ВЕНЕРА (вульг. лат. Venera от лат. Venus, venia — «милость, благодеяние богов»; venerare — «почитать») — древнеримская богиня садов, плодов. Вначале — персонификация милости богов. Со временем ее имя стало связываться с лат. venerare — «украшать» и, вероятно, с венком — предметом, которым увенчивали статую божества за благодеяние. Отсюда venustas — «прелесть, изящество, красота, сладость» и venustare — «украшать». По иным предположениям, слово venus восходит к этрусской Ванте (Vanth), демону загробного мира. Богиню соотносили также с египетской Исидой и семитской Астартой. С распространением в Риме сказаний об Энее римская Венера стала отождествляться с греческой Афродитой, матерью героя и богиней любви. Так Венера стала не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и, следовательно, всех римлян. В 295 году до н. э. в Риме был учрежден государственный культ богини Венус, в 215 году до н. э. освящен храм Венеры Эрикины (Venus Erycinus, Eryx) на горе Эрике в Сицилии, откуда эта богиня якобы происходит. В 83 году до н. э. диктатор Сулла учредил культ Венеры Счастливой (Venus Felix), так как считал, что богиня приносит ему удачу, а сам принял титул Эпафродит (лат. Epaphroditus — «Афродитский»). Прародительницей своего рода считал Венеру Гай Юлий Цезарь. В то же время, согласно греческому мифу, Афродита-Венера рождена из пены, взбитой упавшим в море фаллосом бога неба Урана, оскопленного Кроносом. Отсюда ореол любовной страсти, эротики, окружавший образ богини и проявившийся достаточно сильно в творчестве античных писателей и художников. Венера — мать Амура, или Купидона, проказника и сводника. Ее спутницы — три грации. В астрологической символике
мифологический персонаж Венера — «женская планета, мягкая и чувственная, окрыляющая фантазию», а также «принуждающая к любви». Она связывается с зодиакальными знаками Весов (это ее «дневной дом») и Тельца («ночной дом»). Изображается пышно одетой молодой женщиной с лавровой ветвью в руках. Появляясь на небосводе как утренняя и как вечерняя планета, Венера почитается либо солнечной, либо лунной. Она царствует на небосводе в границах ночи и дня, когда все звезды меркнут в лучах утренней зари. Символизирует соединение противоположностей (в поэтической версии: духовной и физической любви). Венера следует за Луной и предшествует Солнцу, потому иногда называется пажом «божественного Солнца». Она «натягивает лук и мечет дротики» — это означает «пуск новой Луны и плавание по морю ночи». Венера тем самым охраняет Луну от сил зла, символизирует «воды, женскую пассивность, страсть, желание, творческое материнское начало». Венере обычно посвящается
зеленый цвет, но также
желтый цвет, голубой, розовый. Ее камни — светлый, голубой сапфир, бирюза, а также агат и жемчуг. Кроме того, Венере посвящают «камни Луны»: аквамарин, изумруд, берилл и нежно-розовые кораллы. Из металлов — медь. На небосводе Венера появляется весной, и ее месяц — апрель. Поэтому она — олицетворение весны. В раннехристианском искусстве богиня Венера отождествлялась с Евой. В искусстве Итальянского Возрождения прекрасная и обольстительная Венера — самая любимая из богинь. Чаще всего она изображается как греческая Афродита — в раковине, которую несут по морю дельфины или — за тоненькие ленточки — голуби и лебед. На исходе Средневековья и в эпоху Возрождения получил распространение сюжет «Нимфа источника». В нем Венера представлена обнаженной как источник жизни и прародительница людей. Причем обнаженность символизирует чистоту и невинность. Именно так этот сюжет объясняется в «Гипнеротомахии Полифила». Согласно «Иконологшескому лексикону» XVIII века, «Богиню Венус должно изображать в окружении птиц: лебедей, воробьев и с голубем в руке. Среди атрибутов богини — горящий факел (он разжигает любовь), пламенеющее сердце, волшебный пояс любви (у Афродиты), красная роза и вечнозеленый мирт. В истории изобразительного искусства образ Венеры постепенно терял свое религиозное и мифологическое значение и становился поводом к демонстрации обнаженного женского тела. В эпоху Возрождения возникло понятие наготы «естественной», «природной» (лат. naturalis). Идея прекрасной наготы воплощалась в изображении купальщиц, нимф, с пристальным вниманием к форме, анатомии и пластике обнаженной фигуры. В отличие от античной, холодной и отвлеченной красоты, новая эстетика была чувственной и в то же