СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА - (итал. Cappella Sistina di Vaticano) — выдающийся памятник искусства эпохи Итальянского Возрождения. Находится в Риме, в Ватикане, примыкает с северной стороны к собору Св. Петра. Названа по имени Папы Римского Сикста IV из семьи делла Ровере (1471—1484), который решил укрепить старую средневековую постройку (зал конклава), превратив ее в крепость и сделав, одновременно, папской капеллой во имя Успения Девы Марии. Работы велись в 1475-1483 гг. ломбардскими каменщиками. Проект разработал Баччьо Понтелли, строительством руководил Мино да Фьезоле (1429-1484). Оба мастера — представители флорентийской школы. Капелла возведена на старой кладке (занимающей одну треть высоты) и представляет собой относительно небольшое, вытянутое в плане помещение (40,23 м в длину, 13,3 м в ширину и 20,7 м в высоту). Пропорции капеллы, по замыслу Папы, повторяют пропорции легендарного храма Соломона в Иерусалиме. Вход в капеллу (с восточной стороны) осуществлялся не из собора, а из папских апартаментов через «Царский зал» (Sala Regia), где проходили официальные аудиенции
(современный
вход
устроен с противоположной стороны). Капелла имеет 12 окон в верхней части стен, с правой стороны находится кантория для певчих. Внизу, по периметру, на время заседания конклава (в Сикстинской капелле, по традиции, происходят выборы нового Папы) устанавливают скамьи для кардиналов. Ограда с канделябрами в восточной части (XV в.) отделяет часть капеллы, предназначавшуюся для мирян. Мозаичный пол создан в XV в. в стиле космати. Еще до освящения капеллы, в 1480 г., Папа Сикст IV призвал самых знаменитых флорентийских живописцев для осуществления росписей: С. Боттичелли, Д. Гирландайо, Л. Синьорелли, К. Росселли и двух мастеров из Умбрии: Перуджино и Пинтуриккьо. За два года художники расписали средний ярус стен, поместив между вертикальными пилястрами композиции с ветхозаветными эпизодами из жизни Моисея (справа от алтарной стены) и новозаветными эпизодами из жизни Иисуса Христа (слева). Всего 12 композиций: «Путешествие Моисея в Египет», «Испытание Моисея», «Переход через Черное море», «Вручение Моисею скрижалей Завета», «Наказание Корея», «Завещание и смерть Моисея», «Крещение Иисуса Христа», «Искушение Христа дьяволом в пустыне» (с другими эпизодами), «Призвание Апостолов», «Нагорная проповедь», «Вручение ключей Апостолу Петру», «Тайная вечеря». В нижнем ярусе боковых стен, по традиции средневековых базилик, изображены завесы с регалиями понтифика — на этом месте находились знаменитые шпалеры «Деяния Апостолов», созданные в 1515-1520 гг. по картонам Л. Пенни (ученика Рафаэля). Шпалеры вывешивали (сохранились крюки на стенах) на время выборов Римского Папы. Ныне шпалеры хранятся в ватиканской Пинакотеке {картоны — в музее Виктории и Альберта в Лондоне). В верхнем ярусе боковых стен, в простенках окон — портреты Римских Пап I—IV вв., от Св. Петра до Марцелла I. Однако главным сокровищем Сикстинской капеллы, безусловно, являются росписи великого художника Итальянского Возрождения флорентийца
Микеланжело Буонарроти. Если росписи боковых стен отражают художественный стиль флорентийского кватроченто (искусства раннего Возрождения XV в.), то роспись плафона — период «Высокого Возрождения» начала XVI в. Вначале плафон капеллы (бочарный свод с двенадцатью распалубками по сторонам), как показывает сохранившийся рисунок XVI в. из галереи Уффици во Флоренции, был расписан художником Пьер-Маттео д'Амелия традиционно — синим «небом» с золотыми звездами. Новый честолюбивый Папа Юлий II (Джулиано делла Ровере; 1503—1513) решил увековечить и себя в капелле Сикста IV. В 1508 г. он пригласил из Флоренции Микеланжело (1475-1564) и поручил ему составить проект. Художник пытался отказаться: он был недостаточно опытным живописцем, а в труднейшей технике
