ГЕРАКЛ, ГЕРКУЛЕС (греч. Herakles, лат. Hercules — «Прославленный герой») — популярнейший
мифологический персонаж античности, совмещавший черты бога и героя. Его подвиги, изложенные в древнегреческих мифах, отражают историю дорийского завоевания Эллады {ионийцы создавали мифы о Тесеё). В мифах Геракл называется сыном
Зевса и смертной женщины Алкмены, супруги Амфитриона, царя Фив, внука
Персея. В отсутствие мужа Зевс, приняв облик Амфитриона, явился к Алкмене, которая вскоре родила одновременно двух сыновей — Ификла от мужа и Геракла от Зевса. Ревнивая
Гера послала к колыбели двух огромных змей, но младенец Геракл задушил их, проявив чудодейственную силу. На этот сюжет известна картина
Дж. Рейнолдса «Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой» (1788). Она находится в петербургском
Эрмитаже. Геракл — олицетворение силы, как и Эрос, он вооружен дубиной, фаллическим символом (палица — древнейший атрибут божеств земли). Мудрый кентавр Хирон, а также Автолик, Кастор, Эврит обучали Геракла различным искусствам. Игре на кифаре Геракла обучал Лин, но в припадке гнева Геракл убил Лина — эта сцена представлена на «чаше Дуриса». Тем не менее Геракл изображается, как Мусагет, играющим на лире в окружении девяти муз. Из-за безумия, посланного на него Герой, Геракл убил свою первую жену Мегару и детей, которых она ему родила. За это на него было наложено наказание: на службе у Эврисфея, царя Тиринфа, он должен был совершить
12 подвигов (греч. Dodekathlos), в награду ему было обещано бессмертие (тогда же Дельфийский оракул дал ему имя Геракл, ранее герой назывался Алкид — греч. Alkides — «внук Алкея»). Подвиги Геракла — популярная тема изобразительного искусства. Задушив грозного Немейского льва (убивавшего жителей Немей в Арголиде), Геракл взял его шкуру в качестве талисмана. Шкура изображается накинутой на палицу героя либо развевающейся у него за спиной (тогда львиная голова образует подобие устрашающего шлема). Этот миф повторяет сказание о персидском боге Митре, убившем быка. Многие изображения Геракла со львом почти в точности повторяют образ Митры с развевающимся за спиной плащом, прижимающим к земле быка. Этот же сюжет лег в основу образа библейского героя Самсона, раздирающего пасть льву голыми руками. Геракл убил Лернейскую гидру (водяного змея) с девятью головами. В Средневековье этот сюжет трактовали как поединок с огнедышащим
драконом, воплощением преисподней, посланцем дьявола. Следующий подвиг Геракла — поимка Керинейской лани с золотыми рогами и медными копытами — часто изображали на аттических рельефах. Быстроногая лань принадлежала
Артемиде и обитала на горе Керинея на севере Пелопоннеса. Позднее, в период эллинизма, Керинейская лань была переименована в «Аркадского оленя», по названию местности, а поза, в которой изображался Геракл (прижимающим оленя к земле коленом), также напоминает «Митру с быком». Еще одна композиция — Геракл несет пойманную лань на плечах — послужила, как и Мосхофор, прообразом фигуры «Доброго пастыря». Геракл уничтожил Стимфалийских птиц и поймал Эриманфского вепря. Очистил конюшни Авгия, царя Элиды. Укротил огнедышащего критского быка. Геракл изображался с кобылицами фракийского царя Диомеда, которых он укротил. Герой добыл пояс Ипполиты, для чего ему пришлось убить царицу амазонок. По пути он уничтожил морское чудовище, на съедение которому была отдана Гесиона. Геракл пригнал коров Гериона с о. Эрифия, лежащего далеко на западе в океане, по пути воздвигнув «Геркулесовы столпы» (раздвинул горы и создал Гибралтарский пролив). Проходя через Скифию, вступил в связь с полудевой-полузмеей; родившиеся от этого союза сыновья стали родоначальниками скифов. Чтобы добыть золотые яблоки Гесперид, Гераклу пришлось вступить в единоборство с великаном
Антеем. Геракл поднял великана в воздух, оторвав его от матери-земли Геи, у которой тот черпал свою силу, — сюжет, любимый художниками эпохи Возрождения и
Барокко. По одной из версий мифа, дерево, на котором росли золотые яблоки, сторожил дракон. Поэтому Геракла иногда показывают с убитым им драконом, рядом — печальные и испуганные Геспериды. В одной руке Геракла — золотые яблоки, в другой — палица. Эта композиция, встречающаяся в росписи античных сосудов, прочитывалась как аллегория изобилия. Именно поэтому она появляется на
