МАРС (Mars) — древнеиталийский бог войны. Соответствует древнегреческому Аресу, вероломному и вредоносному божеству (справедливую войну у греков олицетворяла Афина). Вначале, вероятно, Марс, или Мартис (Martis), был хтоническим (подземным) божеством плодородия и растительности, дикой природы. Считался сыном Юпитера и Юноны. Его имя родственно древнеиндийскому Мару (Маги — бог жизни и смерти) и шумерскому Марту (Martii) — богу-громовержцу. Эпитет бога войны Марса — Ультор (лат. Ultor — «мститель, каратель»). Сестра (в иных вариантах мифа — мать) Марса — богиня смерти Беллона. Первый месяц календаря, когда совершался обряд изгнания зимы, в Древнем Риме посвящали Марсу, отсюда слово «март». Вместе с Юпитером и Квирином бог Марс входил в главную капитолийскую триаду богов. Поэтому его также именовали Marspiter (лат., «Отец Марс»). Атрибуты Марса —
щит и копье, его спутники — волк, конь, дятел. Марс был отцом близнецов Ромула и Рема, один из которых основал Рим, поэтому Марса также почитали покровителем города. Однако храм Марса как бога войны римляне соорудили вне стен города, на Марсовом поле. В жертву Марсу приносили коня и быка. После отождествления в III веке до н. э. греческих и римских богов, в частности Марса и Ареса, женой Марса стали считать
Венеру (у греков
Афродита). Отсюда распространенный сюжет изобразительного искусства «Венера и Марс». На этот сюжет известна картина С. Боттичелли. В двух вариантах картины Веронезе «Марс, Венера и Амур» показаны атрибуты бога войны — конь и оружие, которыми по приказанию Венеры завладели Амуры, что означает победу любви над войной. Кроме того, Марс предстает одновременно в роли воина и любовника, что импонировало зрителю эпохи Возрождения. В Древнем Риме культ Марса связывали с почитанием Януса, бога времени, «входов и выходов», поскольку двойная арка на римском Форуме имела ворота, которые отпирались во время войны и запирались во время мира. Янус, таким образом, олицетворял ворота мира, а Марс — ворота войны. Эту аллегорию использовали в классическом искусстве XVI—XVIII вв. Еще в древности именем бога войны была названа четвертая от Солнца планета красного цвета, ассоциирующаяся с ржавым железом, кровью и войной (у древних вавилонян эта планета посвящалась богу войны Нергалу). В астрологии планета Марс считается неблагоприятной; в зодиакальном знаке Овна она имеет «дневной дом», а в знаке Скорпиона (или Рака) — ночной. В астрологической символике Венера и Марс рассматриваются как воплощение противоположностей: женственного, доброго и мужского, агрессивного начал. На средневековых гравюрах изображается «астрологический Марс» в виде мужской фигуры устрашающего вида, закованный в латы, в полном вооружении, с алебардой или обнаженной саблей. Рядом иногда изображают знаки зодиака, а на небе с одной стороны — планета Марс, с другой — знак Венеры. Планете Марс посвящают драгоценные камни: рубин, алмаз, гранат, карнеол; месяцу марту — яшму и аметист.
АРЕС, АРЕЙ, АРЕОН (греч. Ares - «воитель» родств. иго — «жечь, сверкать») — в древнегреческой мифологии — вероломный и вредоносный бог войны, сын
Зевса и
Геры. За коварство и подлость Ареса презирали остальные Олимпийские боги. Войну честную и справедливую олицетворяла
Афина. Вначале Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием, его происхождение объяснялось мистически (скифы и сарматы поклонялись аналогичному божеству, символом которого являлся вертикально водруженный железный меч, позднее отождествленный с Аресом). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Атрибуты бога — копье, горящий факел войны, собака, коршун. Кони Ареса носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас. «Арес с большим трудом уживается с пластическими и художественными образами» олимпийской мифологии. «У Гомера Арес — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романтической влюбленности. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов». Древнейшие храмы Ареса — Арейоны (Areion) — в Элладе украшали черепами чужеземцев. Кикн, сын Ареса, отрубал головы всем проходящим через его страну, но его самого сразил
Геракл. Эпитеты
мифологического персонажа Ареса: «Губитель людей», «Разрушитель городов». Но Арес влюбляется в красивую и нежную богиню Афродиту, у них рождаются дети:
Эрот и Антэрот, Деймос (Ужас), Фобос (Страх) и Гармония. В Греции культ Ареса не получил большого распространения, в отличие от римского
Марса, с которым его впоследствии отождествили. В Троянской войне Арес выступил на стороне троянцев, грекам помогала Афина. Боги сошлись один на один, и Арес пал от метко брошенного Афиной копья. Эта сцена у Гомера («Илиада», XXI, 403—407) обретает символический смысл для всей эллинской культуры.
|
Жак-Луи Давид "Бой Марса и Минервы", 1771, Лувр, Париж
|
|
|
Питер Пауль Рубенс "Марс и Рея Сильвия", 1620, Коллекция принца Лихтенштейна, Вадуц, Лихтенштейн
|
|