время демонстрирующей христианское целомудрие. Это почти невозможное, но характерное именно для эпохи Возрождения сочетание отражено, к примеру, в картине С. Боттичелли «Рождение Венеры»: одной рукой богиня «кокетливо-целомудренно» прикрывает лоно, другой — грудь. Длинные волосы и воздушные драпировки подчеркивают семантическую игру. Этот образ, получивший название «Венера Стыдливая» или «Целомудренная» (лат. Venus Pudica), формально повторяет позу прославленной греческой статуи Праксителя «Афродита Книдская». Присутствующая в композиции статуи гидрия (сосуд для воды) превращалась в атрибут Венеры — вазу, в которой «горит пламя божественной любви». Одновременно существовала другая трактовка, откровенно вызывающая, чего не скрывали заказчики и сами художники. Эта линия продолжала греческую традицию архаической «Афродиты Механикос» и «Афродиты Перибасии». Изображение прекрасного обнаженного тела одновременно как предмета возвышенного поклонения и физического вожделения хорошо отражает эстетику эпохи Возрождения. Тогда и была разработана новая композиция «лежащих Венер». Весь их облик, сама поза выражают любовное томление, ожидание; непременная деталь: подушка под головой — атрибут физической любви. Тот же подтекст присутствует в сюжетах «Венера и Марс», «Даная». Видимая легкость, доступность обладания богиней придавала им особенную пикантность. Античная сентенция «Без Вакха и Цереры Венера зябнет» была дополнена понятием venusta (итал. «совершенная красота», не холодная, но и не слишком чувственная). Итальянские литераторы-гуманисты эпохи Возрождения с интересом обсуждали тему «двух модусов любви»: «in bono» (итал. «в хорошем, высоком смысле») и «in malo» («в дурном, низменном»), а также тему стремления к природе как «второй, более совершенной Венере». Ренессансный идеал гармонии тела и души, чувственности и поэзии, любви (Венеры) и «натуры» (природы) был найден в картинах Джорджоне и Тициана («Любовь Земная и Любовь Небесная»; «Сельский концерт»; «Спящая Венера»). В искусстве позднего Возрождения, особенно в произведениях венецианской школы живописи, эта поэтическая тема постепенно упрощалась и трактовалась более приземленно. Таков сюжет «Туалет Венеры», или «Венера перед зеркалом», в котором под видом богини показывалась пышнотелая венецианка с чертами какой-либо знатной дамы. «Венеру» представляли обнаженной или полуодетой, смотрящейся в зеркало, которое держит перед ней Амур. Позднее, в эпоху Классицизма, Барокко, Рококо, салонного искусства XIX века, композиционное решение женского портрета, стилизованного под «Венеру и Амура», стало каноническим. Изображение Венеры в европейском искусстве окончательно превратилось в атрибут композиций, в которых тема — лишь повод для ню. Тема Венеры с неотвязным подтекстом плотского греха, соблазна пронизывает многие классические сюжеты европейской живописи.
Основные сюжеты изобразительного искусства на темы древнегреческих мифов и древнеримской мифологии активно используются художниками компании «
Неостильарт» для разработки сюжетных композиций для
росписи стен и потолков интерьеров различного назначения. В базе данных компании собрано огромное количество художественного материала, на основе которого может быть составлен любой эскиз и выполнена работа по росписи Вашего интерьера.
|
Франсуа Буше "Венера просит Вулкана изготовить оружие для Энея", десюдепорт для замка Марли, 1732, Лувр, Париж
|
|
|
Франсуа Буше "Венера в кузнице Вулкана", 1757, Лувр, Париж
|
|
|
Франсуа Буше "Венера в кузнице Вулкана", 1769, Техасский Художественный музей Кимбелла (Kimbell Art Museum), США
|
|
|
Франсуа Буше "Рождение Венеры", 1740, Национальный музей Швеции, Стокгольм
|
|
ВЕНЕРА ВЕРТИКОРДИЯ (лат. Venus Verticordia — «Венера, отворачивающая сердца») — название древнеримского культа и изображений богини Венеры, «обращающей» сердца людей «от вожделения к целомудрию». Предполагают, что этот культ продолжал почитание древнегреческой Афродиты Апострофии («Отвращающей от бесчестия»). Он был установлен в Риме в III веке до н. э. для защиты дев и матрон от посягательств мужчин. Возвели храм, в котором служили весталки; за нарушение обета целомудрия их живыми замуровывали в подземные склепы. Статуи Венеры-защитницы не сохранились. Вероятно, они представляли богиню вооруженной копьем, в шлеме и со щитом, как защитницу женской чести, подобно Афродите Апострофии.
