Прометей

ПРОМЕТЕЙ (греч. Prometheos — «Промыслитель») — в древнегреческой мифо­логии — сын титана Иапета и океаниды Климены (в ином варианте — богини правосудия Фемиды). Двоюродный брат Зевса. Братьями Прометея были Атлант (греч. Atlantas — «Несущий»), титан, под­держивающий небесный свод; Менетий (греч. Menetos — «Терпеливый»), олице­творение заносчивости (Зевс сбросил его в тартар); и Эпиметей (греч. Epimetheos — «Крепкий задним умом») — он взял в жены Пандору, от которой произошли все несчастья на земле. Сам Прометей олицетворял в античной мифологии и ис­кусстве пытливость ума. Его имя можно перевести также: «Мыслящий прежде, предвидящий». Прометей — защитник и покровитель людей. По одному из вариантов мифа, именно он, как гон­чар, вылепил из глины первого человека. Сделал это по воле Зевса, богиня Афина вдохнула в скульптуру душу. Однако Прометей создал человека гордо смотрящим в небо, по подобию богов. В Средневековье этот момент подчерки­вали более всего. В другом варианте мифа рас­сказывалось, что первым слепил челове­ка недальновидный Эпиметей, но не смог вдохнуть в него душу, и Зевс превратил такого человека в обезьяну (вариант: Эпи­метей отдал все способности животным, так что человеку их не хватило). Согласно христианским представлениям, столь не­совершенный акт творения был завершен Христом, а Прометей был предзнаменователем совершенного человека.  Увидев, что животные снабжены всем необходимым для выживания, а человек беспомощен и слаб, Прометей проявил сострадание и украл из мастерской божественного кузнеца Гефеста огонь (по совету или при участии богини Афины), который вынес тайно в тростнике — нартексе. Вместе с огнем он взял у Гефеста «премудрое умение» и научил людей строить дома, корабли, обтесывать камень, плавить и ковать металл, писать, считать, носить одежду, различать времена года и приносить жертвы богам. Представление о Прометее как создателе людей появляется не позднее середины IV веке до н. э. В Древнем Риме Прометея, создающего из глины первого человека, изображали в рельефах саркофагов. Еще одна версия мифа: «Прометей поднялся на небо с помощью Минервы и, поднеся факел к колесу солнца и украв огонь, показал его людям». В Средневе­ковье алхимики считали миф о Прометее аллегорией превращения низшей, мертвой материи в высшую, телесной природы — в духовную, слабости — в силу. За любовь к людям Зевс решил наказать Проме­тея (вариант: за дерзость, потому что Прометей осмелился полюбить богиню Афину; есть и другие версии). По при­казу верховного бога Гефест (в другом варианте — Гермес) приковал Прометея к скале на Кавказе. Каждый день к мученику подлетал орел (символ Зевса) и кле­вал ему печень, которая за ночь вырастала вновь. От неблагодарных людей Прометей так и не дождался помощи, его освободил Геракл. Культа Про­метея в античности также не возникло, даже в среде ремесленников, наследников Прометея, почитали не его, а  мифологические персонажи Гефеста и Афину. На древнегреческих вазах чаще всего изображали не героические эпизоды мифа, а мучения наказанного Прометея. В римское время, например в сочинениях Горация (65—8 гг. до н. э.), деяния Про­метея осуждались, поскольку он вложил в человека только злобу и зависть, отсюда все беды и вражда среди людей. Христи­анские авторы рассматривали сюжет на­казания Прометея в качестве прообраза Распятия Христа неблагодарными иуде­ями. И только на рубеже XVIII—XIX веков, в период романтического движения, миф о Прометее стали рассматривать как аллегорию блага, дарованного человеку с небес, а божественный огонь, достав­ленный Прометеем на землю, — в каче­стве символа творческого вдохновения.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67