монетах Кирены V в. до н. э., а затем на римских, периода Антонинов (II в. н. э.). Еще одна версия мифа рассказывает, что яблоки Гераклу помог добыть Атлант, державший в наказание за участие в сражении с богами на своих плечах небесный свод. Геракл освободил Атланта на время, взвалив ношу на свои плечи. Когда же вернувшийся Атлант не захотел встать на прежнее место, Геракл, по совету Прометея, обманул его, сказав, что хочет сделать подушку, чтобы подложить ее под тяжесть неба, и попросил пока встать на место. На одной из метоп храма Зевса в Олимпии (V в. до н. э.) изображены Атлант, приносящий яблоки, Геракл, держащий на своих плечах небо, рядом — богиня
Афина, кладущая на плечи Геракла подушку. В XVI-XVII веках появились изображения, на которых небесную сферу поддерживают одновременно две фигуры: Атлант и Геракл, либо один Геракл, а рядом показывают аллегорические фигуры Географии и Астрономии (в одном из позднейших вариантов мифа Атлант, переименованный в Атласа, научил Геракла астрономии). Фигура Геракла (Геркулеса), несущего сферу, стала символизировать «вес знаний». К рассказам о «золотых яблоках Гесперид» примыкают эпизод нападения на Геракла пигмеев, сражение Геракла с египетским царем Бусирисом и с чудовищным букентавром. В поисках яблок Гесперид Геракл освободил титана Прометея, прикованного к скале по воле Зевса (с этой историей связана символика олимпийского венка). Последним, двенадцатым, подвигом Геракла было путешествие в подземное иарство
Аида, откуда он вывел страшного пса Кербера с тремя головами и змеей вместо хвоста. Перед этим подвигом герой был посвящен в малые мистерии в Элевсине (как чужестранец он не мог быть посвящен в Большие Элевсинские мистерии). На аттических вазах, в частности на расписной пелике из Керчи в собрании петербургского Эрмитажа, показан Геракл среди элевсинских божеств:
Деметры, Коры, Плутоса, Триптолема. Геракл был олицетворением силы и доблести, поэтому его изображали вместе с богиней удачи Тихе или римской Фортуной. Геракл — защитник людей, строитель и покровитель городов, гимнасиев, палестр и терм. Его почитали целителем и покровителем торговли, как и Гермеса. По одному из мифов, Геракл случайно, в гневе, убил Ифита, одного из аргонавтов. Из-за этого пифия Дельфийского оракула отказалась ему пророчествовать. Тогда разгневанный герой схватил треножник пифии и попытался унести его с собой. За свою жрицу вступился сам бог
Аполлон. На восточном фронтоне Сокровищницы сифносцев в Дельфах изображена сцена борьбы Геракла с Аполлоном за дельфийский трипод. После ссоры, помирившись, они построили вместе город Гифион в Лаконии, и «там на площади стояли их статуи». Этот сюжет отражает историю междоусобной борьбы фессалийцев, которым покровительствовал Геракл, и фокейцев, на стороне которых был Аполлон. На некоторых изображениях можно видеть, как богиня Афина удерживает Геракла, а Латона с Артемидой успокаивают Аполлона. Несмотря на буйный нрав, Гераклу, как и всем героям античности, не чужда любовь. Могучий герой погиб от яда гидры — смертельно раненный Геракл сам взошел на погребальный костер, а затем был вознесен на
Олимп. В награду за подвиги герой получил бессмертие и вступил в брак с Гебой, дочерью Зевса и Геры. Мстительная Гера вынуждена была с этим смириться. В античном искусстве Геракла изображали бородатым могучим атлетом с маленькой головой и курчавыми волосами. В Древнем Риме почитался Геркулес — его мифология соответствовала греческой, но сам герой имел италийское происхождение. Древнейший алтарь Геркулеса находился в
Риме на Бычьем Форуме. В Капитолийском музее в Риме хранится мраморный бюст императора Коммода (176— 192) в образе Геркулеса. Его голова покрыта шкурой Немейского льва, в левой руке — яблоки Гесперид, в правой — палица. В эпоху проторенессанса и Итальянского Возрождения, когда переосмысливались античные персонажи и сюжеты, образ Геркулеса как воплощение исключительно физической силы не соответствовал гуманистическим идеалам, и Геркулесу стали приписывать иные добродетели.
Основные сюжеты изобразительного искусства на темы древнегреческих мифов и древнеримской мифологии активно используются художниками компании «
Неостильарт» для разработки сюжетных композиций для
росписи стен и потолков интерьеров различного назначения. В базе данных компании собрано огромное количество художественного материала, на основе которого может быть составлен любой эскиз и выполнена работа по росписи Вашего интерьера.
|
Франсуа Буше "Геркулес и Омфала", середина 1730-х, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
|
|
|
Питер Пауль Рубенс "Пьяный Геркулес", 1611, Галерея старых мастеров, Дрезден
|
|
|
Хендрик Голциус "Геркулес и Какус", 1613, Музей Франса Халса, Харлем, Голландия
|
|