Посейдон

ПОСЕЙДОН (греч. Poseidon, от Poseda — «Господин земли»; poseis — «муж, супруг») — в древнегреческой мифологии — одно из главных Олимпийских бо­жеств, сын Кроноса и Реи. Его старший брат — Аид — по жребию получил во владение подземное царство, а млад­ший — Зевс — небо и землю. Посейдону досталось морское царство. Однако Посейдон, в древнейших представлениях эллинов, прежде всего божество плодо­родия земли, влаги и подземных источ­ников. Его эпитеты — «земледержец» (греч. Gaieochos) и «колебатель земли» (греч. Enosichthon), поскольку ударом своего трезубца о землю он мог вызвать землетрясение. Посейдона представляли в образе быка или коня либо в виде всадника. В Эл­ладе Посейдона считали покровителем конных воинов, согласно легенде, этот бог впервые приручил дикую лошадь. Характер у Посейдона яростный и переменчивый. В истории Одиссея он проявил себя злопамятным и мстительным. «Quos ego!» (лат.) — «Вот я вас!» — фраза из «Энеиды» Вергилия, из эпи­зода, относящегося к описанию бегства троянцев по морю (на эту тему извест­на картина П. П. Рубенса; ок. 1635 г.). В древних Афинах Посейдон олицетворял тиранию, богиня Афина — демократию. На западном фронтоне Парфенона в Афинах изображена сцена «Спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой» (447— 438 гг. до н. э.). Ударив трезубцем о ска­лу, Посейдон даровал афинянам воду, Афина—масличное дерево (жители города предпочли дар Афины). Посейдон не жил на Олимпе, у него был свой дворец в Эгии на дне моря. Из золотого (в иных версиях, медного) дворца Посейдон выез­жал на морской колеснице, запряженной златогривыми морскими конями — гиппокампами, в сопровождении наяд, нереид, океанид и дельфинов. Он трубит в морскую раковину и потрясает своим трезубцем, а длинные волосы и борода развевают­ся по ветру. Его супруга — Амфитрита  («Оглашающая шумом волн»), сыно­вья— Тритон, великаны Ориона Сарпедон, киклоп Полифем, жестокий царь Бусирис и великан Антей, которые убивали всех чужеземцев. В образе жеребца Посей­дон сочетался с кобылицей, в которую превратилась Деметра. Медуза родила от Посейдона Хрисаора. В поздней античности возник миф о деве Кениде, которая, спасаясь от домогательств Посейдона, умолила богов превратить ее в мужчину. Порождение Посейдона — чудовищный бык Мино­тавр. Однако сыном Посейдона был и герой Тесей, убивший Минотавра (этот миф трактуют в качестве свидетельства раздвоения образа Посейдона: древнего хтонического и классического божества героической эпохи). Храмы Посейдону воздвигали во многих городах Эллады и в Италии. Римляне отожде­ствили греческого  мифологического персонажа Посейдона со своим  Нептуном. В 1928 году близ мыса Артемисион на о. Эвбея (у восточного побережья Центральной Гре­ции) обнаружили лежащую в воде, в 1 км от берега, бронзовую статую обнаженного бородатого бога (более 2 м высотой). Статуя представляет собой выдающееся произведение — греческий оригинал (ок. 460 г. до н. э.). Одна рука фигуры вытя­нута вперед, другая отведена назад. Вначале статую посчитали изобра­жением громовержца Зевса, мечущего молнии. Позднее специалисты склоня­лись к тому, что в правой руке фигуры был трезубец и статуя представляет собой изображение Посейдона. Косвенным подтверждением этой догадки является сообщение историка Геродота о том, что благодаря молитвам богу морей греки в сражении с персидским флотом у мыса Артемисион в 480 году до н. э. избежали гибели. Ни одна из сторон в этой битве не смогла одержать победу, но греки с тех пор называли Посейдона Спаси­телем — Посейдоном Сотером (греч. Soter — «Спаситель»). Возможно, в память этого собы­тия создана статуя. Ныне она хранится в Афинах.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67