Сикстинская капелла

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА - (итал. Cappella Sistina di Vaticano) — вы­дающийся памятник искусства эпохи Итальянского Возрождения. Находится в Риме, в Ватикане, примыкает с северной стороны к собору Св. Петра. Названа по имени Папы Рим­ского Сикста IV из семьи делла Ровере (1471—1484), который решил укрепить старую средневековую постройку (зал кон­клава), превратив ее в крепость и сделав, одновременно, папской капеллой во имя Успения Девы Марии. Работы велись в 1475-1483 гг. ломбардскими каменщи­ками. Проект разработал Баччьо Понтелли, строительством руководил Мино да Фьезоле (1429-1484). Оба мастера — представители флорентийской школы. Ка­пелла возведена на старой кладке (зани­мающей одну треть высоты) и представ­ляет собой относительно небольшое, вы­тянутое в плане помещение (40,23 м в длину, 13,3 м в ширину и 20,7 м в высоту). Пропорции капеллы, по замыслу Папы, повторяют пропорции легендарного хра­ма Соломона в Иерусалиме. Вход в капеллу (с восточной стороны) осуществлялся не из собора, а из папских апартаментов через «Царский зал» (Sala Regia), где проходили официальные аудиенции  (современный  вход  устроен с противоположной стороны). Капелла имеет 12 окон в верхней части стен, с пра­вой стороны находится кантория для певчих. Внизу, по периметру, на время заседания конклава (в Сикстинской ка­пелле, по традиции, происходят выборы нового Папы) устанавливают скамьи для кардиналов. Ограда с канделябрами в вос­точной части (XV в.) отделяет часть ка­пеллы, предназначавшуюся для мирян. Мозаичный пол создан в XV в. в стиле космати. Еще до освящения капеллы, в 1480 г., Папа Сикст IV призвал самых знаменитых флорентийских живописцев для осуществления росписей: С. Ботти­челли, Д. Гирландайо, Л. Синьорелли, К. Росселли и двух мастеров из Умбрии: Перуджино и Пинтуриккьо. За два года художники расписали средний ярус стен, поместив между вертикальными пиляст­рами композиции с ветхозаветными эпи­зодами из жизни Моисея (справа от алтар­ной стены) и новозаветными эпизодами из жизни Иисуса Христа (слева). Всего 12 композиций: «Путешествие Моисея в Египет», «Испытание Моисея», «Пе­реход через Черное море», «Вручение Моисею скрижалей Завета», «Наказание Корея», «Завещание и смерть Моисея», «Крещение Иисуса Христа», «Искушение Христа дьяволом в пустыне» (с другими эпизодами), «При­звание Апостолов», «Нагорная пропо­ведь», «Вручение ключей Апостолу Петру», «Тайная вече­ря». В нижнем ярусе боковых стен, по традиции средневековых базилик, изоб­ражены завесы с регалиями понтифика — на этом месте находились знаменитые шпалеры «Деяния Апостолов», созданные в 1515-1520 гг. по картонам Л. Пенни (ученика Рафаэля). Шпалеры вывешивали (сохрани­лись крюки на стенах) на время выборов Римского Папы. Ныне шпалеры хра­нятся в ватиканской Пинакотеке {кар­тоны — в музее Виктории и Альберта в Лондоне). В верхнем ярусе боковых стен, в простенках окон — портреты Римских Пап I—IV вв., от Св. Петра до Марцелла I. Однако главным сокровищем Сикстинской капеллы, безусловно, явля­ются росписи великого художника Италь­янского Возрождения флорентийца Микеланжело Буонарроти. Если росписи боковых стен отражают художественный стиль флорентийского кватроченто (ис­кусства раннего Возрождения XV в.), то роспись плафона — период «Высокого Возрождения» начала XVI в. Вначале плафон капеллы (бочарный свод с две­надцатью распалубками по сторонам), как показывает сохранившийся рисунок XVI в. из галереи Уффици во Флоренции, был расписан художником Пьер-Маттео д'Амелия традиционно — синим «небом» с золотыми звездами. Новый честолюбивый Папа Юлий II (Джулиано делла Ровере; 1503—1513) решил увекове­чить и себя в капелле Сикста IV. В 1508 г. он пригласил из Флоренции Микеланжело (1475-1564) и поручил ему составить проект. Художник пытался отказаться: он был недостаточно опытным живопис­цем, а в труднейшей технике фрески не работал вовсе. По одной из версий, заказ был инициирован недругом Микеланжело — Д. Браманте (главным архитекто­ром Ватикана), дабы опозорить талантливого соперника. В это время все мысли Микеланжело бы­ли заняты грандиозным проектом гроб­ницы Юлия II. Программа Папы Юлия II предполагала традици­онную композицию: центральную часть свода заполнить геометрическим орна­ментом, а по периметру — в