ЗЕВС (греч. Zeus — «Светлое небо»; индо-евр. deiuo, др.-инд. dyauh — «сияющее небо»; Dyauspita — «Отец неба», отсюда лат. Diespiter, Juppiter ) — в древнегреческой мифологии — верховное божество неба, отец богов и людей. Его имя родственно урартскому Sivini, богу Солнца, и санскритскому слову «su» — «рождать». Отсюда второе имя Зевса —
Дий (греч. Dios, dia — «день»; лат. divus — «славный», Deus — «Бог»). На о. Крит и в Олимпии Зевса называли «Zan» (дорийск., родств. Sin). От этого имени происходят латинские слова sanus — «здоровый», sanctus — «святой». Поэтому и имя Зевс переводили как «жизнь», «то, через что все существует». В мифах Зевс называется сыном титана
Кроноса и
Реи, откуда его поэтическое прозвание «Кронион», или «Кронид». Еще один эпитет Зевса —
Гиетий (греч. Hyetios — «Дождливый» от hyetos — «дождь»), свидетельствует о его функциях громовержца и источника плодородия. В архаический период Зевса изображали с тремя глазами. От жестокого отца Кроноса, которому предсказали, что он будет свергнут одним из своих детей, Зевса спрятали на о. Крит. Там его вскормила своим молоком коза
Амалтея, олицетворение изобилия. Рог Амалтеи Зевс превратил в рог изобилия, а козью шкуру (после вознесения Амалтеи на небо), обтянув ею щит, сделал своей эгидой. Отсюда его прозвание «
Эгеос» (греч. aigeos — «козий»). Свою эгиду (щит, от «сотрясения которого происходит буря») Зевс уступил
Афине. Атрибут Зевса —
орел. Его зодиакальный знак — Овен, священное животное —
баран (солнечный символ). На Крите знаком Зевса Критского был двойной топор — лабрис. Под прозванием «Астерий» («Звездный») Зевса почитали на этом острове как отца царя Миноса. Отца и сына отождествляли с солнечным быком. Отсюда легенды о лабиринте, Минотавре и похищении
Европы Зевсом в образе белого быка с золотыми рогами. Известны также прозвания «Зевс Лабрис» и «Зевс Всевидящий» (Zeus Panderketes), что, возможно, связано с почитанием неба у древних египтян в образе коровы, усеянной звездами — глазами. Сыном Зевса Критского и Персефоны называется Загрей, внуком — Борисфен. С помощью киклопов, которые выковали Зевсу гром, молнии и перун, он победил титанов, свергнул их в Тартар и воцарился на
Олимпе, возглавив двенадцать олимпийских божеств древней Эллады (
боги олимпа). Вначале Зевс властвовал на земле и под землей, вершил суд над мертвыми, отсюда его прозвание «Хтоний» («Подземный»), затем функции подземного божества перешли к
Аиду. Богиня Земли Гея не могла смириться с властью Зевса, она наслала на олимпийцев Тифона и своих детей — гигантов. Супругами Зевса были Метида, Фемида,
Деметра. Мнемосина, богиня памяти, родила от Зевса девять муз. Поэтому Зевса называют источником поэтического вдохновения, наук и искусств. По одной из версий греческого мифа, дочерьми Зевса и Фемиды были
мойры, богини судьбы. Поэтому Зевс именуется также Морием или Мойрагетом («Предводителем мойр»). От Лето детьми Зевса были
Аполлон и
Артемида, от смертной женщины Алкмены — герой
Геракл, от музы Каллиопы — корибанты, служители Кибелы. Третья «законная» супруга Зевса, его сестра, ревнивая
Гера следила за мужем, но «дарователь жизни» не отказывался от покровительства людям и любви к земным женщинам. Его эпитеты — Сотер («Спаситель»), Мейлихий (греч. Meilichiou —«Благожелательный, Милостивый»), Полиухос (греч. Poliouchos — «Охраняющий город»), Филий (греч. Philios — «Благосклонный, Дружеский, Любезный»), Патрий (греч. Patrios — «Отчий»). Сыновьями Зевса были Диоскуры, герой
Персей — к его матери Данае Зевс проник в образе золотого дождя. К Семеле — с молниями и громами, от него фиванская царевна родила бога
Диониса. К
Леде (родившей Диоскуров и Елену Прекрасную) громовержец явился, обратившись лебедем. К
Персефоне (своей дочери) — змеем. Своих возлюбленных, чтобы скрыть их от преследований Геры, Зевс также обращает в животных: Ио — в корову, Каллисто — в медведицу. Детьми Зевса и Геры были Арес, Геба,
Гефест, Илифия. Диона родила от Зевса богиню
Афродиту, Эвринома — харит, Майя — Гермеса, Эгина — Эака, Антиопа — Амфиона и Зета, Пирра — Эллина. Этот список может быть продолжен. В Додоне находился оракул Зевса, вещавший из дуба. Поэтому дубовая ветвь — атрибут Зевса. В честь верховного бога в Элладе устраивали Олимпийские игры, по которым велся счет времени. Римляне отождествили с Зевсом своего
Юпитера. Зевса изображали восседавшим на троне, бородатым, с пышной шевелюрой. В руке у него скипетр, вокруг головы — сияние. Рядом с Зевсом — его непременный атрибут (у римлян воинский знак, символ победы) — орел. Пучок молний, оружие громовержца, иногда держит в своих лапах орел. Этот мотив позднее возродился в средневековой геральдике. В искусстве Барокко XVII-XVIII веков молнию Зевса изображали наподобие зазубренного копья либо языками пламени. Самые знаменитые античные статуи, изображающие Зевса, находились в его святилище в Олимпии и в Таренте. Римское повторение статуи Зевса работы Фидия находится в Дрездене, в музее Альбертинум.
