ПРОМЕТЕЙ (греч. Prometheos — «Промыслитель») — в древнегреческой мифологии — сын титана Иапета и океаниды Климены (в ином варианте — богини правосудия Фемиды). Двоюродный брат
Зевса. Братьями Прометея были Атлант (греч. Atlantas — «Несущий»), титан, поддерживающий небесный свод; Менетий (греч. Menetos — «Терпеливый»), олицетворение заносчивости (Зевс сбросил его в тартар); и Эпиметей (греч. Epimetheos — «Крепкий задним умом») — он взял в жены Пандору, от которой произошли все несчастья на земле. Сам Прометей олицетворял в античной мифологии и искусстве пытливость ума. Его имя можно перевести также: «Мыслящий прежде, предвидящий». Прометей — защитник и покровитель людей. По одному из вариантов мифа, именно он, как гончар, вылепил из глины первого человека. Сделал это по воле Зевса, богиня Афина вдохнула в скульптуру душу. Однако Прометей создал человека гордо смотрящим в небо, по подобию богов. В Средневековье этот момент подчеркивали более всего. В другом варианте мифа рассказывалось, что первым слепил человека недальновидный Эпиметей, но не смог вдохнуть в него душу, и Зевс превратил такого человека в обезьяну (вариант: Эпиметей отдал все способности животным, так что человеку их не хватило). Согласно христианским представлениям, столь несовершенный акт творения был завершен Христом, а Прометей был предзнаменователем совершенного человека. Увидев, что животные снабжены всем необходимым для выживания, а человек беспомощен и слаб, Прометей проявил сострадание и украл из мастерской божественного кузнеца
Гефеста огонь (по совету или при участии богини Афины), который вынес тайно в тростнике — нартексе. Вместе с огнем он взял у Гефеста «премудрое умение» и научил людей строить дома, корабли, обтесывать камень, плавить и ковать металл, писать, считать, носить одежду, различать времена года и приносить жертвы богам. Представление о Прометее как создателе людей появляется не позднее середины IV веке до н. э. В Древнем Риме Прометея, создающего из глины первого человека, изображали в рельефах саркофагов. Еще одна версия мифа: «Прометей поднялся на небо с помощью Минервы и, поднеся факел к колесу солнца и украв огонь, показал его людям». В Средневековье алхимики считали миф о Прометее аллегорией превращения низшей, мертвой материи в высшую, телесной природы — в духовную, слабости — в силу. За любовь к людям Зевс решил наказать Прометея (вариант: за дерзость, потому что Прометей осмелился полюбить богиню Афину; есть и другие версии). По приказу верховного бога Гефест (в другом варианте — Гермес) приковал Прометея к скале на Кавказе. Каждый день к мученику подлетал
орел (символ Зевса) и клевал ему печень, которая за ночь вырастала вновь. От неблагодарных людей Прометей так и не дождался помощи, его освободил
Геракл. Культа Прометея в античности также не возникло, даже в среде ремесленников, наследников Прометея, почитали не его, а
мифологические персонажи Гефеста и Афину. На древнегреческих вазах чаще всего изображали не героические эпизоды мифа, а мучения наказанного Прометея. В римское время, например в сочинениях Горация (65—8 гг. до н. э.), деяния Прометея осуждались, поскольку он вложил в человека только злобу и зависть, отсюда все беды и вражда среди людей. Христианские авторы рассматривали сюжет наказания Прометея в качестве прообраза Распятия Христа неблагодарными иудеями. И только на рубеже XVIII—XIX веков, в период романтического движения, миф о Прометее стали рассматривать как аллегорию блага, дарованного человеку с небес, а божественный огонь, доставленный Прометеем на землю, — в качестве символа творческого вдохновения.