фрески не работал вовсе. По одной из версий, заказ был инициирован недругом Микеланжело — Д. Браманте (главным архитектором Ватикана), дабы опозорить талантливого соперника. В это время все мысли Микеланжело были заняты грандиозным проектом гробницы Юлия II. Программа Папы Юлия II предполагала традиционную композицию: центральную часть свода заполнить геометрическим орнаментом, а по периметру — в люнетах, образуемых распалубками, — поместить изображения двенадцати Апостолов. Однако художник почувствовал ограниченность такого плана и дерзнул представить новый проект: «грандиозный фресковый цикл, когда-либо существовавший в мире. В итоге за четыре года титанического труда Микеланжело создал на потолке грандиозный цикл росписей, повествующих о Сотворении мира и истории человечества. Девять ветхозаветных сцен, пророки и сивиллы по сторонам написаны так, что зрительно расширяют
(можно
было
бы
сказать: разрушают) тесное пространство капеллы. Шедевр, созданный гением Возрождения, не укладывается в привычные рамки искусства своей эпохи. Его называют прециозным (лат. praeciosis — «ожидаемый, предваряющий»). В самом начале XVI века, на пике эпохи Возрождения, великий художник ушел далеко вперед и фактически создал новый художественный стиль. В этом произведении Микеланжело (по собственному признанию) работал как архитектор и скульптор. Весьма несовершенная по цвету роспись «сикстинского плафона» впечатляет мощью, размахом и внутренней силой «нарисованных на потолке скульптур». Это не живопись и не декоративная роспись (что требовалось по заданию), а архитектоническая композиция, которая собственной титанической мощью буквально снесла все, что было создано в этой капелле ранее, и в определенном смысле все, что делалось в Италии другими художниками. Она ошеломляет и утомляет одновременно. Великий художник впервые в своем веке показал, что вне красоты человеческих форм иной красоты не существует... мы видим человеческие тела, всюду человеческие тела, ни одного уголка с простым орнаментом, на котором отдохнул бы глаз... в абсолютном заполнении плоскости человеческими телами скрывается странная, наводящая на размышления вольность. В этой мании пластики виден скульптор. Историю создания «Сикстинского плафона» иногда рассматривают как историю борьбы двух сильных характеров — Юлия II и Микеланжело. Папа подгонял художника, не останавливаясь и перед тем, чтобы поколотить его, требовал «побольше золота в росписи»; ставил в пример ловкого и удачливого
Рафаэля, который работал с большой артелью помощников. А на вопрос Папы: «Когда закончишь?» Микеланжело упрямо отвечал: «Когда закончу!» и ворчал по поводу того, что «добрый сынок» Рафаэль по ночам при свете лампы поднимается на леса и тайком, как воришка, срисовывает его фигуры. Воображение Микеланжело рождало все новые образы — около трехсот фигур на площади 520 кв. м. В сентябре 1510 г. леса были разобраны (чтобы перенести их на вторую половину еще не законченного свода), и многие в Риме дивились необычному произведению. Прерванная почти на год работа продолжалась в 1511-1512 гг. Художник говорил, что его волнует только красота человека и он «презирает мишуру в искусстве», живопись (намекая на Рафаэля), «которая пленяется атласом, бархатом и драгоценными каменьями». Первого ноября 1512 года, в День Всех Святых, по завершении работ капеллу торжественно освятил Папа Юлий II. Затем капеллу открыли для всеобщего обозрения. Спустя четыре месяца после окончания фресок Юлий II, волей которого, как признавал сам Микеланжело, было создано это произведение, скончался. Через двадцать лет великий художник вернулся в Сикстинскую капеллу: по распоряжению Папы Климента VII он должен был расписать алтарную стену (при этом были уничтожены старые росписи кватрочентистов: «Нахождение Моисея» и «Рождество Христово»). В 1536-1541 гг. Микеланжело осуществил на алтарной стене еще более дерзкий замысел, чем на плафоне («
Страшный суд»). По распоряжению художника изменили кладку стены, сделав ее с наклоном (верхняя часть стены нависает на 26 см относительно нижней — для предотвращения перспективных искажений и оседания пыли). Фреска «Страшный суд» имеет иные композиционные принципы, масштабность и ритмику, которые отражают новые представления об искусстве и эволюцию индивидуального мышления Микеланжело. Поэтому знатоки советуют рассматривать плафон, повернувшись к алтарной стене спиной. В целом, особенно с учетом старых росписей нижнего и среднего ярусов боковых стен, капелла производит эклектичное впечатление. Однако подобная насыщенность, возможная лишь в Риме, вызывает благоговение.