В музее
Лувр насчитывается около 6000 картин, созданных европейскими художниками с конца XIII и до середины XIX столетия, самые разнообразные по формату и стилю исполнения: от маленьких картинок до монументальных полотен, - представлены во всем энциклопедическом разнообразии. Художественное отделение организовано с 1794 года, при реформе национальных школ. В конце проекта "Большой Лувр" художественное отделение занимало около 17850 м. кв. выставочной площади, которая была разделена по различным школам живописи.
Естественно, что Лувр обладает очень богатым собранием французской живописи. Назовем лишь немногие картины Лувра: Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции (XIV век.); «Пьета из Вильнев-лез-Авиньона» Ангеррана Картона и портрет Карла VII, кисти Жана Фуке (XV век); портрет Франсиска I, работы Жана Клуэ; портреты Елизаветы Австрийской и Пьера Кюта Франсуа Клуэ (XVI век). К числу лучших произведений XVII века относятся великолепные картины Жоржа де Латура («Св. Иосиф-плотник», «Кающаяся Магдалина», «Шулер»), братьев Ленен («Крестьянская семья»). XVIII Век представлен такими шедеврами Антуана Ватто, как «Отплытие на остров Киферу» и «Жиль», а также натюрмортами жанровыми сценами Шардена («Скат», «Буфет», «Мальчик с юлой», «Молитва перед обедом»), пейзажами Гюбера Робера, произведениями Фрагонара и других мастеров. Среди произведений XIX века привлекает внимание картина Жака-Луи Давида «Коронация Наполеона», его «
Клятва Горациев» и портрет Мадам Рекомье; картины Энгра («Купальщица», «Большая одалиска»); удивительно тонкие по ощущению природы пейзажи Коро. Кисти Делакруа принадлежат «Свобода, ведущая народ», «Резня на Хиосе», «Смерть Сарданапала», «Алжирские женщины». Исключительную ценность представляет собрание итальянской живописи, начиная с XIV века. Здесь выставлены шедевры мастеров Проторенессанса – Чимабуэ («Мадонна с ангелами», около 1280 года), Джотто («Св. Франциск») и Симоне Мартини («Несение креста», створка полиптиха); лучших живописцев раннего Возрождения XV века, таких как Фра Анжелико («Коронование Марии»), Мантенья («
Св. Себастьян»), Джованни Беллини («Благословляющий Христос»), Антонелло да Мессина («Кондотьер»), Боттичелли (Фрески виллы Лемми), Гирландайо (портрет старика с внуком). Высокое возрождение (XVI век) представлено произведениями величайших мастеров: портрет Моны Лизы («
Джоконда») Леонардо да Винчи стал символом Лувра, здесь же его «
Мадонна в гроте» и «Мадонна с младенцем и Св. Анной»; с творчеством
Рафаэля знакомят «
Прекрасная садовница» и
портрет Бальдассаре Кастильоне. Из самых значительных произведений конца XVI – начала XVII века – Караваджо – «
Успение Марии» и «
Гадалка», а XVIII столетие представлено замечательными полотнами венецианцев Тьеполо и Гварди. Коллекция испанской живописи невелика, но позволяет познакомиться с самыми крупными мастерами: Эль Греко («Распятие»), Сурбаран («Св. Аполлония», два полотна из цикла, посвященного жизни св. Бонавентуры), Рибера («Хромоножка»), Велаксес (портреты инфант), Мурильо, Гоя (портрет Фердинанда Гиймарде, портрет графини де Санта-Крус). В небольшом собрании немецкой живописи эпохи Ренессанса – произведения Дюрера («Автопортрет»), Кранаха («Портрет молодой женщины»), Гольбейна Младшего (портрет Эразма Ротрдамского). Фламандская школа представлена произведениями ее крупнейшего живописца Питера Пауля Рубенса, в том числе блестящим «Портретом Елены Форумен с детьми», «Кермессой» и 21 полотном из цикла «Жизнь Марии Медичи», созданного для Люксембургского дворца, а также картинами Ван Дейка (портрет Карла I, короля Англии) и Йорданса. С голландской живописью знакомят произведения Рембрандта («Автопортрет», «Христос в Эммаусе»), Франца Халса («Цыганка») и Вермера («Кружевница» и «Астроном»).