ГЕРМЕС (греч. Hermes от herma — «столб») — в древнегреческой мифологии — самый юный и быстрый из Олимпийских богов, служивший вестником, посланником, прежде всего своего отца
Зевса, волю которого он сообщал людям. О его древности свидетельствует происхождение имени от названия памятных столбов и погребальных знаков —
герм. Такие столбы почитали «охранителями» дорог, входов, ворот. Отсюда эпитет Гермеса «Пропилеи» (греч. Propylaios — «Привратный»), Гермес сообщал людям волю богов обычно во сне, касаясь человека своим жезлом — керикейоном (греч. kerykeion — от keraino — «губить»). Согласно древнейшим верованиям, золотой жезл и золотые крылатые сандалии — средоточие магической силы. Поэтому Гермес — Психопомп (проводник душ умерших в Аид). В росписях античных сосудов видно, как Гермес своим жезлом направляет души умерших — они изображены в виде маленьких фигурок с крылышками — вниз, в устье большого сосуда, обычно это гидрия или лекиф для погребальных обрядов. Стоглазого великана Аргоса Гермес усыпил игрой на свирели, а затем убил.
Геру,
Афину и
Афродиту Гермес привел на суд Париса. По своим функциям Гермес считается мужским коррелятом (воплощением мужского пола) богини Ириды. У древних римлян ему соответствовал Термин, божество границ и межевых знаков, а затем —
Меркурий. Гермеса сопровождают хариты (у римлян — грации), богини прелести и обаяния. Гермес — бог изобретательности, он придумал лиру, сделав ее из панциря черепахи, и научил на ней играть
Аполлона. Образ Гермеса олицетворял выдумку, изобретательность, пытливость — основу мастерства. Хитроумие героя
Одиссея объясняется тем, что он был потомком Гермеса. История о том, как Гермес похитил у Аполлона стадо коров, послужила поводом к тому, чтобы сделать этого бога покровителем пастухов, скотоводства, но также — воров и обманщиков. Позднее его сделали богом торговли, гимнастики и риторики. Функции посредника выполнял также Даймон (добрый дух). Как покровителя скотоводства Гермеса изображали с бараном на плечах. Известны и архаические изображения Гермеса на двойных гермах, иногда просто в виде фаллоса, вертикально поставленного на пьедестале. В классическую эпоху Гермес и Меркурий изображались одинаково — безбородым юношей в крылатых сандалиях и петасе — остроконечной шапке (Меркурий — в крылатом шлеме), в руках кадуцей — крылатый жезл с двумя обвивающими его змеями — символ восхождения энергии; либо, в поздней античности, без всяких атрибутов, в идеализированном облике. Согласно эзотерической традиции, Гермес считается наследником расы атлантов, одним из жрецов, уцелевших после гибели Атлантиды, передавшим свои знания жрецам Древнего Египта. В Египте он был обожествлен под именем Тота, бога мудрости и тайных знаний, в Элладе — Гермеса. Согласно одной из легенд, Гермесу явился некий Пэмандр в образе огненного дракона и поведал ему космогонию (историю Вселенной). Мать Гермеса — Майя (олицетворение изменчивой материи) — считалась дочерью Атланта. Сын Гермеса от Афродиты — Гермафродит {символ искусственного соединения противоположных начал), другой сын Гермеса —
Пан (олицетворение природы, естественного начала). Египетский Тот и греческий Гермес считались владетелями трех миров — небесного, земного и подземного, по которым они проводили души людей. Показательна связь Гермеса с мифом о «золотом руне». В Египте бога Тэта именовали «Трижды Великим» (имея в виду его власть над тремя мирами). Вероятно, в IV—III вв. до н. э. этот эпитет стали применять и к богу Гермесу, называя его «Гермес Трижды Величайший» (греч. Hermes Trismegistos). Позднее, в период эллинизма, «Гермесом Трисмегистом» стали называть мифического мудреца, создателя «герметических трактатов», автором которых, по преданиям египетских жрецов, является Тот (Гермес-Атлант). Отсюда путаница имен. Еще один эпитет бога Гермеса —
Эриуний (греч. Eriounios — «Источник полезного»), который также косвенно подтверждает роль Гермеса как хранителя тайных знаний. Поэтому в классическом искусстве XVI—XIX вв. Гермес изображается покровителем арифметики, геометрии, астрономии, грамматики, музыки, диалектики и риторики.
МЕРКУРИЙ (лат. Mercurius, от mercatus — «торговля») — в древнеримской мифологии — бог торговли и покровитель путешественников. Сын
Юпитера и Майи. В 495 году до н. э. ему был посвящен храм у Большого цирка в
Риме; отождествлялся с греческим
мифологическим персонажем Гермесом. Поэтому, как и Гермес, считался вестником богов и психопомпом (проводником душ умерших в подземный мир). Изображался в крылатых сандалиях и крылатом шлеме — петасе, с волшебным жезлом — кадуцеем (лат. virga horrida — «ужасный жезл»), указывающим путь в подземное царство. Меркурий участвовал в суде Париса, препровождал Психею на небо для обручения с
Амуром, вызволил
Прозерпину из подземного царства Аида («Похищение Прозерпины»). В качестве покровителя стад и пастухов изображается с бараном. В аллегориях Классицизма образ Меркурия наследует многие черты греческого Гермеса, в частности роль покровителя красноречия и учености. В искусстве Барокко Меркурий также олицетворяет знание. В алхимии жезл бога — кадуцей — является символом планеты Меркурий, его металл — ртуть, камень — золотистый топаз или агат, карнеол, опал, янтарь. В астрологии планета Меркурий считается андрогинной, сочетающей мужскую и женскую природу, благоприятствует общению, путешествиям, изобретательству, предприимчивости. Она имеет свой «дневной дом» в созвездии Близнецов, «ночной дом» — в созвездии Девы.
Основные сюжеты изобразительного искусства на темы древнегреческих мифов и древнеримской мифологии активно используются художниками компании «
Неостильарт» для разработки сюжетных композиций для
росписи стен и потолков интерьеров различного назначения. В базе данных компании собрано огромное количество художественного материала, на основе которого может быть составлен любой эскиз и выполнена работа по росписи Вашего интерьера.
|
Франсуа Буше "Меркурий, доверяющий младенца Вакха Нисейским нимфам", 1769, Техасский Художественный музей Кимбелла (Kimbell Art Museum), США
|
|
|
Фабрика Веджвуда "Меркурий", статуэтка из черной базальтовой (египетской) массы, 1970 год, Англия
|
|