ЮПИТЕР (лат. Juppiter, Jovis, возм. от Jove Pater — «Сияющий Отец») — в древнеримской мифологии — верховное божество грозы, неба, живительного дождя, грома, молнии, плодородия. Вероятно, древнейшее индоевропейское божество, воплощение «единой мировой субстанции» (праиндоевр. iuvando — «помощь, спасение»). По одной из гипотез, в Эпире (Греция) слово «Отчий» на иллирийском наречии (Patyros), слившись с общим наименованием божества (Deipatyros), со временем образовало слово «Юпитер». В песнях Салийских жрецов верховное божество именовали
Луцетием (лат. Lucetius — «Светоносный»). Его цвет — белый. При храме Юпитера в Риме содержали белых лошадей, жрецы одевались в белое. Юпитера изображали на колеснице, запряженной квадригой — четверкой белых лошадей, а его главным атрибутом был «грозовой камень» (древнейший фетиш «Юпитер Ляпис»; лат. lapis — «камень»). Антипод божества — Вейовис, бог подземного мира, или
Диспатер. О том, что в архаические времена
мифологический персонаж Юпитер был связан с культом деревьев, свидетельствуют его эпитеты: Фагутал (лат. Fagutalus — «Буковый»), Фругифер (лат. Frugifer — «Плодоносный»), Румин (лат. Rumin — «Кормилец»), Вимин (лат. Viminus — «Ивовый».
В Риме Юпитера почитали как родоначальника (лат. Indiges, Indiget — «Юпитер Местный, Отечественный») и его культ соединялся с культом Энея, основателя города. Юпитер Латиарис (лат. Latiaris — «Латийский») — покровитель тридцати латинских племен, в том числе римлян, центром его культа была Альбанская гора в Латии, к юго-востоку от Рима, — «Фанум Юпитера» (лат. fanum — «святилище»). Юпитеру Феретрию (лат. Feretrius — «Податель добычи», «Несущий победу», от feretrum — «носилки») приносили в дар лучшую часть военной добычи. Как сообщает Тит Ливий, Ромул, основатель Рима, возвратившись после взятия г. Ценины, «взошел на Капитолий, неся доспехи убитого неприятельского вождя, развешенные на остове... положил их у священного для пастухов дуба; делая это приношение, он тут же определил место для храма Юпитера и к имени бога прибавил прозвание: „Юпитер Феретрийский"... Таково происхождение самого древнего в Риме храма». Плутарх также упоминает это событие и приводит иную этимологию. Еще один эпитет Юпитера также связан с историей города Рима. В войне с сабинами («Похищение сабинянок») римляне стали терпеть поражение, дрогнули и обратились в бегство. Тогда Ромул, воздев руки к небу, дал обет соорудить на этом месте (битва шла за Капитолийский холм) храм Юпитера Статора (лат. Stator — «Остановитель»), если только его воины остановятся и повернутся против врага. Позднее, в 294 году до н. э., консул Марк Атилий Регул в битве с самнитами повторил обет Ромула, и римляне, дважды обязанные спасением заступничеству Юпитера, поставили богу второй храм (на месте несохранившегося прежнего). К прозванию «Статор» впоследствии прибавили и другое значение: «Блюститель стойкости государства». Еще один храм Юпитера Остановителя построили в Риме около Фламиниева цирка (близ Марсова поля) в 146 году до н. э. Именем Юпитера древние римляне скрепляли клятвы и государственные договоры, отождествляя верховное божество с божеством верности клятве и долгу «Диус Фидиус». Встречаются также определения: Юпитер Термин («Охранитель границ»), Юпитер Либертас («Освободитель»). В храме Юпитера на Капитолии заканчивались торжества по случаю военных триумфов. Как верховное божество, Юпитер возглавлял капитолийскую триаду богов (Юпитер, Юнона и Минерва). В этом качестве его эпитет: «Наилучший Величайший» (лат. Optimus Maximus). Юпитер — покровитель императоров и хранитель римского государства, поэтому его отождествление с греческим верховным богом Зевсом носило формальный характер и существенно не отразилось на иконографии. С Юпитером римляне последовательно отождествляли все верховные божества завоеванных народов. Орел — атрибут греческого громовержца Зевса — был также воинским знаком Юпитера, но основной атрибут Юпитера — белый бык {солярный знак). Рев быка связывали с раскатами грома. Другое священное животное, которое посвящали Юпитеру, — вол (кастрированный бык, образ покорности и трудолюбия, силы и терпения). Белых волов приносили в жертву Юпитеру на Капитолийском холме. Поэтому известную римскую поговорку «Что позволяется Юпитеру, то не позволяется быку» (лат. «Quod licet Jovi, non licet bovi») правильнее переводить: «не позволяется волу» (лат. bos, bovis — «вол» и «бык»).
Основные сюжеты изобразительного искусства на темы древнегреческих мифов и древнеримской мифологии активно используются художниками компании «
Неостильарт» для разработки сюжетных композиций для
росписи стен и потолков интерьеров различного назначения. В базе данных компании собрано огромное количество художественного материала, на основе которого может быть составлен любой эскиз и выполнена работа по росписи Вашего интерьера.
|
Хендрик Голциус "Юпитер и Антиопа", 1612, Музей Франса Халса, Харлем, Голландия
|
|