ДИОНИС (греч. Dionysos, возм. от nysseion horos — «плодовые сады») — в древнегреческой мифологии — божество плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия.
Мифологический персонаж Дионис — божество восточного, фракийского или фригийского происхождения. В Элладе распространение его культа началось сравнительно поздно, в VIII—VII веках до н. э. Согласно основному мифу, Дионис — сын
Зевса и Семелы. Одним из противников Диониса был
Дамаск (эпоним города Дамаска), подрубивший топором посаженные Дионисом виноградные лозы, за что Дионис содрал с него кожу. Другим противником Диониса был
Аполлон (божество эллинской родовой аристократии). Одно из имен Диониса —
Вакх (у римлян
Бахус, греч. Bakchos, лат. Bacchus) — происходит от молитвенного возгласа «Иакх» участников Элевсинских мистерий. Среди множества сказаний о рождении Диониса есть сюжет о том, как по наущению ревнивой
Геры, супруги Зевса, Дионис был растерзан титанами. Но Афина спасла сердце Диониса, и Зевс родил из него (зашив его предварительно в свое бедро) нового бога. Смерть и возрождение божества стали основой Дионисийских мистерий. Скитаясь по Египту и Сирии, Дионис пришел во Фригию, где к своим таинствам его приобщила богиня Кибела. После этого Дионис отправился в Индию. На обратном пути у о. Наксос на его корабль напали пираты, но бог явился в образе медведицы, виноградные лозы охватили мачту корабля, а бросившиеся от страха в море пираты превратились в
дельфинов. На этот сюжет известна роспись килика из Вульчи работы мастера Эксекия (ок. 535 г. до н. э.). На о. Наксос Дионис встретил покинутую Тесеем Ариадну. Одно из воплощений Диониса —
Галией (греч. Galeios — «Спокойное море»), культовое изображение которого окунали в море. Другое —
Гиетий (греч. Hyetios — «Дождливый»). Когда боги, спасаясь от Тифона, стали принимать образы разных животных, Дионис превратился в козла. Отсюда прозвание козленка: «Обращающийся Дионис» (греч. «Epiphos о Dionysos»). Дионис считается основателем г. Ниса. С его культом связан праздник Киссотомы. Атрибуты бога Диониса: шишка пинии — символ плодородия, канфар, тирс (жезл, увитый плющом), инжир, фаллические изображения. Из животных Дионису посвящались барс и пантера, из растений — ферула. На античных
фресках и
мозаиках можно видеть Диониса, восседающего верхом на пантере или барсе. Иногда его голова украшена бараньими рогами. Пантера, пьющая из кувшина, — символ Дионисийских мистерий. Одна из гипотез предполагает, что образ Диониса с бараньими или бычьими рогами заимствован с Крита. Архаические статуэтки Диониса из керамики или дерева (также связанные с крито-микенским искусством) окрашивали киноварью в ярко-красный цвет. В раннюю эпоху Диониса изображали, подобно
Гераклу, пожилым и бородатым, позднее, в эллинистическую — изнеженным юношей с шишкой пинии и гроздью винограда в руках. Многочисленная свита Диониса называется фиас. В нее входили менады, одевавшиеся в лисьи шкуры (отсюда их прозвание — бассариды от фракийск. bassara — «лисица», а Диониса — Бассарей). Диониса сопровождали лысые силены с лошадиными ушами и длинными конскими хвостами, козлоногие сатиры,
кентавры и кентаврессы, играющие на флейте или свирели,
Гёлос — олицетворение смеха и шутовства,
Опора — древнегреческая богиня урожая. Иногда рядом с Дионисом изображались
Афродита и
Персефона, также символизирующие плодоносящие силы природы. Арфа, обвитая виноградной лозой, — символ дионисийской музыки. В Древнем Риме Диониса отождествляли с божеством
Либером. В Греции в первый день весеннего праздника Анфестерии статуи Диониса украшали
цветами, и этот день называли также Пифоигия из-за того, что откупоривали большие бочки с вином — пифосы. Еще одно название этого праздника —
Оместёс (греч. Omestes от omos, omophagos — «поедающий сырое мясо»). Есть предположение, что это название восходит к архаическим временам человеческих жертвоприношений, либо от того, что неистовствующие вакханки из свиты Диониса раздирали надвое молодых козлят. Во время весенних праздников Диониса совершали символический обряд бракосочетания бога виноделия с женой архонта басилевса. Осенний праздник сбора винограда в Афинах назывался Осхофории («Несения винограда»). В Спарте в этот день двое юношей должны были пробежать с гроздьями винограда от святилища Диониса до храма
Афины. Еще один из эпитетов Диониса, под которым он почитался пастухами Коринфа, — Меланэгидный («С черными козами»). Один из вакхических обрядов назывался «Песнь о козле» (греч. tragodia) — от этого слова возник термин «трагедия». С шишкой пинии на жезле Вакха-Диониса связывают символику «всевидящего ока» Киклопа. Еще один античный сюжет: «Состязание Диониса с Гераклом», в котором герои изображаются пьющими из кубков или ритонов, удобно расположившимися в биклинии. Рядом —
Мельпомена, муза трагедии; тимпан и палица — атрибуты дионисийского культа. В эпоху Итальянского Возрождения юный
Микеланжело, создавая статую забавно подвыпившего Вакха, взял за образец античную статую Диониса с чашей. В XVII веке, в эпоху Барокко, художники вспомнили фразу из комедии Теренция: «Без Вакха и Цереры Венера зябнет».
|
Питер Пауль Рубенс "Вакх", 1638-40, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
|