Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 15 апреля 1452 – 02 мая 1519) - многогранный гений эпохи Возрождения, великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), инженер, механик, плотник, музыкант, изобретатель. Леонардо да Винчи — символ безграничных устремлений человеческого разума. Джорджо Вазари в своих знаменитых «Жизнеописаниях..» писал - «Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем, на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары, и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Это люди и видели в Леонардо из Винчи, в котором помимо телесной красоты, так никогда, впрочем, и не получившей достаточной похвалы, была более чем безграничная прелесть в любом его поступке, таланта же было в нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью».
Отец Леонардо был богатым нотариусом, а матерью некая "молодая крестьянка", родившая сына вне брака. Леонардо хотя и был признан своим отцом, но будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. В то время художники, считавшиеся ремесленниками и не принадлежавшие к элите, стояли чуть выше портных, но во Флоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем в других городах-государствах. В 1467-1472 годах Леонардо да Винчи обучался у Андреа дель Верроккио - одного из ведущих художников того периода - скульптора, бронзолитейщика, ювелира, одного из представителей Тосканской школы живописи. Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Согласно рассказам современников, он написал левую фигуру ангела в картине Верроккьо "Крещение Христа" (ок. 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жесткого письма Верроккьо. Леонардо живет в доме мастера и овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 году был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев. Первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо, хотя его авторство оспаривается многими специалистами, – «Благовещение» (ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция). Между 1476 и 1478 годами Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится Мадонна с цветком, т.н. Мадонна Бенуа (ок. 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). К ранним работам относится и незавершенная картина «Поклонение волхвов» (1481–1482, Галерея Уффици, Флоренция). В 1482 году, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи уехал из Флоренции. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические "чудеса". В замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. В Милане Леонардо да Винчи жил до 1498 года, и этот период его жизни был самым плодотворным. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Работая над ним 16 лет, Леонардо создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель. В ноябре 1493 года модель «Коня без всадника» была выставлена на всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы и конная статуя так и не была отлита. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 века и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель…утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом».
В 1483 году Леонардо начинает работу над знаменитой картиной «
Мадонна в гроте» (1483–1484, Лувр, Париж). Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна Крестителя и ангела в пейзаже – новый мотив в итальянской живописи того времени. В середине 80-х годов создана «Мадонна Литта», 1485 - создан «Портрет музыканта» (1484, Пинакотека Амброзиана, Милан), 1488 – «Дама с горностаем» (Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых работ Леонардо в качестве придворного портретиста. В 1495 году Леонардо приступил к работе над «Тайной вечерей» (площадь 4,5 × 8,6 м). Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения. Создание «Тайной вечери» стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники
фрески. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. После падения власти Сфорца в 1499 году Леонардо едет во Флоренцию, заезжая по пути в Мантую и Венецию. В Мантуе он создает картон с «Портретом Изабеллы д’Эсте» (1500, Лувр, Париж), выполненный черным мелком, углем и пастелью. Весной 1500 года Леонардо приезжает во Флоренцию. Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 году для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был «Битва при Ангиари» (не сохранился). Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину «Битва при Кашине». Картоны Леонардо и
Микеланджело, выставленные в 1505 году, имели грандиозный успех. Сохранились подготовительные рисунки, копии, которые отчасти дают представление о масштабе этого произведения. В частности, сохранился рисунок Питера Пауля Рубенса (1577–1640), на котором показана центральная сцена композиции (ок. 1615, Лувр, Париж). Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы. «
Мона Лиза» – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506,
Лувр, Париж). Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление, знаменитая техника сфумато Леонардо да Винчи здесь доведена до небывалых вершин. В 1506 году Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515). Тогда был написан второй вариант «Мадонны в гроте» (1506–1508, Британская Национальная галерея, Лондон). В 1513 году Леонардо да Винчи едет в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X (1513–1521), где изучает растения в ботаническом саду, составляет планы по осушению Понтинских болот, пишет заметки к трактату об устройстве человеческого голоса. В это время им создан единственный «Автопортрет» (1514, Библиотека Реале, Турин). Последняя картина Леонардо также была написана в Риме – «Святой Иоанн Креститель «(1515, Лувр, Париж). В 1516 году по приглашению французского короля Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник, инженер и архитектор короля». Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519, оставив по завещанию свои рисунки и бумаги Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Но после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть утеряна, часть хранится в разных городах, в музеях мира. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике. Среди произведений Леонардо да Винчи - живопись, фрески, рисунки, анатомические рисунки, заложившие основу для появления научной иллюстрации, произведения архитектуры, проекты технических сооружений, записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), «Трактат о живописи».