люнетах, образуемых распалубками, — поместить изображения двенадцати Апостолов. Од­нако художник почувствовал ограничен­ность такого плана и дерзнул представить новый проект: «грандиозный фресковый цикл, когда-либо существовавший в ми­ре. В итоге за четыре года титанического труда Микеланжело создал на потолке грандиозный цикл росписей, повествую­щих о Сотворении мира и истории че­ловечества. Девять ветхо­заветных сцен, пророки и сивиллы по сторонам написаны так, что зрительно расширяют  (можно  было  бы  сказать: разрушают) тесное пространство капеллы. Шедевр, созданный гением Возрождения, не укладывается в привычные рамки искусства своей эпохи. Его назы­вают прециозным (лат. praeciosis — «ожи­даемый, предваряющий»). В самом на­чале XVI века, на пике эпохи Возрождения, великий художник ушел далеко вперед и фактически создал новый художествен­ный стиль. В этом произве­дении Микеланжело (по собственному признанию) работал как архитектор и скульптор. Весьма несовершенная по цве­ту роспись «сикстинского плафона» впе­чатляет мощью, размахом и внутренней силой «нарисованных на потолке скуль­птур». Это не живопись и не декоративная роспись (что требовалось по заданию), а архитектоническая композиция, кото­рая собственной титанической мощью буквально снесла все, что было создано в этой капелле ранее, и в определенном смысле все, что делалось в Италии други­ми художниками. Она ошеломляет и утомляет одновременно. Великий художник впервые в своем веке показал, что вне красоты человеческих форм иной красоты не существует... мы видим человеческие тела, всюду человеческие тела, ни одного уголка с простым орна­ментом, на котором отдохнул бы глаз... в абсолютном заполнении плоскости человеческими телами скрывается стран­ная, наводящая на размышления воль­ность. В этой мании пластики виден скульптор. Ис­торию создания «Сикстинского плафона» иногда рассматривают как историю борь­бы двух сильных характеров — Юлия II и Микеланжело. Папа подгонял худож­ника, не останавливаясь и перед тем, что­бы поколотить его, требовал «побольше золота в росписи»; ставил в пример ловкого и удачливого Рафаэля, который ра­ботал с большой артелью помощников. А на вопрос Папы: «Когда закончишь?» Микеланжело упрямо отвечал: «Когда за­кончу!» и ворчал по поводу того, что «доб­рый сынок» Рафаэль по ночам при свете лампы поднимается на леса и тайком, как воришка, срисовывает его фигуры. Воображение Микеланжело рождало все новые образы — около трех­сот фигур на площади 520 кв. м. В сентяб­ре 1510 г. леса были разобраны (чтобы перенести их на вторую половину еще не законченного свода), и многие в Риме дивились необычному произведению. Прерванная почти на год работа продол­жалась в 1511-1512 гг. Художник го­ворил, что его волнует только красота человека и он «презирает мишуру в ис­кусстве», живопись (намекая на Рафаэля), «которая пленяется атласом, бархатом и драгоценными каменьями». Первого ноября 1512 года, в День Всех Святых, по завершении работ капеллу торжественно освятил Папа Юлий II. Затем капеллу открыли для все­общего обозрения. Спустя четыре месяца после окончания фресок Юлий II, волей которого, как признавал сам Микеланжело, было создано это произведение, скончался. Через двадцать лет великий художник вернулся в Сикстинскую ка­пеллу: по распоряжению Папы Климен­та VII он должен был расписать алтарную стену (при этом были уничтожены ста­рые росписи кватрочентистов: «Нахож­дение Моисея» и «Рождество Христово»). В 1536-1541 гг. Микеланжело осущест­вил на алтарной стене еще более дерзкий замысел, чем на плафоне («Страшный суд»). По распоряжению художника изменили кладку стены, сделав ее с накло­ном (верхняя часть стены нависает на 26 см относительно нижней — для пре­дотвращения перспективных искажений и оседания пыли). Фреска «Страшный суд» имеет иные композиционные прин­ципы, масштабность и ритмику, которые отражают новые представления об ис­кусстве и эволюцию индивидуального мышления Микеланжело. Поэтому зна­токи советуют рассматривать плафон, повернувшись к алтарной стене спиной. В целом, особенно с учетом старых рос­писей нижнего и среднего ярусов боко­вых стен, капелла производит эклектич­ное впечатление. Однако подобная на­сыщенность, возможная лишь в Риме, вызывает благоговение.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67