, женой Марса стали считать Венеру (у греков Афродита). Отсюда распространенный сюжет изобразительного искусства «Венера и Марс». На этот сюжет известна картина С. Боттичелли. В двух вариантах картины Веронезе «Марс, Венера и Амур» показаны атрибуты бога войны — конь и оружие, которыми по приказанию Венеры завла­дели Амуры, что означает победу любви над войной. Кроме того, Марс предстает одновременно в роли воина и любовника, что импонировало зрителю эпохи Возрождения. В Древнем Риме культ Марса связывали с почитанием Януса, бога времени, «входов и выходов», поскольку двойная арка на римском Фо­руме имела ворота, которые отпирались во время войны и запирались во время мира. Янус, таким образом, олицетворял ворота мира, а Марс — ворота войны. Эту аллегорию использовали в классическом искусстве XVI—XVIII вв. Еще в древности именем бога войны была названа четвер­тая от Солнца планета красного цвета, ассоциирующаяся с ржавым железом, кровью и войной (у древних вавилонян эта планета посвящалась богу войны Нергалу). В астрологии планета Марс считается неблагоприятной; в зодиакаль­ном знаке Овна она имеет «дневной дом», а в знаке Скорпиона (или Рака) — ночной. В астрологической символике Венера и Марс рассматриваются как воплощение противоположностей: женственного, доброго и мужского, агрессивного начал. На средневековых гравюрах изображается «астрологический Марс» в виде мужской фигуры устрашающего вида, закованный в латы, в полном вооружении, с алебар­дой или обнаженной саблей. Рядом иногда изображают знаки зодиа­ка, а на небе с одной стороны — планета Марс, с другой — знак Венеры. Планете Марс посвящают драгоценные камни: рубин, алмаз, гранат, карнеол; месяцу марту — яшму и аметист. АРЕС, АРЕЙ, АРЕОН (греч. Ares - «вои­тель» родств. иго — «жечь, сверкать») — в древнегреческой мифологии — ве­роломный и вредоносный бог войны, сын Зевса и Геры. За коварство и подлость Ареса презирали остальные Олимпийские боги. Войну честную и справедливую олицетво­ряла Афина. Вначале Арес просто отожде­ствлялся с войной и смертоносным оружи­ем, его происхождение объяснялось мис­тически (скифы и сарматы поклонялись аналогичному божеству, символом которого являлся вертикально водруженный желез­ный меч, позднее отождествленный с Аресом). Спутницами Ареса были богиня раз­дора Эрида и кровожадная Энио. Атрибуты бога — копье, горящий факел войны, соба­ка, коршун. Кони Ареса носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас. «Арес с боль­шим трудом уживается с пластическими и художественными образами» олимпийс­кой мифологии. «У Гомера Арес — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами роман­тической влюбленности. Он вопит, как де­вять или десять тысяч воинов». Древней­шие храмы Ареса — Арейоны (Areion) — в Элладе украшали черепами чужеземцев. Кикн, сын Ареса, отрубал головы всем про­ходящим через его страну, но его самого сразил Геракл. Эпитеты мифологического персонажа Ареса: «Губитель людей», «Разрушитель городов». Но Арес влюбляет­ся в красивую и нежную богиню Афродиту, у них рождаются дети: Эрот и Антэрот, Деймос (Ужас), Фобос (Страх) и Гармония. В Греции культ Ареса не получил большого распространения, в отличие от римского Марса, с которым его впоследствии отождествили. В Троянской войне Арес выступил на стороне троянцев, грекам помогала Афина. Боги сошлись один на один, и Арес пал от метко брошенного Афиной копья. Эта сцена у Гомера («Илиа­да», XXI, 403—407) обретает символический смысл для всей эллинской культуры.

 


 
Фран­суа Бу­ше "Марс и Ве­не­ра, за­стиг­ну­тые Вул­ка­ном", 1754, со­бра­ние Уо­лле­са, Лон­дон
 


 
Жак-Луи Да­вид "Бой Мар­са и Ми­нер­вы", 1771, Лувр, Па­риж
 


 
Пи­тер Па­уль Ру­бенс "Марс и Рея Силь­вия", 1620, Кол­лек­ция прин­ца Лих­тен­штей­на, Ва­дуц, Лих­тен­штейн
 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67