«ВЕНЕРА И АНХИС» - древнеримское переложение греческого мифа о рождении Энея, осуществленное латинским писателем Гигином по греческим источникам. Примыкает к сюжету «Венера Прародительница». Когда Анхис пас стада в окрестностях горы Ида, к нему явилась Афродита. Пленившись, «она возлегла с ним». От Анхиса богиня родила героя Энея, но велела не разглашать тайну людям. Анхис случайно нарушил запрет и был насмерть поражен молнией Зевса (в позднейшей версии только ослеп). Живописцы Классицизма и Барокко на этот сюжет писали картины: Венера, переодетая простой смертной, украшенная драгоценностями, сидит на ложе под балдахином; рядом Анхис, снимающий с нее сандалии. Иногда композиция дополняется бандеролью с надписью: «Genus unde Latinum» (лат. «Откуда пошел латинский народ».
Сандро Боттичелли "Венера и Марс", около 1483, Лондонская национальная галерея.
«ВЕНЕРА И МАРС» (лат. Venus et Mars) -древнеримское переложение греческого мифа о любовной связи Афродиты и бога войны Ареса (у римлян Марс) и их разоблачения на глазах у всех олимпийских богов хитроумным Гефестом.В эпоху Итальянского Возрождения и позднее, в искусстве XVII—XVIII вв., этот сюжет получил новую трактовку в качестве аллегории красоты и мужества, победы любви над войной. Известна картина С. Боттичелли, на которой изображены Венера и Марс, полулежащие друг против друга. Бог войны Марс, утомленный сражениями,заснул. Венера, раздраженная тем, что в битвах боги забывают о любви, приказала своим детям Амурам (Боттичелли изобразил фавнов или сильванов) похитить воинские доспехи Марса. В эпоху Возрождения картины на этот сюжет часто заказывали живописцам по случаю помолвки или свадьбы. Художники, в свою очередь, редко могли удержаться от того, чтобы не дать волю юмору и не показать шалости Амуров: мальчишки пытаются напялить на себя огромные латы и шлем, дерутся за обладание копьем. Иногда этот сюжет называют «Амуры с доспехами Марса». В искусстве французского Рококо и Неоклассицизма он был расширен: Венера решила наказать всех олимпийских богов. Ее дети стащили у спящих обитателей Олимпа атрибуты их власти: у Юпитера— молнии, у Вакха — тирс, у Меркурия — кадуцей, у Юноны — ее павлинов и колесницу.Поодаль изображены веселящийся Марс и сияющая от радости Венера. Так на основе античного мифа в европейском искусстве сложился типично будуарный сюжет.
Тициан "Венера перед зеркалом", около 1555, холст, масло, Национальная галерея, Вашингтон.
«ВЕНЕРА ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ» - картина выдающегося живописца венецианской школы Тициана Вечеллио (1490-1576). Создана в 1550-х гг. Картина является одним из самых ярких воплощений гедонистического отношения венецианцев на закате эпохи Возрождения к искусству и жизни, красоте живописи, вкуса к фактуре дорогих материалов, изысканно оттеняющих наготу. Пышнотелая и златоволосая венецианка, изображенная Тицианом, любуется отражением в зеркале. Другое название картины: «Туалет Венеры». «Величественная богиня укутала свое мраморное тело в широкие меха... с холодным достоинством исследует она свои величественные прелести в зеркале. Эта картина — сплошная лесть в красках... символ тирании и жестокости, таящихся в женщине и ее красоте, в который превратилась натурщица Тициана» (Захер-Мазох Л. фон). Прием живописной метонимии, объясняющий использование имени древнеримской богини любви и красоты, типичен для многих произведений художников венецианской школы. Мотив зеркала и тот же тип женской красоты повторяются в других картинах Тициана и его последователей. «Венера перед зеркалом» входила в состав галереи Барбариго, приобретенной в Венеции в 1850 году для петербургского Эрмитажа императором Николаем I за 525 тысяч франков. А. Н. Бенуа считал эту картину «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа», В. И. Суриков — лучшим произведением Тициана. В 1931 году картина, среди прочих шедевров, была продана советской властью американскому коллекционеру Э. Меллону, который подарил ее городу Вашингтону. Ныне хранится в Национальной галерее в Вашингтоне.
ВЕНЕРА ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА (лат. Venus Genetrix) — наименование культа богини Венеры в Древнем Риме. Гай Юлий Цезарь, первый римский император (в 45— 44 до н. э.), через древнегреческого героя Энея возводил происхождение рода Юлиев к богине Афродите-Венере. В 46 году до н. э. он учредил в Риме культ «Богини Прародительницы» и приказал построить в ее честь храм на Форуме Цезаря. В храме находилась знаменитая картина Апеллеса «Афродита Анадиомена». После убийства Цезаря в 44 году до н. э. заботу о семейном культе взял на себя его преемник Октавиан Август.