Считается, что
английским стилем ("English style") называется то, что было создано в
дизайне интерьеров известным английским дизайнером и влиятельным представителем движения «Искусства и ремесла»
Уильямом Моррисом (1834-1896 г.г.) на базе средневекового английского интерьера. Спроектированный по просьбе Мориса архитектором Филиппом Уэббом знаменитый Ред-хаус («Красный дом») демонстрирует идеи, которые формулировал Морис, и может рассматриваться как шаг к современному пониманию дизайна. Уильям Моррис сумел почувствовать всю прелесть старых английских стилей, особенно Георгианского и Викторианского стиля, взять из них самое лучшее и использовать их основные элементы в новых условиях. В результате английский стиль – это достаточно эклектичный стиль, базирующийся на элементах знаменитых стилях, существовавших в истории английского дизайна.
Во времена правления Королевы Елизаветы (1533-1603 г.г.) стиль эпохи Возрождения наконец-то достиг берегов Британии (в Италии он уже клонился к своему закату). Но, увы, жители Туманного Альбиона поначалу его никак не восприняли. Такое неприятие длилось до тех пор, пока двое англичан не оказали сильное "классическое" влияние на развитие архитектуры и декоративного искусства Великобритании. Первым из них был архитектор
Иниго Джонс, который в начале XVII века побывал в Италии и был очарован ее архитектурой, в особенности стилем палладио. Он привнес в английский стиль ясность композиции и благородство классических пропорций. В середине столетия тон в архитектуре и декоративном искусстве стал задавать
Кристофер Рен (1632-1723)— знаменитый архитектор и математик, ярый поклонник Ренессанса и классического стиля. (Поскольку по-английски его фамилия пишется Wren, современники Рена считали, что можно говорить об английском Wrennaissance.)
Далее в истории английского дизайна с XVIII до начала XIX века можно выделить следующие наиболее важные стили (продавцы мебели обычно называют их все традиционными):
-
Стиль Адам. Этот стиль назван по фамилии братьев, производивших мебель и бывших законодателями мод в английском дизайне второй половины XVIII века. В свое время на них сильно повлияли французское рококо и древнеримский стиль Помпеи. Роберт Адам (1728-1792) и его верный помощник, младший брат Джеймс (1730-1794), были настоящими мастерами классических интерьеров и меблировки — элегантных и продуманных до мельчайших деталей. Отличительной чертой мебели Адам являются роскошно-благородные цвета обивки — матово-голубой, приглушенный желто-зеленый, светло-серый и бледно-лиловый.
-
Стиль чиппендейл и стиль рококо. По сравнению с французским, английский рококо отличался более крупными размерами интерьеров и мебели. Для этого стиля характерны стулья с практически полностью прямыми ножками. Форма спинки некоторых кресел и нанесенный на них рисунок (например, в виде веерообразной раковины) отражает влияние восточных культур, в частности китайской. Этот стиль неразрывно связан с именем
Томаса Чиппендейла (1718-1779), английского мастера мебельного искусства. Кресла и стулья в стиле Чиппендейл кажутся более мужскими и строгими по сравнению с пышными и женственными стульями времен Королевы Анны. Они больше и массивнее стульев, сделанных Шератоном и Хэпплуайтом. Томас Чиппендейл отдавал предпочтение нейтральной цветовой гамме, которая, однако, была темнее тонов французской мебели того же периода. Для его стиля характерны ажурные спинки стульев и ножки в виде звериных лап. Иногда в спинке стульев можно угадать очертания античной вазы или скрипки.
-
Георгианский стиль. На мебельных мастеров георгианской эпохи (названной в честь Георга I, II, III и IV — королей Англии, правивших с 1714 по 1830 г.г.) повлияли классические каноны Древней Греции и Рима. Для мебели в это время были характерны строгие пропорции и внимание к деталям. Дизайнеры до сих пор любят подражать этому стилю и используют его в современных интерьерах.
-
Стиль Хэпплуайт. Расцвет деятельности мебельного мастера Генри Хэпплуайта пришелся на 1775-1786 годы. Этот мастер был сторонником простых форм и прямых ножек стульев и столов. Особенно он прославился своими изящными спинками, имеющими форму щита, пальмовых ветвей или страусиного пера.
-
Стиль Королевы Анны. Для периода, длившегося с 1702 по 1714 годы (названного в честь царствующей в то время английской королевы), характерна изящная мебель с прихотливыми изгибами. Кроме того, в декоре этого стиля прослеживается довольно сильное влияние китайского прикладного искусства. Кресло Королевы Анны с его витыми ножками (их еще называют кабриоль) не потеряло своей популярности до сегодняшнего дня. Особенно часто его можно встретить в элегантных столовых.
- Стиль
Шератон. Этот стиль назван по имени создавшего его мастера мебельного искусства Томаса Шератона (1751-1806). Для него характерна изящная, простая и элегантная мебель, сочетающая в себе классические элементы и оригинальный дизайн (например, спинка кресла в виде античной лиры).
-
Викторианский стиль. Период, когда главенствовал этот стиль, отличался чересчур богатым декором и вошел в историю также под названием розовато-лилового десятилетия. В 1850-е годы ученый Уильям Перкин изобрел анилиновый краситель. После того как королева Виктория и императрица Евгения публично похвастались розовато-лиловыми платьями, новый краситель стал так популярен, что и сама эпоха позднее получила такое название. В те времена в дизайне интерьеров особенно часто можно было встретить винно-розовые и красновато-лиловые (баклажанные) оттенки. Именно при королеве Виктории в Англии в большом количестве появились и мебельные фабрики. Если говорить в общем, то дизайн этой эпохи соединил в себе ностальгические интерпретации готики, ренессанса, мавританского и восточного стилей. Типичный викторианский интерьер можно создать при помощи кружевных занавесей, множества узоров и обилия аксессуаров. Конечно, для такого дизайна ваш дом вовсе не обязательно должен быть полностью викторианским. Однако лучше всего такой стиль подходит старинным домам (или домам, в интерьере которых не прослеживается какой-либо один определенный стиль).
Главными принципами английского стиля, впитавшего в себя самые лучшие элементы различных конкретных стилей, являются сдержанное богатство,
почти полное изгнание кривых линий, утонченность деталей, изящность в пропорциях и рисунке, применение дорогих пород дерева. Натуральное дерево занимает в интерьере главенствующую роль: резные дубовые панели на стенах, мебель с карнизами и пилястрами из дуба, ореха или красного дерева, декорированная инкрустацией, дубовый паркет на полу, открытые резные стропила темного дерева на потолке. Характерным элементом английской архитектуры является камин – огромный, доходящий почти до потолка, облицованный изразцами, резным декором из дерева или природным камнем, обязательно с каминной доской темного дерева и вешалкой для аксессуаров (бронзовых щипцов, кочерги и т. д.). В обустроенном в английском стиле загородном доме, обязательно присутствует широкая лестница, ведущая из гостиной на второй этаж, которую, как минимум, украшают резными деревянными перилами, а иногда и скульптурами. Стены украшают богатые ткани с роскошной фактурой и замысловатым рисунком (бархат, дамаст, гобелен), а полы - дорогие ковры.
В настоящее время английский стиль очень популярен и его часто берут за основу многие архитекторы, дизайнеры и декораторы при разработке
дизайна интерьеров.